Новости

Тревожное равновесие автопрома

Минувшей зимой резкое падение платежеспособного спроса на внешних рынках обвалило производственные показатели отрасли: выпуск автотракторной продукции сократился наполовину. Это больно ударило по финансовому состоянию предприятий. Рентабельность реализованной продукции в автомобильной промышленности в январе 2009 г. составила 3,6% (16,4% годом ранее), а чистая прибыль — лишь 9,4% к январю 2008 г. Более половины представителей отрасли (32 завода) признаны убыточными, сумма их чистого убытка достигла 8,2 млрд. Br, что в 3 раза больше, чем год назад.

Тем не менее уже в феврале в автотракторостроении была отмечена некоторая стабилизация. Так, по сравнению с январем производство автобусов осталось приблизительно на том же уровне, а по тракторам был зафиксирован прирост почти на 40%. Что касается Белкоммунмаша, то там как будто и вовсе кризиса нет: за 2 месяца темп роста промышленного производства в сопоставимых ценах к уровню прошлого года составил 126,9%. Но это скорее приятное исключение. Помогло то, что продукция предприятия закупается за счет бюджетных средств. И белорусские, и российские города выделяют значительные деньги по программам обновления электрического транспорта (трамваев и троллейбусов).

Динамика в январе–марте позволила некоторым сделать осторожные высказывания о возможном «выравнивании» спроса. «Ситуация на рынке если не улучшится, то, наверное, сохранится», — заявил корреспонденту «ЭГ» зам. генерального директора МАЗ-MAN Дмитрий Пирштук. По его мнению, в целом по республике продажи грузовых автомобилей вернутся к состоянию 2004–2005 гг., и заводы вынуждены будут откорректировать свои производственные программы под эти объемы. При этом ставку пока приходится делать не на российский рынок, который сегодня «лежит», а на внутренний. Здесь покупательская способность поддерживается на уровне организаций, которые приобретают технику за бюджетные средства.

А вот на заказы частных предприятий, в т.ч. на внутреннем рынке, пока рассчитывать не приходится. Поскольку в прежние годы основная масса дорогостоящей техники приобреталась за заемные средства, взлетевшие процентные ставки по кредитам и лизингу практически заморозили покупательскую активность основной части клиентов.

В более выгодном положении оказались те производители, которые в прежние годы смогли диверсифицировать производство. К примеру, на МАЗ-МАN наладили выпуск фронтальных погрузчиков. Они не столь дорогие в сравнении с большегрузными автомобилями, платежеспособный спрос на них сохранился. В результате в некоторые месяцы доля погрузчиков в общем объеме реализации достигает 90%.

По пути диверсификации пробуют идти и другие. Так, задача освоить более дешевую промышленную продукцию поставлена на заводе автомобильных прицепов и кузовов МАЗ-Купава, сообщил главный экономист предприятия Владимир Воробьев. Он также обратил внимание на некоторую стабилизацию рынка. По крайней мере, уменьшив объемы производства наполовину, в феврале–марте завод смог удержать их на том же уровне.

«Ниже мы не опустимся», — убежден экономист. Уже удалось сформировать пакет заказов на апрель. В.Воробьев также отметил, что значительное падение производства в начале года не стало для предприятия критическим. Была проведена большая работа по оптимизации издержек, что позволило уменьшить материальные затраты и накладные расходы. Пришлось также несколько урезать заработок рабочих, однако коллектив это воспринял с пониманием.

И все-таки говорить о выздоровлении всей отрасли пока преждевременно, ведь ее состояние в конечном итоге определяет экспорт, а он оставляет желать лучшего. В январе на внешние рынки поставлено лишь 235 грузовых автомобилей, или 12,5% к аналогичному периоду прошлого года.

Производители в спешном порядке пытаются сместить акценты в сбытовой политике, пробуя перейти с наиболее проблемного российского рынка на рынки Африки, Азии, Латинской Америки. Активно обсуждается идея «попробовать» некоторые государства с закрытой экономикой, наименее пострадавшие от мирового кризиса.

Однако ждать скорого результата от таких попыток не стоит. Во-первых, освоение новых рынков — процесс не одного дня. Во вторых, их емкость может оказаться недостаточной. К примеру, в новых контрактах, заключенных МАЗом с Венесуэлой и Египтом, счет идет на десятки машин, в то время как производственные мощности завода рассчитаны на тысячи. Кроме того, сейчас предприятия автопрома будут «расхлебывать» не только последствия мирового кризиса, но и некоторых неправильных управленческих решений, считает директор Агентства деловых связей Валентин Лопан, возглавлявший в 1996–2007 гг. центр общественных связей МАЗа. Когда в конце 2008 г. российские заводы начали останавливать конвейеры, адекватно реагируя на платежеспособный спрос, белорусские продолжали выполнять план по темпам роста производства. В результате у МАЗа скопилось до 8 тыс. нереализованных автомобилей. Падение российского рынка по данному виду продукции оценивается в 50–60%, европейских и американских — на 30–40%. Получается, что МАЗ, экспортировавший порядка 80% продукции, должен сократить свою производственную программу с 23 тыс. автомобилей в 2008 г. как минимум до 10–11 тыс. в 2009 г. И это по оптимистическому сценарию. В худшем случае — хорошо, если до конца года удастся продать уже произведенный товар. Хоть сегодня останавливай завод, делает вывод В.Лопан.

По его оценке, сейчас в нереализованной продукции МАЗа заморожено 300–400 млн. USD. Этих денег хватило бы, что бы в течение всего года выплачивать работникам предприятия (30 тыс. человек, включая могилевский цех) по 800 USD зарплаты ежемесячно. Не факт, что произведенные машины удастся продать, «отбив» деньги. Во время кризиса структура спроса особенно подвижна, и через несколько месяцев заказчик может попросить совсем не те модели, что уже выпущены.

Если бы МАЗ своевременно среагировал на изменение рынка, производственная и финансовая ситуация была бы иной. Даже двукратное падение объемов при работе под текущие заказы обеспечило бы заводу экономическое равновесие. Ведь с 1996 по 2000 гг. его выпуск был в пределах 10–15 тыс. авто в год, что позволяло получать некоторую прибыль.

Увы, потеряв оборотку, предприятие всецело зависит от финансовой помощи государства, возможности которого весьма ограничены.

Сегодня многие уповают на обеспечение равных условий доступа на российский рынок, что, в частности, позволило бы нашим товарам участвовать в российских госзакупках. Уже составлен список предприятий, которым в первую очередь должна быть предоставлена данная преференция по сбыту продукции. В него вошли МАЗ, МТЗ, Бобруйскагромаш, Гомсельмаш  и другие представители автотракторостроения.

Но переговорный процесс с россиянами идет трудно. К тому же эксперты предупреждают: даже если на политическом уровне будет достигнута договоренность, реального ее исполнения может и не произойти. Россия давно уже выстроила многоступенчатую защиту внутреннего рынка.

Похоже, в нынешней ситуации лучше все-таки рассчитывать на собственные силы и проводить политику, адекватную спросу.

Александр ГЕРАСИМЕНКО

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)

 

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
    www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом