Новости

"Растолстеет" ли ВПКна кризисе?

Некоторые аспекты недавней встречи Александра Лукашенко с Дмитрием Медведевым не получили должного освещения в прессе. В частности, СМИ обошли вопросы военного и военно-технического сотрудничества двух стран, хотя те и значились в повестке дня.

Между тем в свете переговоров по обеспечению равного доступа предприятий РБ и РФ к государственным закупкам в обеих странах следует помнить, что оборонные нужды занимают обычно одно из первых мест в системе госзаказа. Напротив, бюджетные ассигнования на эти цели секвестрируются в последнюю очередь, несмотря на кризис. И политика российского правительства в данной сфере только подтверждает это правило.

Еще в конце 2008 г. на заседании кабинета министров, посвященном проблемам ВПК, В. Путин сделал заявление, из которого следует, что государство собирается компенсировать оборонным предприятиям потери, понесенные в результате мировых финансовых потрясений. Объем помощи определен в размере 50 млрд. RUB (порядка 1,5 млрд. USD).

Эти средства выделяются помимо уже утвержденного правительством России государственного оборонного заказа на 2009-2011 гг. При этом величина последнего, в свою очередь, значительно вырастет по сравнению с ранее подготовленными планировками.

Как сообщил позже на брифинге первый заместитель главы военно-промышленной комиссии России Владислав Путилин, сумма средств, которые должны получить в ближайшие 3 года по этой статье предприятия ВПК, составит почти 4 трлн. RUB.

На эти деньги предполагается закупить и поставить в войска более 70 стратегических ракет, более 30 ракет "Искандер", большое количество ракет-носителей и космических аппаратов, 48 боевых самолетов, 6 беспилотных аппаратов, более 60 вертолетов, 14 кораблей, почти 300 танков и более 52 тыс. автотранспортных средств.

ВПК как средство от кризиса.

И хотя начало 2009 г. ознаменовалось нарастанием кризисных явлений в экономике РФ, 11 февраля на первом заседании Совета генеральных конструкторов при председателе правительства В. Путин озвучил свое решение не экономить на перевооружении армии и не сокращать гособоронзаказ на нынешний год.

Он подчеркнул, что участие в выполнении гособоронзаказа позволит предприятиям обеспечить приемлемую загрузку и максимально сохранить достигнутые ранее объемы производства, что особенно важно в условиях возможного сокращения спроса на выпускаемую ими гражданскую продукцию.

17 марта 2009 г. на расширенном заседании коллегии Минобороны России на эту тему высказался и президент РФ Д. Медведев. Обратив внимание на усиление конфликтного потенциала в ряде регионов и расширение НАТО, он заявил о настоятельной необходимости модернизации российских Вооруженных сил и оснащения войск новейшими вооружениями.

Объем средств, выделяемых на эти цели, "несмотря на проблемы в финансах, сохранился в ранее планируемых показателях". При этом президент РФ потребовал прекратить ремонт старой техники и взамен ее закупать новую. Восстанавливать старье в условиях кризиса, когда предприятия ВПК не полностью загружены, по его мнению, неприемлемо.

Последней на данный момент мерой поддержки производителей вооружений стало подписанное премьер-министром России 26 марта правительственное постановление о государственной поддержке предприятий оборонно-промышленного комплекса страны. Документ предусматривает выделение в 2009 г. 15 млрд. RUB на субсидирование процентных ставок по кредитам оборонных предприятий в размере двух третей от ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Кадры и связи дороже денег.

Между тем выполнение амбициозных планов коренного перевооружения российской армии находится под серьезной угрозой. И дело тут не только и не столько в финансировании военных программ. Денег, как мы видели выше, на эти цели выделено не так уж и мало (хотя генералы всегда будут говорить об их недостатке).

В числе важнейших препятствий намеченной модернизации они называют техническую деградацию значительного числа предприятий российской "оборонки". Для исправления положения, по словам первого вице-премьера РФ Сергея Иванова, в текущем году были приняты соответствующие таможенно-тарифные меры. В частности, были обнулены ввозные пошлины на оборудование, аналоги которого не производятся в России.

Все большее значение приобретает и так называемый кадровый вопрос. Согласно данным С. Иванова, в 2008 г. количество работающих на оборонных заводах уменьшилось на рекордные 50 тыс. человек. Уходят высококвалифицированные специалисты, причем как рабочие, так и инженерно-технический персонал. Выход чиновникам видится в увеличении оплаты труда, но, как показывает практика, "наверху" обычно с этим не спешат.

