Новости

Теория сжатия бюджета

Белорусские власти заявили о сокращении доходов и расходов бюджета до Br62,8 трлн. По сравнению с принятым в ноябре 2008г. законом о бюджете, доходы планируется сократить на Br11,1 трлн., а расходы - на Br13,9 трлн. (на 18%). Пришла пора привыкать к слову «секвестр».

Лучше понять серьезность ситуации с бюджетом позволяют не столько рублевые, сколько долларовые суммы: целевые показатели роста зарплат и пенсий на 2009г. и на третью пятилетку в целом у нас сформулированы в американской валюте. Раз премьер-министр обещает в 2009г. рост ВВП на 10-12%, он, очевидно, предполагает неизменность и других важных индикаторов. По прогнозу Совмина и Нацбанка, инфляция в 2009г. должна составить 9% (за 2 месяца уже 5,4%). Очевидная неувязка получается с курсом рубля к доллару, который на конец 2009г. (именно так был сверстан бюджет) должен был быть на уровне Br2125 за $1.

Итак, изначально доходы консолидированного бюджета должны были составить Br73,9 трлн., что по заявленному правительством курсу эквивалентно $34,8млрд. После апрельского секвестра доходы прогнозируются в объеме Br62,8 трлн. При легко прогнозируемой дальнейшей девальвации рубля (рекордные темпы роста дефицита торгового баланса и текущего счета платежного баланса, острый дефицит иностранных инвестиций, доступных внешних кредитов) долларовый эквивалент доходной части консолидированного бюджета при среднегодовом курсе в 2009г. на уровне Br3300 за $1 составит $19 млрд. Это значит, что долларовый эквивалент доходов бюджета сократился на $15,8 млрд.

С расходами ситуация еще более драматичная. Расходы Br76,7 трлн. были эквивалентны $36 млрд. После секвестра расходы планируются в размере Br62,8 трлн., что в долларовом эквиваленте составляет $19 млрд. Это на $17 млрд. меньше. Сокращение такого масштаба - отнюдь не косметический ремонт.

Белорусская загадка

Если верить в прогноз премьера, то в 2009г. ВВП в рублях должен составить Br155 трлн. В расчетах конца 2008г. - это $72,9 млрд. При пересчете по курсу Br3300 за 1$ ВВП получается всего $47 млрд., или на $25,9 млрд. меньше (в расчетах используются номинальные цифры). В ситуации, когда Нацбанк активно увеличивает темпы кредитования нефинансового сектора, когда печатание новых денег становится едва ли не единственным источником временного, краткосрочного повышения ликвидности банковской системы, такое снижение ВВП можно считать обвальным.

С другой стороны, само предположение о неизменности темпов роста ВВП и столь радикальном секвестре бюджета требует особого пояснения. Правительство пока не разгадало эту макроэкономическую тайну. А звучит она так: основные источники налоговых платежей и валютной выручки иссыхают, т.к. экспорт нефтепродуктов, калийных удобрений, металлов «обвалился». В целом по году экспорт товаров сократится на 45-50%. Доходы бюджета падают на 10,4 п.п. ВВП. Предприятиям и банкам нужно вернуть краткосрочные кредиты в твердой валюте почти на $8 млрд. Объем их реальной чистой прибыли сокращается на 60-80%. Промпроизводство падает на 10-15%. Инфляция грозит превысить 25%. Строительство близко к тотальной «заморозке». Инвестиций в основной капитал будет как минимум на 5% меньше. Внутренний спрос сжимается на 5-10%. При этом темпы роста ВВП остаются без изменений (10-12% ВВП). Как такое может быть?

Либерализатор поневоле

По новому бюджетному плану доля доходов и расходов к ВВП составит 40,5%. В 2008г. доходы составили 50,9% в объеме ВВП, расходы - 49,5%, т.е. правительство планирует сократить размер государства (расходы бюджета) на 9 п.п. ВВП, а доходы - на 10,4 п.п. Это самое большое затягивание поясов в истории Беларуси. Оно сродни тому, что сделали в России после дефолта 1998г. После продолжительного «либерального» периода, когда госрасходы в России были на уровне 45-50%, правительство Евгения Примакова было вынуждено сократить их ниже 40% ВВП.

При столь радикальном секвестре власти вынуждены говорить о том, что приоритеты бюджетной политики (без уточнения конкретного списка) будут профинансированы в полном объеме. Глава государства ставит задачу: «Нужно работать строго по важнейшим направлениям, вкладывая средства туда, от чего мы можем получить наибольшую отдачу… не распыляться по мелочам, сокращать непервоочередные расходы». Тем временем «правительство, похоже, работает, как вчера, а может, и как позавчера, закрывая глаза на процессы, происходящие в мире и затронувшие нашу страну, по инерции оставаясь в реалиях середины прошлого века».

Из реальности в утопию

Оказывается, в подписанном законе о бюджете-2009 большие суммы «распределены между различными ведомствами и бесчисленными программами без учета их важности для страны». Речь идет о расходах фонда охраны природы (Br467 млрд.), дорожного фонда (Br2,3 трлн.), инновационных (Br2,7 трлн.). Вдруг обнаружилось, что, по данным КГК, в 2008г. «с нарушением законодательства и не по целевому назначению было использовано Br32,4 млрд., около Br8,9 млрд. использовано неэффективно, около Br900 млн. было выдано необоснованно». Очевидно, что статья «поддержка национальной экономики», которая в первоначальном бюджете-2009 превышала Br19 трлн., будет сильно урезана. Уже заявлено о прекращении реализации 6 инвестпрограмм, исключении 32 программ и 270 малоэффективных второстепенных мероприятий. По 42 программам перенесены сроки реализации на последующие годы.

Зато правительство утверждает, что будут увеличены расходы на социальные цели. На здравоохранение планируется потратить на 24,4% больше уровня 2008г., на образование - на 11%, на выплату стипендий - на 14%. Бюджет сохранил расходы для строительства 6 млн. кв. м жилья. Эти цифры номинальные. С учетом инфляции и девальвации эти сектора реально получат гораздо меньше. Высок риск, что правительство сможет выполнить номинальные цифры прогноза по социальным индикаторам за счет эмиссионных денег.

Малореалистичен заявленный рост реальной зарплаты в бюджетной сфере на уровне не менее 14%. В гораздо более благополучном 2008г. реальная зарплата по стране выросла на 9,9%, в стабильном 2007г. - на 9,5%. Если правительство решит увеличить зарплаты чиновникам при резком сокращении уровня доходов другим, а потом именно их доходы возьмет для расчета зарплат всех бюджетников, то запланированный рост возможен, но эта методологическая уловка едва ли поможет снять социальное напряжение в обществе. Данные января 2009г. - явно против прогноза правительства. По сравнению с декабрем 2008г. реальная начисленная зарплата уменьшилась на 11,7%. При падающем спросе, растущих затратах и резком снижении объема чистой прибыли предприятиям неоткуда будет брать деньги на рост зарплат. Финансовые результаты деятельности предприятий подтверждают этот вывод. Так, в январе 2009г. по сравнению с январем 2008г. чистая прибыль в экономике сократилась на 56,6%, сумма чистого убытка выросла в 4,2 раза, а задолженность по кредитам и займам на 1 февраля составила Br40,6 трлн., увеличившись по сравнению с 1 февраля 2008г. на 47,5%.

 Ярослав РОМАНЧУК

 
https://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

18.04.2024Дневной Дозор - это гарантированное быстрое исполнение Вашей заявки
"Не обещать невозможного! Быстро и качественно выполнять обещанное!" - таков девиз компании Дневной Дозор ЧП.

17.04.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

17.04.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма

17.04.2024Продукция предприятия – отливки по чертежам заказчика
«ГОМЕЛЬСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД «ЦЕНТРОЛИТ» – крупнейшее предприятие Беларуси, специализирующееся на производстве литых изделий из серого и высокопрочного чугуна

17.04.2024Оздоровительный центр функционирует в круглосуточном круглогодичном режиме.
Оздоровительный центр Брестского отделения Белорусской железной дороги РУП


11 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация