Новости

Производство детского питания в Беларуси остается неприбыльным.
В соответствии с программой "Дети Беларуси", которая осуществлялась в два этапа (2001-2005 гг. и 2006-2010 гг.), в Беларуси предусмотрено бесплатное обеспечение малообеспеченных семей детским питанием белорусского производства для детей первых двух лет жизни.

Но даже это пока не позволяет ликвидировать излишние запасы готовой продукции на заводах детского питания. Так, по информации начальника отдела переработки продукции животноводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ларисы Степаненко, не залеживаются на прилавках и складах только скоропортящиеся продукты — детское питание из цельного молока, кисломолочные продукты, творожки, сметанки.

Что касается других отраслей производства детского питания, то там ситуация сложнее. Запас плодоовощных и мясных консервов на 1 апреля был равен квартальному объему производства. Запаса сухих молочных смесей хватит на месяц. Однако единственный в Беларуси производитель качественных сухих молочных смесей — волковысское ОАО "Беллакт" загружено лишь на пятую часть своего потенциала. При наличии производственных мощностей в объеме 15 тыс. т оно производит продукции лишь на 3 тыс. т (задание на год и того меньше — 2,5 тыс. т). При этом предприятие экспортирует около 500 т продукции в год, что соответствует объему ввозимых молочных смесей.

Превышение плана наблюдается в производстве жидких и пастообразных молочных продуктов (9,2 тыс. т при задании 8 тыс. т) и мясных консервов (2,6 тыс. условных банок при плане 2 тыс.). Отставание же от определенного правительством параметра в размере 12,2 млн. условных банок для производителей плодоовощных консервов объясняется отсутствием спроса — произведено лишь 8 муб.

Чтобы как-то разгрузить склады плодоовощных консервов, концерн "Белгоспищепром" попросил Государственный таможенный комитет Беларуси ввести таможенные пошлины на сезонные товары. 15 мая на заседании президиума Совета министров первый заместитель председателя концерна "Белгоспищепром" Анатолий Филонов сообщил, что белорусские консервы обеспечивают только 47,8% от потребления этого вида продуктов в нашей стране. Остальная часть — импорт. Из-за этого 17 предприятий отрасли являются убыточными.

Как сообщила журналистам Л. Степаненко, убыточным является и производство продукции из мяса и цельного молока. Рентабельность этих производств может достигать минус 16%. Однако поскольку доля таких продуктов в общем объеме производства предприятий небольшая, то заводы-производители стремятся покрыть издержки за счет других продуктов.

"Вообще, за счет детского питания никто свою экономику поправлять не думает, — уверена Л. Степаненко, — и не делает этого".

Таким образом, проблемы производителей детского питания как бы выходят из экономической плоскости. Причину невостребованности отечественных продуктов у белорусских потребителей специалисты в области детского питания видят лишь в сфере общей культуры белорусского населения.

"Когда мы освободимся от понятия, что еда для ребенка готовится на сковородке, в домашних условиях, — прекратим заниматься этой чушью, которой во всем мире нет, а поймем, что еда может быть приготовлена и сбалансирована только в условиях настоящего производства, тогда все пойдут в магазины и будут покупать", — считает заведующий отделом гигиены питания Республиканского научно-практического центра гигиены Василий Цыганков.

По сравнению с зарубежными аналогами белорусское детское питание дешевле в среднем на 70%. По заверению главного педиатра Беларуси Натальи Галькевич, оно производится только из натуральных продуктов без добавления примесей и с учетом международных требований. Однако трудно поверить, что белорусские граждане не покупают своим детям "натурпродукт" исключительно из-за низкого уровня культуры.

Малые объемы продаж детского питания обусловлены скорее отсутствием какой-либо маркетинговой политики на предприятии. И хотя, по словам специалистов, в подпрограмме "Детское питание" программы "Дети Беларуси" предусмотрено выделение средств на продвижение товаров отечественных производителей (точную сумму назвать не смогли), их вряд ли хватает на раскрутку хотя бы одного продукта. Белорусским заводам нецелесообразно рекламировать невыгодный, а часто и убыточный товар.


Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация