Новости

Сверкая блеском стали…

Начиная с плетеных и кожаных доисторических лат и заканчивая сверхсложными композитными панцирями наших времен, соревнование «меч-доспех» ведется непрерывно и с переменным успехом. «Откуда быть пошла» броня? Что подразумевается под этим словом сегодня? Попробуем найти ответы на эти вопросы…

 

«Горят их брони, блещут шишаки…»
 

     Когда впервые появилась броня – доподлинно неизвестно. Археологические и этнографические исследования свидетельствуют: защитные приспособления возникли еще на заре человеческой цивилизации. Собранные из бамбука или деревянных планок своеобразные «фартуки» применялись кроманьонцами, а их несколько усовершенствованный вариант благополучно просуществовал до XVI века – в средневековой Японии это был популярный доспех в армиях самураев.

 

С появлением бронзы и железа доспехи усложнились. Сначала появились откованные пластины. Они нашивались или приклепывались к плотной кожаной куртке-безрукавке и неплохо защищали от стандартного античного вооружения – мечей, стрел и дротиков. Впрочем, такие латы доставались простым пехотинцам. Вожди предпочитали цельные кованые панцири из более прочного материала – железа. Кстати, само слово «панцирь» происходит от греческого названия этого элемента – «пансидерион».

 

    Чем активнее развивалась культура обработки металла, тем смертельнее становилось оружие и прочнее делалась защита. И уже в начале Средневековья появились латы, практически полностью закрывавшие бойца. За ними изначально и закрепился термин «броня». Кстати, откуда взялось это слово, доподлинно неизвестно, но латинизированная форма – brunia – встречается еще в Капитулярии Карла Великого (779 г. н.э.). И уже в «Песне о Роланде», описывающей бой в Ронсевальском ущелье, говорится о сарацинских воинах: «Сто тысяч мавров там: при каждом щит, /Горят их брони, блещут шишаки, /Остры их копья, прочны их мечи…». Подобным же образом были облачены и франкские рыцари.
 

     Однако, как это часто бывает, благая идея об абсолютной защите и безопасности привела к появлению настоящих «динозавров» – тяжеловооруженных рыцарей, доспехи которых весили несколько пудов. При довольно относительной неуязвимости воевать в таких латах было практически невозможно. Достаточно сказать, что на коня (тоже наряженного в железо) такого воина поднимали при помощи примитивной лебедки-«журавля», а в бою рыцаря должны были сопровождать несколько оруженосцев, основной задачей которых было водрузить его обратно на лошадь в случае падения… Об эффективности боя в этом случае речи уже не шло, достаточно вспомнить трагикомическую историю взятия Иваном Грозным Великого Новгорода. Тогда цвет вольного боярства, одетый в пятипудовые доспехи, просто не смог вовремя отступить в крепость и был перебит и пленен легковооруженными царскими латниками…

     С появлением огнестрельного оружия цельнометаллическая оболочка оказалась бесполезной. Мушкетная пуля прошивала такое сооружение насквозь практически без сопротивления. В итоге уже к середине XVIII века бронированные латы превратились сначала в парадное облачение, а потом и вовсе исчезли с полей сражений.

 

Век пара и электричества

 

     Первая научно-техническая революция XIX века парадоксальным образом возродила броню к жизни. Однако теперь ее назначение изменилось – отныне доспехи приличествовали не людям, а кораблям. Новые могучие участники морских сражений – пароходы, которые не зависели от прихотей ветра, потребовали серьезной защиты от мощной корабельной и береговой артиллерии, оснащенной разрывными бомбами.

 

Впервые защитить корабли навесными металлическими щитами предложил сэр Вильям Конгрив еще в 1805 г. Идея тогда показалась фантастической, но уже в 1812 г. Джон Стевенс из Хобокена (Нью-Джерси) начал разрабатывать методику такой защиты. В течение трех десятков лет Стевенс с сыновьями экспериментально изучал законы прохождения пушечных ядер через железные плиты и в итоге определил минимальную толщину слоя металла, необходимую для защиты от любого известного артиллерийского орудия. В 1842 г. Роберт Стевенс, сын Джона, представил проект плавучей батареи комитету Конгресса. А весной 1854 г. эта батарея была заложена на американских стапелях. Аналогичные корабли создали англичане и французы, а уже через год новинки с успехом были опробованы в Крымской кампании.

 

      Однако все проблемы решены не были. Нарезные орудия, появившиеся в середине столетия, представляли серьезную угрозу для окованных мягким железом кораблей. И здесь на помощь пришли металлурги.

 

      Сделаем небольшое отступление. Процесс воздействия снаряда на препятствие сложен и многоэтапен. Поэтому к броне предъявляются противоречивые требования. Во-первых, она должна быть очень твердой, тогда снаряд разрушается при ударе. Во-вторых, обладать определенной вязкостью – для эффективного поглощения энергии осколков и предупреждения растрескивания. К сожалению, эти требования на тот момент виделись взаимоисключающими.

 

     Тем не менее, способ примирить противоречия был найден: броню стали делать двухслойной. Наружная тонкая «скорлупа» – твердая, внутренний массивный слой – пластичный. И до сих пор даже самые современные виды брони основаны на этом принципе.

 

 

Броня крепка

 

…И танки наши быстры. В ХХ веке броня стала прочно ассоциироваться с этой могучей военной техникой. Неудивительно, ведь хотя первый танк, сделанный англичанами, по нынешним меркам смотрится довольно нелепо, в годы Первой мировой войны это было грозное и практически неуязвимое оружие. А всего через пару десятилетий танки стали одной из главных составляющих любой военной стратегии.

 

     Впрочем, именно успех танков стал причиной активного внедрения разных видов брони в сугубо мирную жизнь. В наши дни определение этого вида защиты звучит вполне нейтрально: «Броня́ – слой материала, обладающий достаточно большой прочностью, вязкостью и другими механическими параметрами, стоящими на высоком уровне показателей, выполняющий в том или ином случае функцию преграды от различного по силе и интенсивности воздействия на объект, окружаемый этим слоем».

Действительно, сегодня в защите нуждаются не только и не столько танки.     

 

     «Инкассаторские автомобили, спецтехника, банковские двери, кассы, почтовые вагоны – невозможно перечислить все объекты, которые нужно защищать, – говорит Юрий Нахумович, специалист компании Ruukki (ведущий европейский поставщик решений из металла для строительства и машиностроения). – И требования к броне для них не уступают танковым. Она должна быть твердой, но не хрупкой, прочной, но не тяжелой, устойчивой к самым разным воздействиям и, наконец, удобной в применении».

 

Немудрено, что в наши дни для изготовления брони используют самые разные конструкционные материалы – от металла до сложных полимерных композитов. Впрочем, сталь по-прежнему сохраняет первенство, во многом благодаря инновационным разработкам специалистов металлургических компаний.

 

      Например, на Международной выставке «МеталлЭкспо 2008», которая прошла в Москве в середине ноября 2008 года, такую сталь представила компания Ruukki. Горячекатаная закаленная броневая сталь Ramor 500 обладает твердостью порядка 500 единиц по шкале Бринелля. А особенность ее в том, что она была разработана специально для баллистической защиты гражданских объектов и повышения их уровня безопасности. Эта сталь может применяться для бронирования гражданской техники, инкассаторских автомобилей, сейфов и изготовления бронежилетов.

 

      «В октябре сталь для бронирования прошла испытания в сертификационном центре при МВД РФ и будет представлена на российском рынке, – рассказывает Сергей Анисимов, директор по региональным продажам Ruukki Metals. – Образцы проверялись в ГУ НПО «Специальная техника и связь» на пулестойкость. По итогам было вынесено заключение о том, что Ramor 500, в зависимости от толщины испытываемых листов, соответствует заявленным классам защиты, установленным российским ГОСТом Р 51112».

 

            «Броня от солнца горяча, и пыль похода на одежде…» – известные строки поэта и танкиста Сергея Орлова актуальны и сегодня. Броня по-прежнему ассоциируется с войной и оружием. Но хочется надеяться, эпоха кровавых тотальных войн миновала, и стальные доспехи отныне станут защитой для мирных дел.

 

 

 

Справка о компании:

 

Ruukki является европейским поставщиком компонентов, систем и комплексных решений из металла для строительства и машиностроения. Компания предлагает широкий ассортимент металлических изделий и связанных с ними услуг. Ruukki работает в 26 странах мира, и ее персонал насчитывает 14 300 человек. В 2008 году торговый оборот составил 3,9 миллиарда евро. Акции котируются на Хельсинкской бирже NASDAQ OMX (Rautaruukki Corporation: RTRKS). Корпорация использует маркетинговое название Ruukki.

 

Информацию о работе Ruukki в России и мире можно получить в пресс-службе: телефон 8 (800) 200-99-89 (звонок бесплатный из всех регионов РФ), e-mail: media@ru-press.ru, mediaby@ru-press.ru, сайт: www.ruukki.com/by .

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом