Новости

«Отлов» импортеров рыбы

«В соответствии с программой импортозамещения всем поставщикам придется изменить подходы к работе. Их главной задачей станет только поставка сырья в республику, а переработкой его предстоит заняться отечественным рыбоперерабатывающим предприятиям. Это касается всех без исключения импортеров. И если кто-то из них считает, что сможет и дальше действовать по-прежнему, применив некоторые более изощренные методы работы, таких мгновенно отрезвят экономические санкции», — приводит БелТА слова члена комиссии, помощника Президента Сергея Ткачева.

По его мнению, государство недостаточно влияло на процессы, которые происходят на рыбном рынке страны, не было должного контроля над тем, что завозилось, по какой цене и в каком ассортименте. Соответственно, назрела необходимость для более решительных действий по защите внутреннего рынка и стимулированию своего производителя.

Насколько оправдан такой шаг? Чего ждать бизнесу и потребителям на этом сегменте белорусского рынка, емкость которого оценивается в 1,5–1,7 трлн. Br? Очевидно, ответ будет неоднозначным.

С одной стороны, у Беларуси уже есть положительный опыт переориентации импортных потоков в сырьевое русло. Достаточно вспомнить, как несколько лет назад идея создания в республике производства виноградных вин, коньяка, скотча вызывала у одних смех, у других панику. Но по прошествии времени эти планы доказали свою жизнеспособность, а качество отечественного продукта получило признание даже международных экспертов. Это, конечно, не значит, что белорусскому потребителю смогли предложить полноценный аналог новозеландского Chardonnay, французского Hennessy или шотландского Johnnie Walker, однако удалось достичь приемлемого качества, выпустив «напиток для масс». И что не менее важно — созданы дополнительные рабочие места, а в бюджет поступили налоговые отчисления.

Появление мощностей по переработке рыбы и других морепродуктов в республике тем более реально — были бы инвесторы, готовые это профинансировать. Благо, у нас уже есть несколько крупных производителей, чья продукция успешно конкурирует не только в Беларуси, но и за рубежом.

С другой стороны, передел рынка, который последует за введением дополнительных ограничительных мер по импорту, — процесс не одного дня, к тому же достаточно болезненный.

Дискомфорт бизнеса прямо пропорционален стремлению государства зарегулировать эту сферу деятельности, что одновременно формирует повышенные коммерческие риски. Достаточно вспомнить ситуацию вокруг ООО «Просма», которое 16 лет успешно работало на рынке, но в прошлом году было лишено лицензии. Все попытки Бизнес-союза им. Кунявского отстоять интересы компании оказались тщетны. Поскольку переработка рыбы и рыбопродуктов была единственным видом деятельности «Просмы», для собственников предприятия, равно как и для трудового коллектива численностью более 100 человек, такой поворот событий оказался катастрофическим.

Сюрпризы продолжились и нынешней весной: с 1 мая 16 организаций лишены права импортировать рыбу и морепродукты. Для многих это стало неприятной неожиданностью. «Мы точно не знаем, почему нас лишили возможности ввозить рыбу», — признался в беседе с корреспондентом «ЭГ» директор ОАО «Рыбный ряд» Леонид Валько. Это бобруйское предприятие вот уже несколько лет показывает стабильные результаты работы. Даже в I квартале этого года, когда в целом по отрасли упали объемы производства, «Рыбный ряд» увеличил выпуск продукции на 13,4%, а розничный товарооборот в сопоставимых ценах на 17,2%.

Как стало известно «ЭГ», недовольство межведомственной комиссии вызвал тот факт, что «наказанные» организации не выбрали в начале 2009 г. квоты на ввоз импортной рыбы. В результате в целом по республике объемы ввоза упали почти на четверть.

Казалось бы, на фоне растущего отрицательного сальдо внешней торговли можно только порадоваться сокращению этой статьи импорта. Но реакция чиновников оказалась обратной. Хотя, возможно, невыполнение квот — лишь повод перераспределить рынок в пользу более перспективных. К таковым, в частности, отнесено госпредприятие «Белрыба», где реализуется ряд инвестпроектов. Например, в создание новых производственных мощностей на Браславском консервном цехе предполагается инвестировать 12 млрд. Br, что позволит уже в этом году выпустить 5 млн. усл. банок консервов из охлажденной рыбы. Существенные изменения произойдут на базе цеха по ул. Казинца в Минске. В его обновление собираются вложить около 7 млрд. Br.

Ограничение импорта приветствуют не только крупные переработчики. Как отметил директор ООО «Фауна» Василий Ткачев, запрет ввоза соленой рыбы оправдан. Возможно, это позволит избавиться от контрабандной селедки, доля которой на рынке, по его подсчетам, достигает 50%. При этом поставки отдельных товарных позиций, к примеру, мелкой вяленой рыбы, стоит сохранить, поскольку ее производство в республике экономически нецелесообразно. Вряд ли получится запретить импорт консервов: ассортимент отечественных пока невелик, к тому же есть нарекания по качеству.

Отметим, стремление «прижать» поставщиков морских даров явно диссонирует с достигнутой договоренностью о равнодоступности товаров на рынках Беларуси и России. Если до сих пор наше правительство сетовало на медлительность Кремля в этом вопросе, то с появлением дополнительных ограничений по импорту новый повод для недовольства появится и у россиян. «Это все недозволенные приемы конкурентной борьбы», — считает председатель БСПН им. Кунявского Георгий Бадей. Представьте, что Россия введет нечто аналогичное по отношению к поставщикам мясной продукции. Скажет, завозите к нам только мясо, а колбасу и все остальное мы будем делать сами. К чему такой шаг может привести?

 

Александр ГЕРАСИМЕНКО

 

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)

 

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация