Новости

Теория сжатия бюджета

Белорусские власти заявили о сокращении доходов и расходов бюджета до Br62,8 трлн. По сравнению с принятым в ноябре 2008г. законом о бюджете, доходы планируется сократить на Br11,1 трлн., а расходы - на Br13,9 трлн. (на 18%). Пришла пора привыкать к слову «секвестр».

Лучше понять серьезность ситуации с бюджетом позволяют не столько рублевые, сколько долларовые суммы: целевые показатели роста зарплат и пенсий на 2009г. и на третью пятилетку в целом у нас сформулированы в американской валюте. Раз премьер-министр обещает в 2009г. рост ВВП на 10-12%, он, очевидно, предполагает неизменность и других важных индикаторов. По прогнозу Совмина и Нацбанка, инфляция в 2009г. должна составить 9% (за 2 месяца уже 5,4%). Очевидная неувязка получается с курсом рубля к доллару, который на конец 2009г. (именно так был сверстан бюджет) должен был быть на уровне Br2125 за $1.

Итак, изначально доходы консолидированного бюджета должны были составить Br73,9 трлн., что по заявленному правительством курсу эквивалентно $34,8млрд. После апрельского секвестра доходы прогнозируются в объеме Br62,8 трлн. При легко прогнозируемой дальнейшей девальвации рубля (рекордные темпы роста дефицита торгового баланса и текущего счета платежного баланса, острый дефицит иностранных инвестиций, доступных внешних кредитов) долларовый эквивалент доходной части консолидированного бюджета при среднегодовом курсе в 2009г. на уровне Br3300 за $1 составит $19 млрд. Это значит, что долларовый эквивалент доходов бюджета сократился на $15,8 млрд.

С расходами ситуация еще более драматичная. Расходы Br76,7 трлн. были эквивалентны $36 млрд. После секвестра расходы планируются в размере Br62,8 трлн., что в долларовом эквиваленте составляет $19 млрд. Это на $17 млрд. меньше. Сокращение такого масштаба - отнюдь не косметический ремонт.

Белорусская загадка

Если верить в прогноз премьера, то в 2009г. ВВП в рублях должен составить Br155 трлн. В расчетах конца 2008г. - это $72,9 млрд. При пересчете по курсу Br3300 за 1$ ВВП получается всего $47 млрд., или на $25,9 млрд. меньше (в расчетах используются номинальные цифры). В ситуации, когда Нацбанк активно увеличивает темпы кредитования нефинансового сектора, когда печатание новых денег становится едва ли не единственным источником временного, краткосрочного повышения ликвидности банковской системы, такое снижение ВВП можно считать обвальным.

С другой стороны, само предположение о неизменности темпов роста ВВП и столь радикальном секвестре бюджета требует особого пояснения. Правительство пока не разгадало эту макроэкономическую тайну. А звучит она так: основные источники налоговых платежей и валютной выручки иссыхают, т.к. экспорт нефтепродуктов, калийных удобрений, металлов «обвалился». В целом по году экспорт товаров сократится на 45-50%. Доходы бюджета падают на 10,4 п.п. ВВП. Предприятиям и банкам нужно вернуть краткосрочные кредиты в твердой валюте почти на $8 млрд. Объем их реальной чистой прибыли сокращается на 60-80%. Промпроизводство падает на 10-15%. Инфляция грозит превысить 25%. Строительство близко к тотальной «заморозке». Инвестиций в основной капитал будет как минимум на 5% меньше. Внутренний спрос сжимается на 5-10%. При этом темпы роста ВВП остаются без изменений (10-12% ВВП). Как такое может быть?

Либерализатор поневоле

По новому бюджетному плану доля доходов и расходов к ВВП составит 40,5%. В 2008г. доходы составили 50,9% в объеме ВВП, расходы - 49,5%, т.е. правительство планирует сократить размер государства (расходы бюджета) на 9 п.п. ВВП, а доходы - на 10,4 п.п. Это самое большое затягивание поясов в истории Беларуси. Оно сродни тому, что сделали в России после дефолта 1998г. После продолжительного «либерального» периода, когда госрасходы в России были на уровне 45-50%, правительство Евгения Примакова было вынуждено сократить их ниже 40% ВВП.

При столь радикальном секвестре власти вынуждены говорить о том, что приоритеты бюджетной политики (без уточнения конкретного списка) будут профинансированы в полном объеме. Глава государства ставит задачу: «Нужно работать строго по важнейшим направлениям, вкладывая средства туда, от чего мы можем получить наибольшую отдачу… не распыляться по мелочам, сокращать непервоочередные расходы». Тем временем «правительство, похоже, работает, как вчера, а может, и как позавчера, закрывая глаза на процессы, происходящие в мире и затронувшие нашу страну, по инерции оставаясь в реалиях середины прошлого века».

Из реальности в утопию

Оказывается, в подписанном законе о бюджете-2009 большие суммы «распределены между различными ведомствами и бесчисленными программами без учета их важности для страны». Речь идет о расходах фонда охраны природы (Br467 млрд.), дорожного фонда (Br2,3 трлн.), инновационных (Br2,7 трлн.). Вдруг обнаружилось, что, по данным КГК, в 2008г. «с нарушением законодательства и не по целевому назначению было использовано Br32,4 млрд., около Br8,9 млрд. использовано неэффективно, около Br900 млн. было выдано необоснованно». Очевидно, что статья «поддержка национальной экономики», которая в первоначальном бюджете-2009 превышала Br19 трлн., будет сильно урезана. Уже заявлено о прекращении реализации 6 инвестпрограмм, исключении 32 программ и 270 малоэффективных второстепенных мероприятий. По 42 программам перенесены сроки реализации на последующие годы.

Зато правительство утверждает, что будут увеличены расходы на социальные цели. На здравоохранение планируется потратить на 24,4% больше уровня 2008г., на образование - на 11%, на выплату стипендий - на 14%. Бюджет сохранил расходы для строительства 6 млн. кв. м жилья. Эти цифры номинальные. С учетом инфляции и девальвации эти сектора реально получат гораздо меньше. Высок риск, что правительство сможет выполнить номинальные цифры прогноза по социальным индикаторам за счет эмиссионных денег.

Малореалистичен заявленный рост реальной зарплаты в бюджетной сфере на уровне не менее 14%. В гораздо более благополучном 2008г. реальная зарплата по стране выросла на 9,9%, в стабильном 2007г. - на 9,5%. Если правительство решит увеличить зарплаты чиновникам при резком сокращении уровня доходов другим, а потом именно их доходы возьмет для расчета зарплат всех бюджетников, то запланированный рост возможен, но эта методологическая уловка едва ли поможет снять социальное напряжение в обществе. Данные января 2009г. - явно против прогноза правительства. По сравнению с декабрем 2008г. реальная начисленная зарплата уменьшилась на 11,7%. При падающем спросе, растущих затратах и резком снижении объема чистой прибыли предприятиям неоткуда будет брать деньги на рост зарплат. Финансовые результаты деятельности предприятий подтверждают этот вывод. Так, в январе 2009г. по сравнению с январем 2008г. чистая прибыль в экономике сократилась на 56,6%, сумма чистого убытка выросла в 4,2 раза, а задолженность по кредитам и займам на 1 февраля составила Br40,6 трлн., увеличившись по сравнению с 1 февраля 2008г. на 47,5%.

 Ярослав РОМАНЧУК

 
http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом