Новости

Чисто энергетический соблазн

Россия предложила Евросоюзу новый проект энергетического договора. Но этот вариант правил энергетического сотрудничества отвечает интересам стран - транзитеров газа еще в меньшей степени, чем Договор Энергетической Хартии, который Беларусь до сих пор так и не ратифицировала.

После того как в ходе российско-украинской «газовой войны» 2009г. выяснилось, что транзитные обязательства, возлагаемые Договором Энергетической Хартии на страну, подписавшую и ратифицировавшую договор, не более чем филькина грамота, Москва решительно занялась международным законотворчеством. «Россия неоднократно говорила о проблемах, которые связаны с энергобезопасностью. Их не разрешили ни  Энергетическая хартия, ни другие документы - мы их не ратифицировали и не считаем себя связанными этими решениями», - отметил российский президент в ходе визита в Финляндии. Именно там Дмитрий Медведев организовал первую презентацию российского варианта энергетического договора с Европой.

Справка «БелГазеты». Договор Энергетической Хартии (ДЭХ) был открыт для подписания еще в декабре 1994г. На сегодняшний день он подписан 51 государством. США и Канада подписали Энергетическую Хартию, но не ДЭХ. Австралия, Беларусь, Исландия, Норвегия и Россия подписали ДЭХ, но не ратифицировали его. Россия и Беларусь применяют Договор на временной основе до его ратификации. Это означает, что эти страны согласились применять положения Договора к Энергетической Хартии в той степени, в которой те не противоречат их конституциям, законам и подзаконным актам.

Судя по информации, изложенной в СМИ, российский проект договора избавлен от недостатков, свойственных Договору Энергетической Хартии. Более того, в нем присутствуют все необходимые атрибуты, которые условно попадают под определение кнута и пряника. Например, Москва даже обещает допустить иностранцев к разработке стратегических энергоресурсов, но как минимум взамен на преференции в споре с транзитными государствами. Россия также надеется, что к предложенному ей варианту договора присоединятся все ведущие игроки на энергетическом рынке, включая США, Канаду, Китай, Индию и Норвегию.

Новизна документа заключается и в расширении списка энергоресурсов. Это теперь не только нефть и газ, но и ядерное топливо, электроэнергия и уголь. Впрочем, это не главное. Анонсируя документ, Медведев предложил решать проблемы энергоснабжения Европы как с помощью освоения новых маршрутов доставки разнообразных энергоносителей, так и путем совершенствования юридического сопровождения транспортных процессов.

Очевидно, что для России наиболее важным пунктом нового документа являются правила разрешения конфликтных ситуаций и дополнительная ответственность, возлагаемая на страны-транзитеры. При этом официальные представители Кремля подчеркивают: предложения Москвы направлены на соблюдение баланса интересов поставщиков, транзитеров и потребителей. Однако, как пояснил газете «КоммерсантуЪ» один из разработчиков документа, основное его предложение состоит в том, что «поставщики и потребители должны контролировать транзит энергоресурсов по территории третьих стран и согласовывать инвестиции в поддержание газотранспортной системы в рабочем состоянии».

И этот пункт проекта документа, видимо, следует считать юридическим ответом на вызов, брошенный Брюссельской декларацией между Украиной и ЕС, которая изолирует Газпром от украинского транзита. «В энергополитике есть два определяющих участника: производитель и покупатель. Транзитные страны выполняют обслуживающую функцию, и не нужно делать из транзита самостоятельного игрока», - пояснил собеседник газеты. В этом документе Россия не только демонстрирует свое неприятие юрисдикции ЕС над ГТС Украины, но и предлагает строго закрепить пункт, согласно которому «ни одна производящая или поставляющая газ компания, где бы то ни было в ЕС не может владеть или оперировать транспортной системой ни в одном из государств - членов ЕС».

Действующая Хартия, как известно, продекларировала, а Договор Энергетической Хартии гарантировал недискриминационный доступ к газопроводам, что категорически не устроило «Газпром» и исключило возможность ратификации документа со стороны России. Одновременно был практически закрыт доступ к европейским рынкам внешних компаний, что также не соответствовало интересам российской стороны. И данное обстоятельство стало еще одним серьезным поводом для разработки российского варианта энергодоговора, который смог бы заменить Энергетическую Хартию. Москва готова предоставить иностранным инвесторам возможность работать на российских месторождениях в обмен на облегченный доступ российского капитала к европейским сбытовым активам.

Вероятно, пытаясь получить согласие европейцев на пересмотр Хартии, Россия рассчитывает как минимум на некоторую задержку в реализации европейской реформы энергетики, ориентированной на полную либерализацию рынка газа и электроэнергии. И, надо сказать, что в этом ее интересы и интересы ведущих европейских энергетических компаний совпадают почти полностью. Если же документ не пройдет или пройдет лишь частично, то Россия в любом случае от этого только выиграет. А проиграют, безусловно, все транзитные государства, обойти которые «Газпром» готов практически любой ценой. Свобода и независимость от стран-транзитеров того стоит. Но последнее слово в этой сделке остается за Европой, которой предстоит устоять перед соблазном.

 

Фёдор ЖАХОВ

 

http://www.belgazeta.by/

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года

27.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

26.03.2024Компания ЛОКТ ООО– это профессионалы на рынке систем видеонаблюдения,
Профессиональная установка систем видеонаблюдения под ключ с гарантией на все виды работ компания ЛОКТ ООО


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация