Новости

Лекарство от растраты

. Импорт сокращается куда медленнее экспорта, а наши традиционные, ориентированные на зарубежье товары из-за неблагоприятной конъюнктуры приносят все меньше средств. Есть ли иные, более действенные способы изменения такого положения? Ведь не одних нас захлестывает волна внешнеторгового дисбаланса.     Свой вариант разрешения подобной проблемы предлагает американский финансист Уоррен БАФФЕТ.

Естественно, мистера Баффета беспокоит не судьба белорусской экономики. Но дефицит торгового баланса США побольше нашего, да и растет еще более быстрыми темпами. У двух стран, имеющих множество различий, можно найти и общие черты в структуре экспорта и импорта. Поэтому мнение из-за океана об опасности создавшегося положения и выходу из него заслуживает внимания.

Почему отрицательное внешнеторговое сальдо плохо? По мнению У.Баффета, тот, кто покупает за рубежом больше, чем экспортирует, вынужден финансировать разницу долговыми обязательствами. Со временем рассчитываться придется национальным достоянием — землей, предприятиями. И легкомысленные растратчики станут платить своим более трудолюбивым и старательным поставщикам уже не за импортные продукты, а за право жить у себя дома, став арендаторами на некогда собственной территории, и обслуживать долг — но уже не по 8 часов, а сколько потребуется, чтобы свести концы с концами. И потомкам тоже придется работать, чтобы оплатить ошибки отцов.

Например, США после Второй мировой войны до начала 70-х продавали за границу больше, чем покупали. В результате американские владения иностранными активами выросли с 37 млрд. USD в 1950 до 68 млрд. в 1970-м. Хватало на инвестиции внутри страны, за рубежом, да и на сбережения «на черный день» оставалось. Но теперь годовой торговый дефицит США превышает 4% ВВП. Китай, Россия, ЕС, арабские и латиноамериканские страны владеют все большим числом долларов и долговых ценных бумаг США. Эти обязательства можно погасить лишь распродажей земли и предприятий. Американцы не одиноки: ситуация в Беларуси развивается в аналогичном направлении. Правда, землю и иные активы мы пока стараемся придержать. Но надолго ли?

По мере роста внешнеторгового товарооборота в последние годы растет и отрицательное внешнеторговое сальдо. Импортозамещение в нынешнем виде пока не помогает. Заметим, что и упование на инновации не всегда оправданно: многие высокотехнологичные западные компании — от электроники до автопрома находятся сегодня куда в худшем положении, чем сырьевые. К сожалению, зависимость от настроения и планов поставщиков ресурсов велика, а цены на них нестабильны. Вызывает сомнение и качество инвестиционного импорта. С каждым годом его размеры все больше, но отдачи в виде адекватного экспорта (без сырьевой и нефтяной составляющей) пока не видно. Ведь «отверточная» сборка и переработка с невысокой долей добавленной стоимости ситуацию не исправляют.

Как и США, мы для сохранения уровня потребления берем кредиты и постепенно распродаем свое богатство. То одно, то другое предприятие «точечно» переходит в руки российских, турецких, арабских владельцев. Это на время увеличивает золотовалютные запасы, которые потом пополняются очередными кредитами и продажей предприятий. Доля иностранного капитала в американских и белорусских активах растет, не останавливая торговый дефицит и снижение инвестиционного дохода. В какой момент будет подан счет за этот кутеж счастливого потребления?

Можно остановиться. Запретить импорт, ввести дотации для экспортеров, ограничить внутреннее потребление, стимулируя сбыт протекционистскими мерами. Но остальной мир осудит такую политику. Да еще и встречные санкции введет.

Вместо таможенных барьеров Уоррен Баффет еще в 2003 г. всерьез предложил выпустить импортные сертификаты (ИС) для экспортеров в сумме, равной долларовой стоимости их поставок за рубеж. Каждый владелец ИС может, в свою очередь, продать сертификат желающим ввезти в страну продукцию (в т.ч. и нерезидентам). В итоге для импорта товара на 1 млн. USD компании будут нужны ИС, которые являются побочным продуктом экспорта, на такую же (а может и больше) сумму. В результате должен получиться положительный торговый баланс. Обращение ИС, по мнению Баффета, будет стимулировать развитие новых производств, снижение себестоимости вывозимых товаров, улучшая их конкурентоспособность за рубежом. А главное — формально сохраняются принципы свободной рыночной экономики. Тем не менее У.Баффет подсчитал: если сейчас в США импортный автомобиль стоит, скажем, 20 тыс. USD, то после введения ИС — на 10% дороже. То есть отечественный производитель получает определенные преференции, но завуалировано.

Правда, странам — чистым экспортерам никакие ИС не помогут — они мало что ввозят. Но Баффет призывает не бояться войны тарифов, благо ИС не направлены против конкретных стран, отраслей и продуктов. Только свободный рынок будет определять что, кем и на какую сумму продается. И после первого шока, по мнению У.Баффета, механизм заработает успешно. Правда, стоимость ИС, в целом или в части, будет действовать как налог на потребителей. Поэтому цены на большинство импортных продуктов, а также местных с высокой долей иностранной составляющей увеличатся.

Не исключено, что это меньшее из зол. Очевидно, что правительство (ни американское, ни белорусское) не оставит попыток побороть отрицательное внешнеторговое сальдо. К сожалению, применяемые сегодня девальвация национальной валюты, различные ограничения на ввоз некоторых товаров, дифференцированные импортные пошлины, выборочное субсидирование экспортеров, налоговый пресс не дают результата. Наверняка, придется применять какие-либо кардинальные меры, которые все равно ударят по гражданам. В то же время ИС, уверяет У.Баффет, позволят смягчить «шок», гарантированно приведут к торговому равновесию и стимулируют появление новых рабочих мест.

Как и любая теория, у ИС могут быть как сторонники, так и противники. Впрочем, идея не столь уж необычна для Беларуси: в последние годы некоторые белорусские директора и чиновники предлагали обязать импортеров, ввозящих некоторые товары, экспортировать эквивалентное количество отечественной продукции. Правда, до оформления таких обязанностей какими-то сертификатами, не говоря уж о торговле ими на фондовом рынке, наши специалисты не додумались. Да и предложения почему-то не прошли. Но сегодня ситуация подталкивает нас к быстрому поиску новых путей по борьбе за «смену знака» внешнеторгового сальдо. Выступая недавно на Национальной ассамблее деловых кругов, руководитель инвестиционно-аналитического агентства «Инвестпроект» Игорь Молчан, описывая механизм обращения ИС, заявил, что «если ничего не изменится, через несколько лет все капитальные активы окажутся в руках иностранных держателей». В результате, как и предупреждал У.Баффет, нашим детям вместе с янки придется работать вдвое больше и платить за право пользоваться ресурсами родной земли. А уж кредиторов хватает.

 

Олег КВАША

 

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация