Напомним, в январе положительную динамику ИБК сформировали ожиданияпредприятий относительно стабилизации спроса на продукцию в последующие месяцы. Увы, надежды не оправдались. Индекс продолжил падение в связи с резким снижением объемов производства и спроса.
Экономическая конъюнктура февраля в сравнении с январем ухудшилась, отмечается в докладе Нацбанка. Неблагоприятной ее назвали 67,3% предприятий – участников мониторинга (58,3% в январе). Наибольшее количество пессимистов зафиксировано в промышленности (77,4%) и на транспорте (75,8%). Также в целом по исследуемым отраслям ухудшилось экономическое положение респондентов. Баланс ответов уменьшился на 8,9 п.п. и составил минус 25%.
Уменьшение физических объемов производства в феврале отметили 52,8% опрошенных (в январе — 45,5%), рост — 19,3% (23,9%), сохранение на уровне предыдущего месяца — 27,9% (30,6%). Вероятно, этот показатель мог быть еще хуже, не сработай заводы на склад. На неизменность физического объема нереализованной продукции (товаров, объектов с нарушением сроков строительства) указали 48,6% респондентов (в январе — 48,2%), на его рост — 33,3% (29,8%), а на снижение — 18% (22%).
На уменьшение физического объема реализации продукции (введенных в действие объектов) в феврале
Основным фактором, влияющим на загрузку мощностей, в феврале была недостаточная обеспеченность заказами. На это указали 62,9% респондентов, в т.ч. в промышленности — 77,2%, на транспорте — 70,9%. Более половины опрошенных констатировали снижение спроса. При этом в феврале наиболее стремительно баланс ответов снизился в торговле и общественном питании — сразу на 29,2 п.п., что, похоже, свидетельствует о значительном уменьшении потребительской активности.
В феврале также продолжилось опережающее уменьшение заказов на внутреннем рынке в сравнении с внешним. В первом случае баланс ответов упал на 7,2 п.п., во втором — на 2 п.п. При этом абсолютные значения практически уравнялись: сокращение внутреннего рынка отметили 41,7% предприятий, внешнего — 44,1%.
Однако на использование производственных мощностей повлияли не только заказы. Вторым по значимости фактором стала недостаточная обеспеченность оборотными средствами, на что указали 57% предприятий. Во многом это было обусловлено увеличением просроченной дебиторской задолженности, рост которой отметили 37,1% респондентов (в январе — 35,2%). Треть предприятий назвала влияние просроченной «дебиторки» сильным, половина — умеренным, лишь 17,1% — слабым. Одновременно в феврале ускорилось снижение чистой прибыли, на что посетовали 57,6% респондентов (в январе — 53,7%).
Все это подрывало платежеспособность реального сектора, 38,4% опрошенных отметили рост просроченной кредиторской задолженности. При этом наибольшее количество должников зафиксировано в промышленности и на транспорте.
Примечательно, что по-прежнему основная часть предприятий (58,3%) выступает за сохранение курса национальной валюты. Лишь каждый пятый опрошенный — сторонник девальвации, столько же — за укрепление белорусского рубля. Это опровергает мнение о том, что ослабление национальной валюты выгодно субъектам хозяйствования и одобряется ими.
Похоже, нынешние сложности реального сектора кардинально меняют ситуацию на рынке труда. Если в
Отметим, февраль несколько поубавил январский оптимизм в оценке ожиданий на ближайшие месяцы. Теперь в марте–мае предприятия рассчитывают на незначительный рост спроса и увеличение физического объема производства. Доли оптимистов и пессимистов почти уравнялись: по спросу — 29,3 и 24,4% соответственно, производству — 37,7 и 24,5%. Кроме того, участники мониторинга заметили замедление роста цен. При этом рост издержек в целом по исследуемым отраслям в феврале
Как и прежде, подавляющее большинство предприятий (73,7%) обещают сохранить численность работников. Сокращение планируют лишь 16%, а 10,3% даже намерены расширить штат сотрудников. Видимо, их финансовое положение это позволяет. Впрочем, выплата выходных пособий для многих тоже слишком обременительна.
Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)
Вернуться в рубрику "Новости" | Версия для печати |
11.04.2024Заказать изготовление этикеток в Арт-Друк ООО
Заказать изготовление этикеток в Арт-Друк ООО
10.04.2024ОАО «Завод «Оптик» предлагает широкий выбор уникальной маркетинговой продукции – сувениров из стекла собственного производства
Производство сувениров из стекла собственного производства с логотипом вашей фирмы
10.04.2024Коробки для пиццы-новая продукция ОАО «Бумажная фабрика «Спартак»
Новая продукция ОАО «Бумажная фабрика «Спартак» – коробки для пиццы.
09.04.2024«Ратон» является многопрофильным предприятием, оснащённым современным оборудованием
Предприятие Ратон ОАО расширило ассортимент продукции и переориентировалось на новые рынки сбыта ближнего и дальнего зарубежья
09.04.2024“ПОЛЫМЯ” – это производственный кластер, который решает все потребности аграриев в сфере очистки, сушки и хранения зерна, подготовки семян и производства комбикормов.
ПОЛЫМЯ приглашает к сотрудничеству!