И все же едва ли не главной проблемой является разрушение технологических цепочек, сложившихся во времена СССР в рамках единого оборонно-промышленного комплекса. И хотя Россия предпринимает немалые усилия, чтобы отказаться от продукции военного и двойного назначения, выпускаемой в бывших советских республиках, дефицит времени и денег не позволяет ей осуществить полное импортозамещение в данной сфере.

Косвенно этот тезис подтвердил и Д. Медведев, когда на итоговом заседании комиссии по военно-техническому сотрудничеству заявил, что страны СНГ должны быть более тесно вовлечены в процесс военно-технического сотрудничества с Россией.

Ведь большинство оборонных предприятий России и Содружества до сих пор в значительной мере завязаны друг на друга. Сохранение этих связей "повышает взаимную обороноспособность и является одной из составляющих коллективной безопасности и борьбы против возникающих угроз".

 Заказ для наследников "Сатаны".

 Учитывая, что Беларусь располагает третьим по значимости потенциалом ВПК в СНГ (после РФ и уходящей на Запад Украины), это замечание в значительной степени можно отнести в ее адрес. Как утверждают эксперты, по сей день во многих выпускаемых российской "оборонкой" вооружениях используются белорусские научные разработки, технологии и (или) комплектующие.

Так, подвижность, а следовательно, и высокую живучесть мобильному ракетному комплексу "Тополь-М" (который в ближайшие годы станет основой парка РВСН) обеспечивает восьмиосное шасси производства Минского завода колесных тягачей МЗКТ-79221. Однако примененные при создании МЗКТ-79221 проектные решения позволяют ему нести и гораздо более тяжелые МБР, например, многозарядную РС-24, призванную заменить знаменитую "Сатану".

В ситуации, когда по мере старения и снятия с боевого дежурства старых, еще советских, многозарядных ракет "Сатана" и "Стилет" перевес США над Россией в области стратегических вооружений становится все более значительным, наращивание производства комплексов "Тополь-М" и РС-24 являтеся для РФ практически единственным шансом быстро переломить эту опасную тенденцию.

Да и оперативно-тактический ракетный комплекс "Искандер", наделавший с подачи Дмитрия Медведева в последнее время столько шума во всем мире, монтируется на базе минского шасси МЗКТ-7930.

Но участие белорусских предприятий в производстве ОТРК "Искандер" не ограничивается поставкой колесных шасси. Как следует из интервью А. Лукашенко информационному агентству France Press, наши разработчики создали для этого комплекса и оптоэлектронную систему наведения, позволяющую с помощью цифровой карты местности и спутниковой системы навигации осуществлять попадание в заданную цель практически со 100-процентной точностью.

В свете вышеизложенного несколько по-иному выглядит подоплека подписанного 3 февраля 2009 г. в Москве Соглашения о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны (ЕРС ПВО) РБ и РФ.

Похоже, одной из важных составляющих достигнутого тогда консенсуса было не только установление Россией щадящих газовых цен для Беларуси на 2009 г., выделение стабилизационного кредита и обещание свободного доступа на российский рынок белорусских товаров.

Если верить опубликованной 22 декабря 2008 г. (со ссылкой на неназванные источники в российском военном ведомстве) в газете "Коммерсант" информации, в Кремле, чтобы побудить Минск к снятию всех препятствий на пути юридического оформления ЕРС ПВО, задействовали не только "газовые" рычаги. Там увязали вступление в силу данного документа и с размещением заказов Минобороны РФ на белорусских заводах.

Учитывая нынешние экономические реалии и весьма солидную сумму, выделяемую Россией на оборону и производство вооружений, это, надо думать, стало достаточно весомым аргументом для руководства Беларуси в пользу завершения многострадального процесса создания единого противовоздушного рубежа на западном направлении.

Так что от финансового "пирога", выделенного правительством России предприятиям и организациям своего ВПК, добрый кусок может "отломиться" НИИ, КБ и предприятиям Беларуси. В условиях значительного сокращения выпуска гражданской продукции это было бы весьма и весьма желательно.

Однако считать, что эти денежки "в кармане", пока преждевременно. По информации с наших предприятий, число заказов российского военного ведомства действительно выросло, в ряде случаев в разы. Но вот только положенная предоплата на пути из РФ в РБ где-то задерживается. А это не позволяет отечественным заводам закупить комплектующие и начать производственный процесс.

 Александр АЛЕСИН

http://belmarket.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     МИД

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом