Новости

«Думаете, на белорусском винном рынке нет конкуренции?»

Однако, характеризуя уровень технологической оснащенности белорусских винодельческих предприятий, Николай Таран назвал только одно, оборудование которого (технология холодного розлива) позволяет выпускать сухие и марочные вина, - Минский завод виноградных вин (ТМ «Амбасадор»). Напомним, что в феврале МЗВВ заявил, что в ближайшее время представит на рынок премиальные марочные вина.

Корреспонденту «БелГазеты» Марине Гуляевой заместитель гендиректора агропромышленного агентства «Молдова-Вин», являющегося профильным ведомством молдавского правительства в области производства алкогольных напитков, профессор Николай ТАРАН объяснил, почему он не советует считать прошедший конкурс местечковым и почему центральная дегустационная комиссия Молдовы вынуждена была разрешить импорт абсента.

- География участников конкурса, как правило, ограничивается странами СНГ и при этом подавляющее большинство - белорусские производители. Вам не кажется, что в отношении виноградного вина этот конкурс носит местечковый характер?

- Я не согласен с такой оценкой. Во-первых, производителю, чтобы представлять, где он находится со своей продукцией, необходимо пройти определенный состязательный путь. Вы что думаете, на белорусском винном рынке нет конкуренции? Разве для какого-нибудь регионального завода не важно, как его вина выглядят по сравнению с винами другого региона? Только соревнование позволит это узнать.

Во-вторых, каждый конкурс должен иметь свою историю и традиции. Невозможно за короткое время сделать конкурс популярным. То, что сегодня проходит в Минске, делается для будущего. Я уже не говорю о том, что для любого производителя решение дегустационной комиссии - это как экзамен, за который он получает оценку. И это, безусловно, важно для последующего совершенствования.

- Оценивая уровень технологической оснащенности белорусских предприятий по выпуску виноградного вина, вы отметили только две компании - Минский завод виноградных вин с его технологией холодного розлива и Минский завод игристых вин. Насколько можно говорить о качественном выполнении программы импортозамещения?

- И в Молдове, и в Беларуси разные люди покупают напитки разной ценовой категории. Действительно, на многих белорусских предприятиях оборудование не соответствует современному мировому уровню. В отношении сухих и марочных виноградных вин я бы настаивал на оборудовании, позволяющем осуществлять холодный розлив. Для других категорий вин, полусухих и полусладких, возможен горячий розлив. Но можно временно использовать другое оборудование - нельзя от всех требовать всего и сразу. Нужны очень большие средства: одна современная линия розлива стоит $1-1,5 млн. Если белорусское правительство может выделить эти деньги - это одно, если нет, тогда должны быть созданы условия, чтобы каждый работал над тем, над чем может работать.

Я бы не хотел выступать строгим арбитром и заявлять: если у вас нет современного оборудования, то вы не должны разливать вино. Вопрос в том, что разливать? Если речь идет о крепких винах, а из Молдовы поступает в т.ч. такой виноматериал, то для них подойдет оборудование по горячему розливу, которое используют белорусские заводы. Но к розливу сухих и марочных вин другие требования.

- Член итальянской ассоциации сомелье заявил «БелГазете», что главным потребительским свойством вин, разлитых не в стране происхождения, является их невысокая цена. Премиальное вино Минского завода виноградных вин стоит около Br14 тыс., тогда как, по словам итальянского сомелье, в докризисные времена средняя итальянская семья приобретала «очень хорошее вино» за 15 евро. Сегодня - за 10-12 евро.

- Многие западные сомелье склонны рассуждать о вине философски. Они могут говорить о вине красиво, но это не разговор со специалистом. Сомелье выбирает вина для кухни, ресторана, а мы, виноделы, имеем более практичный взгляд. И поэтому я бы не стал категорично заявлять о недопустимости перевозки вина. Есть мировые бренды, цена которых исчисляется тысячами долларов, и они производятся только там, где выращивается виноград. Но у такого вина считанное число потребителей, а мы говорим о доступном вине. И как человек, проработавший в виноделии более 20 лет, могу сказать, что перевозка не является для вина определяющим и смертельным фактом. Современные возможности позволяют транспортировать вино без ущерба для качества.

Да, все упирается в политику государства: хочет страна разливать вино или нет. Многие страны этим занимаются - Австралия, Новая Зеландия, Америка. Во Франции и Италии к розливу подходят очень избирательно, разливая только определенные категории вин. Но завтрашний день докажет, что любое вино можно будет перевозить, сохраняя его качество, если для этого созданы условия транспортировки и розлива.

Что касается цены, то могу сказать, что новое вино Минского завода виноградных вин - это действительно качественный продукт, а то, что итальянцы стали покупать вино на 2 евро дешевле, я считаю хорошей шуткой. Если ценитель пьет криковское вино (ТМ «Криково» - одна из самых известных молдавских винных марок. - М.Г.), то он будет его пить независимо от кризиса. Вино - это продукт, который определяется привычкой: если оно нравится, то человек будет его пить независимо от ценовой конъюнктуры. И поэтому, кстати, я не думаю, что в кризис виноделы должны снижать цены.

- Объемы импортируемого бутилируемого молдавского вина сегодня значительно меньше, чем несколько лет назад. Насколько это вас устраивает, и ведутся ли переговоры об увеличении квоты?

- Соотношение ввозимого в Беларусь вина наливом и бутилированного составляет десять к одному. Мы бы хотели, чтобы это было два к одному, три к одному, но не с таким разрывом. Недавно нам было обещано, что в нынешнем году квота бутилированного вина не будет уменьшена.

- Говоря на пресс-конференции о практике ограничения ввоза импортного алкоголя, вы заявили, что это позволяет создать дополнительные рабочие места. Почему бы Молдове не пойти по белорусскому пути?

- Молдова - член ВТО, мы не имеем права лимитировать импорт любой продукции. Недавно центральная дегустационная комиссии Молдовы оценивала целый ряд настоек и водок из Беларуси. И, к слову, половина всей импортной ликеро-водочной продукции на нашем рынке - российская и украинская. Есть также виски, ром, текила - Молдова открыта. Единственное требование - контроль качества на входе.

Абсент в начале прошлого века считался наркотическим напитком, и когда его начали ввозить в Молдову, дегустационная комиссия попыталась этому препятствовать. Но импортеры возмутились: если абсент разрешен в Европе, то почему в Молдове он запрещен?! И мы вынуждены были разрешить ввоз абсента.

- Как винодельческая страна, хотели бы вы ввести ограничения на импорт вина?

- Недавно центральная дегустационная комиссия забраковала французское шампанское - речь шла исключительно о качественных характеристиках. Ставить искусственные барьеры мы не имеем права.

 

http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация