Новости

Число предпринимателей следует резко увеличить

Для выполнения поставленных задач необходимо сформировать соответствующую правовую базу. На прошлой неделе в очередной раз прозвучало обещание принять до конца года директиву о либерализации. Понятно, что для ее реализации потребуется ряд других нормативных документов. Насколько быстро подготовит их правительство, и помогут ли они на самом деле раскрепостить предпринимательскую инициативу?
Такие вопросы и беспокойство вполне обоснованны. Проекты нормативных правовых актов, касающиеся хозяйственной деятельности, периодически по разным каналам попадают к руководству бизнес-союзов — для замечаний и предложений. Это нормальная мировая практика. Вот только мнение делового сообщества отечественные чиновники упорно не учитывают.
Сколько уже создано неработающих документов — скажем, о привлечении инвестиций, упорядочении арендных отношений, поддержке малых и средних предприятий и предпринимательства в целом. Набили на этом руку сотрудники министерств и ведомств, пекут, как блины, постановления, программы, приказы с бесконечными улучшить, усилить, углубить. А сколько принято законов, переполненных отсылочными нормами! Понятно, что в правоприменительной практике вылезают все несуразности такого нормотворчества. Попытки же исправить огрехи в рабочем порядке — в виде многочисленных изменений и дополнений — не всегда дают положительный результат.
Думаю, демонстрацию кипучей деятельности многие «нормотворцы» — а именно они будут разрабатывать проекты документов в развитие директивы — осуществляют не столько в интересах дела, сколько для убаюкивания своего начальства, общественности, зарубежных финансовых организаций и международных рейтинговых агентств. В итоге тратится время и совсем не лишние ресурсы, дискредитируется идея либерализации экономики, теряется вера людей в то, что ситуация изменится к лучшему.
Общеизвестно, что создать свое дело и профессионально руководить им в любой стране способно, как показывает мировой опыт, 5–7% населения. Но у нас за долгие годы государство своими не всегда обдуманными действиями отбило охоту заниматься бизнесом, как минимум, у половины из них. Да и у кого из оставшихся есть деньги на реализацию того или иного проекта? И не надо тешить себя прошлогодним ростом числа индивидуальных предпринимателей — просто прежние хозяева, лишенные права нанимать на работу кого-либо, кроме близких родственников, оформили десятки тысяч своих наемных работников в качестве ИП.
У нас только во время кризиса задумались — действительно, а как может без частного предпринимательства полноценно развиваться экономика? Для Беларуси примером государственного подхода в этой сфере может стать Германия, с деловыми кругами которой у нас сложились неплохие отношения. Здесь местные чиновники еще за школьной партой усваивают, как трудно человеку отважиться начать свое дело. Немцам, пожелавшим cделать первые шаги в бизнесе, выделяют 100 тыс. EUR. Просьба у муниципалитетов одна: попробуй, возможно, ты сможешь найти свою нишу на рынке. Кстати, очередей за этими деньгами нет, большинство предпочитает синицу в руках — пособие по безработице.
Остановлюсь на некоторых вопросах, тормозящих развитие государственно-частного партнерства (ГЧП). Несмотря на то, что глава государства в апреле этого года в своем традиционном послании народу и парламенту отметил необходимость развития новых форм взаимодействия бизнеса и государства, проект закона «О государственно-частном партнерстве» в парламент до сих пор не внесен.
К тому же поражает разнообразие мнений, звучащих по поводу ГЧП в последние месяцы во властных структурах. Даже вокруг терминологии: мол, как лучше назвать этот процесс: государственно-частное партнерство или частно-государственное? Типа, что первично — яйцо или курица? Я уже не говорю про роль и место предпринимательства в структуре единого народнохозяйственного комплекса… Тут бои, судя по всему, разворачиваются нешуточные.
До сих пор правительство не поняло, что без создания подлинно равных условий хозяйствования для государственных и частных компаний ситуация не изменится и инициатива людей не проснется. Страна по-прежнему разделена на своих (госсектор) и чужих — мелкий и средний частный бизнес. Известно, что дьявол кроется в мелочах, и именно они могут перечеркнуть все усилия последних лет по формированию ГЧП. Кто, скажем, может внятно объяснить, почему тарифы на электроэнергию для тех, кто наладил свое производство, намного выше, чем для тех, кто не работает? И не дай бог производителю превысить некогда выделенный лимит — размеры штрафов поражают воображение. Причем для частников они, разумеется, выше.
Или, например, вы решили открыть маленькое производство и для этого в свое время предусмотрительно приобрели большой дом в Минске или его пригороде. Когда вы начнете согласовывать свое решение с местной властью (скажем, для получения сертификата собственного производства), поймете, что погорячились. Чиновники сошлются на уже много лет действующий документ, в соответствии с которым запрещено создавать производство ближе, чем за 600 м от другого жилья. И не важно, что ваш мини-цех не пыльный, не дымный, не вредный и не шумный. Нельзя, не положено — в отличие от десятков госпредприятий, дымящих в столице.
Вносит свой посильный вклад в процесс торможения ГЧП и инновационного развития страны таможенное законодательство. Я имею в виду препоны, возникающие у предприятия, скажем, при получении из-за рубежа для своих научно-производственных нужд новейшего оборудования, приборов и комплектации. Даже если они в Беларуси сегодня не производятся и в обозримой перспективе не появятся, таможенные пошлины таковы, что десять раз подумаешь, прежде чем заказывать, к примеру, уникальную микросхему или паяльную станцию. И чем же обеспечивать передовые позиции отечественного хай-тека? Не одним же импортозамещением или конкурентностью экспортных цен?
Свою продукцию частным предприятиям госорганизации почему-то отпускают, как правило, на 20% дороже. Да ее цена и без того выше зарубежной на 30–50%! К примеру, вам понадобился латунный корпус датчика. В магазине аналогичная деталь из Китая стоит 3 тыс. Br (и на ней уже все, включая торговлю, заработали). А у нашего госпредприятия одна только работа (без материала) может стоить 16 тысяч. Спрашивается, почему? Отвечают: а у нас инструкция по калькулированию, высокие накладные расходы…
Зато, если частник поставляет свою продукцию госпредприятию, то при согласовании цены обязательно столкнется с таким давлением для ее снижения, что искры из глаз посыплются. Попробуй объясни, что предприниматель не может работать с нулевой рентабельностью, что дотаций из бюджета ему никто не даст, и без прибыли останется один путь — банкротство. Однако это никого не волнует. Ну и какая тут промышленная кооперация, субконтрактация и ЧГП?
В итоге таможня успешно пополняет бюджет, а некоторые флагманы отечественной промышленности, растеряв лучшие кадры и невесть куда истратив выделенные госресурсы, так и не смогли (или не очень-то и старались) переоснастить производство и практически остановились в развитии. Государство, создавая им льготные условия, освобождая от налогов, выделяя бюджетные ресурсы, позволяя завышать цены на свою продукцию, реализуемую «частнику», практически поощряют иждивенчество.
Заботясь о развитии малого сектора экономики, правительству не надо забывать о крупных госпредприятиях и наведении там порядка. Деловое общение с их специалистами у представителей малого и среднего бизнеса в ряде случаев затруднено из-за надуманности внутренних регламентов, большого документооборота, заорганизованности и коллективной безответственности.
Дискриминационные условия для деятельности частного бизнеса необходимо ликвидировать. Ведь в странах Запада, на которые мы сегодня стремимся равняться, основным мотором экономики и инновационного развития уже давно стало малое и среднее предпринимательство. И хотя некоторые серьезные шаги в ходе объявленной в Беларуси либерализации делаются, корпоративные союзы настораживает практика, когда каждое даже незначительное послабление для бизнеса преподносится как великое свершение.

Алексей ПЕПЕЛЯЕВ, вице-председатель совета Минского столичного союза предпринимателей и работодателей

Экономическая газета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk    

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом