Новости

Опыт ничему не научил

Подписанный 4 апреля президентом РБ Указ № 175 "О мерах по развитию производства легковых автомобилей" сразу же вызвал многочисленные отклики экспертов и участников рынка. Этим документом предусматривается создание в нашей стране более льготных условий для реализации соответствующих проектов, чем даже те, которые предусмотрены для резидентов СЭЗ Беларуси, а также в Российской Федерации.

Юридические лица, заключившие с Министерством промышленности РБ специальное соглашение, будут в течение трех лет освобождены от уплаты налога на прибыль, акцизов, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в части объемов произведенных легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства и их реализации.

Кроме того, на период действия данного соглашения (до 10 лет при условии организации юридическим лицом сварки, окраски и сборки кузовов) производители легковых автомобилей не будут уплачивать ввозные таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость при помещении под таможенный режим свободного обращения технологического оборудования и автокомпонентов, ввозимых на таможенную территорию РБ для производства легковых автомобилей.

Мечты, мечты...

Как сообщил на днях журналистам заместитель начальника главного управления промышленности, транспорта и связи Минэкономики Игорь Рогозин, с инвесторами ведется активная работа, и к концу текущего года можно ожидать определенного прогресса на данном направлении.

По словам И. Рогозина, указ, стимулирующий выпуск легковых автомобилей, не противоречит совместным договоренностям с Россией, и претензий на этот счет с ее стороны быть не должно. Причем если степень локализации производства данного вида автотехники превысит 50%, то откроется возможность для ее экспорта в РФ.

По словам высокопоставленного чиновника, при подготовке документа рассматривалось несколько вариантов: льготирование выпуска легковых автомобилей, их реализации, изготовления автокомпонентов. Оптимальным был признан первый. Сейчас готовится проект постановления Совета министров, предусматривающий выпуск не менее 10 тыс. машин в год.

В свою очередь, председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и предпринимательству Палаты представителей Сергей Семашко высказал мнение, что организация производства легковых автомобилей в Беларуси позволит занять большое количество квалифицированных рабочих. Он считает, что реализация такого рода проектов - дело вполне реальное, так как совершенствование белорусского законодательства способствует этому.

Но кризис все-таки.

В том плане, что указ действительно является очень позитивным для привлечения инвесторов, высказался и помощник гендиректора международного автомобильного холдинга "Атлант-М" Илья Прохоров. Однако он полагает, что в ситуации мирового экономического кризиса подавляющее большинство автопроизводителей гораздо больше озабочены другим: сохранением мощностей, рабочих мест и получением хотя бы минимальной рентабельности. Тем более что рынок Беларуси до сих пор остается территорией, практически неизвестной ведущим автоконцернам.

Совсем другое дело, если бы появился указ, стимулирующий организацию на территории РБ производства автокомпонентов, рассчитанного на потребности многочисленных сборочных заводов, созданных транснациональными автокорпорациями на территории России в последние годы.

Схожее мнение высказал не столь давно и председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), объединяющей автомобильных дилеров и импортеров, Сергей Михневич. По его мнению, сборке готовых машин обязательно должно предшествовать налаживание производства комплектующих, отвечающих международным стандартам качества.

Еще одним залогом успеха подобного проекта является выбор в качестве партнера одного из лидеров мирового автопрома. Только это позволит наладить выпуск конкурентоспособных на внешних (и прежде всего на российском) рынках машин. Производство же, рассчитанное только на внутренний спрос, обречено стать убыточным.

Аналитики, разделяющие данную точку зрения, в качестве аргумента чаще всего вспоминают неудачный опыт сборки автомобилей Ford Escort в 1997 г. на предприятии "Форд Юнион", а также стагнирующее состояние, в котором пребывает совместный проект ЗАО "Юнисон" (юридического преемника "Форд Юнион") и иранской компании Iran Khodro. Он был начат еще в 2004 г., но, к примеру, в 2008-м на этом предприятии из иранских комплектующих было собрано всего около 300 легковых автомобилей Samand.

Ну и, конечно же, не следует забывать о продолжающемся сокращении продаж на основных автомобильных рынках.

Россия велика, а продавать некуда.

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ (АЕБ), реализация новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в марте 2009 г. упала на 47%, по сравнению с тем же периодом 2008 г. При этом показатель февраля был на отметке 38%, а за весь I квартал снижение продаж составило 40%.

Это заметно хуже, чем в США, где в марте спад составил 37%. Не говоря уже о рынке еврозоны: там, по предварительным расчетам, вообще будет зафиксирован рост на 6,5%.

В разрезе основных брендов падение сбыта новых легковых автомобилей в РФ в I квартале 2009 г. против уровня 2008 г. составило: у Ford - 28%, у Renault - 38%, у LADA - 39%, у Nissan - 40%, у Toyota - 46%, у Chevrolet - 48%, у Hyundai - 51%, у ГАЗа - 63%.

Ничего особо положительного не ожидает автопромышленность и в ближайшем будущем. В частности, если верить прогнозам аналитиков агентства "Автостат", продажи иномарок в РФ в 2009 г. вряд ли превысят 70-90 тыс. в месяц, а общий годовой объем этого сегмента рынка составит не более 1 млн. шт.

Столь незавидные перспективы заставили руководство АЕБ заявить о необходимости принятия Правительством РФ дополнительных мер для спасения российского авторынка, в том числе и за счет расширения перечня автомобилей, продаваемых населению в кредит по ставке, дотируемой федеральным бюджетом.

На покупателей автомашин, выпущенных за пределами России, такого рода преференции, понятное дело, распространять не предполагается. И неясно, получат ли подобные льготы граждане РФ, пожелавшие приобрести легковой автомобиль, изготовленный в союзной Беларуси, если таковой в будущем все-таки появится.

Пока же льготные автокредиты выдаются на покупку машин, произведенных на территории России, если их стоимость не превышает 350 тыс. RUB (около 10.500 USD). Под эту категорию подпадают все модели АвтоВАЗа (за исключением Chevrolet-Niva, которая дороже) и внедорожник UAZ Hunter Ульяновского автозавода. Из иномарок российской сборки льготируются: Ford Focus, Renault Logan, Skoda Fabia, Fiat Albea и Kia Spectra.

Китайцы спада не боятся.

Правда, как следует из интервью директора ООО "Китайские автомобили", председателя общественного совета дистрибьюторов китайских автопроизводителей при РОО "Белорусская научно-промышленная ассоциация" Сергея Вариводы, все перечисленные выше сложности и препятствия не смогут остановить иностранного инвестора, если дополнить Указ № 175 мерами по защите автомобильного рынка Беларуси.

По его словам, проблемы всех предыдущих сборочных производств легковых автомобилей в РБ лежали не в сфере производства. Дело в том, что на отечественном рынке до сих пор безраздельно доминируют автомобили б/у всех стран мира, резко ограничивая спрос граждан на новые авто, собранные в Беларуси.

Когда зарплата у среднестатистического белоруса была невысокая, с этим г-н Варивода еще готов был мириться. Но к концу прошлого года она превысила 450 USD, что дает возможность изменить ситуацию, полагает бизнесмен. Если мы хотим иметь свой автомобиль, то под него нужно готовить рынок. И тогда придется потеснить как б/у, так и новые иномарки. И не следует стесняться протекционизма в этом вопросе.

С. Варивода уверен, что в данном случае будут хороши меры как тарифного, так и нетарифного регулирования: повышение импортных пошлин, распространение административных процедур (сертификация, гигиеническая экспертиза и иные) на все автомобили, как ввозимые, так и производимые в стране, новые и б/у.

Говоря о том, какие автомобили было бы предпочтительнее всего собирать в Беларуси, он выразил мнение, что на начальном этапе прототипом могла бы быть иномарка. Причем, естественно, китайская: эта страна сегодня очень заинтересована в освоении новых рынков и демонстрирует хорошую динамику развития.

И мировой экономический кризис, считает господин Варивода, такого рода проектам не помеха. Пока он длится, необходимо не только выполнить все предварительные работы, но и продвинутся как можно дальше по пути создания технологических мощностей и подготовки производства. К моменту, когда рынок оживет, необходимо быть готовым собирать и продавать автомобили. Конкуренты спать не будут.

Что же касается конкретных брендов, то здесь выигрышнее выглядит Chery, продуктовая линейка которой позволит закрыть потребности многих отраслей отечественной экономики, сферы управления и удовлетворить массовый потребительский спрос нашего населения.

Сборку китайских машин предлагается организовать на базе крупного белорусского автомобилестроительного предприятия с хорошей производственной, технологической и кадровой базой, с профильным опытом. В связи с чем выбор корпорацией Сhery Automobile Co. в качестве партнера Минского автозавода (сейчас эта компания в кооперации с МАЗом завершает разработку бизнес-плана) представляется естественным...

И тем не менее, признавая весомость 1,5 млрд. USD, выделенных на такие проекты Chery банкирами China Eximbank, далеко не все эксперты готовы признать доводы С. Вариводы вескими и беспристрастными, а тем более разделить его убежденность, что прототипом белорусского автомобиля должен стать непременно китайский.

Александр АЛЕСИН

 

http://www.belmarket.by

 

 

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД     МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом