Новости

ПУТИН К ШЛИФОВКЕ ГОТОВ

На прошлой неделе российский премьер Владимир Путин заехал на Тверской вагоностроительный завод, где у него состоялся непринужденный разговор с местными просвещенными пролетариями, живо интересовавшимися перспективами финансирования родного предприятия, а заодно и кредитной историей соседнего белорусского государства. Беседа главы российского правительства с заводчанами прошла в дружеской, но тревожной атмосфере, навеянной мировым финансовым кризисом.

«Кредитная нагрузка на белорусское государство становится угрожающей», - откровенно поделился с рабочими своими страхами российский премьер. «Но мы продолжаем и будем продолжать сотрудничество, - успокоил трудовой коллектив вагоностроительного завода Владимир Путин. - Сейчас предусматривается дополнительный транш на поддержку белорусского бюджета». Однако в чем суть кредитной угрозы, нависшей над Беларусью, и какова ее степень, премьер пытливым заводчанам не сообщил. Ему оставалось только согласиться с общей оценкой белорусской задолженности, данной одним просвещенным шлифовальщиком. «Великовата», - сказал рабочий. «Да, становится угрожающей», - согласился премьер.

По словам Путина, на протяжении последних нескольких лет, с 2004г., Россия выдала «Беларуси по межгосударственным кредитам более $3 млрд.». И сейчас в правительстве рассматривается возможность предоставления в ближайшее время очередного транша в размере $500 млн. «У нас предусмотрены дополнительные транши на поддержку бюджета этой страны», - именно в таком виде цитируют эту часть фразы премьера некоторые российские СМИ. И это лишний раз подтверждает планы российского правительства, намеренного продолжать экономическое сотрудничество с Беларусью, невзирая ни на какие угрозы.

Справка «БелГазеты». В сухой статистической интерпретации внешний госдолг Беларуси сравнительно невелик и на 1 марта 2009г. составил $4,5 млрд. (прирост с начала года 20,1%) при утвержденном лимите в $6 млрд. Валовой внешний долг Беларуси составлял на начало т.г. $14,8 млрд., или 25,3% ВВП. Именно столько и прогнозировал МВФ по итогам 2008г. Это редкий случай, когда прогноз совпадает с реальностью вплоть до десятых долей процента. Следовательно, с позиции западных экспертов с белорусским внешним долгом не происходит ничего необычного и тем более неожиданного. Его максимальное значение в 33,9% ВВП должно быть достигнуто в 2010г., в то время как уже сегодня российский внешний долг составляет 34% ВВП, Украины - 56,7% ВВП. В странах Балтии только у Литвы внешний долг менее 100% ВВП.

Если российская сторона сомневается в представленных оценках, то ее интеллектуальные муки должны разрешиться в самое ближайшее время. На днях министр финансов Беларуси Андрей Харковец сообщил, что к встрече представителей минфинов двух стран, намеченной на апрель, белорусская сторона подготовила развернутый документ, характеризующий экономику страны, объем и структуру внешних заимствований, качество управления ими. «Российскую сторону интересует, какая ситуация будет в белорусской экономике через два-четыре года. Мы готовы предоставить информацию российским коллегам», - сообщил Харковец. При этом он добавил, что Минск рассчитывает на «желание российской стороны обсуждать эти вопросы».

Под «этими вопросами» глава белорусского Минфина подразумевал продолжение в апреле переговоров с Москвой о привлечении двух кредитов - $2 млрд. (в Сбербанке России) и RUR100 млрд. (технический правительственный кредит). И в интервью агентству «Интерфакс-Запад» посол России в Беларуси Александр Суриков дал понять, что в России сигнал принят и Москва готовится к переговорам: «Два минфина договорились, что им нужен месяц на размышление». При этом посол сомневается, «хватит ли тяги Минфину Беларуси».

Надо полагать, под «тягой» российский дипломат имел в виду ограниченность средств республиканского бюджета, обеспечивающих бесперебойность процесса расширенного воспроизводства в Беларуси. Но ведь и Путин, будучи в Твери, не сорил деньгами налогоплательщиков, а предложение шлифовальщика о выдаче Беларуси или Казахстану кредитов, фактически связанных с закупкой тверских вагонов, назвал «неплохой идеей». Премьер тут же вспомнил о российских финансовых организациях, к которым белорусская сторона обращается за кредитом, и обещал подумать «над этим». Главное, чтобы недолго.

Сторонам следует быстрее договариваться, чтобы не скукожился межгосударственный товарооборот, которым лидеры двух стран так сильно гордились, что при каждой встрече напоминали публике о его объеме как о символе нерушимой белорусско-российской дружбы, измеряемой не одним десятком миллиардов американских долларов. В этом году союзный товарооборот упал почти в 1,5 раза - главным образом из-за того, что продукция отраслей машиностроения и металлообработки, производимая как в России, так и в Беларуси, никому за пределами СНГ не нужна.

Например, автопром Беларуси может остановить конвейер на целый квартал, и ни один потребитель не ощутит нехватки готовой продукции отрасли, составляющей на 1 апреля 2009г. без малого 300% среднемесячного объема производства. Такое уже было в начале 90-х гг. И сейчас наступил тот самый случай, когда нужно профинансировать не столько производство, сколько реализацию омертвленного металла. Может быть, даже за счет российского и союзного бюджетов.

Мировой экономический кризис предоставил уникальную возможность доказать, что Союзное государство живо, экономически полезно и дорожит своей тяжелой индустрией. Стоит только промедлить - и потом никаких денег не хватит на спасение самых неэффективных отраслей. Легче будет их похоронить. Вот пусть союзники и решают, что им дорого, а что нет, договариваются и используют свой последний шанс на всю катушку. В этом шлифовальщик, безусловно, прав.

 

Сергей ЖБАНОВ

 

http://www.belgazeta.by/

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

01.04.2024Учреждение образования "Гомельский государственный медицинский университет"
Учреждение образования "Гомельский государственный медицинский университет"

31.03.2024Безопасность пищевой продукции Могилевский ЦСМС РУП
Могилевский ЦСМС РУП безопасность пищевой продукции

30.03.2024Наши квалифицированные специалисты помогут Вам подготовить заявку на сертификацию разработанной системы менеджмента
Могилевский ЦСМС оказывает помощь в разработке систем менеджмента СТБ ISO 9001-2015

29.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

29.03.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.


15 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация