Новости

Заграница любит пиво. Белорусское

К 2010 году в Беларуси предусматривается рост экспорта отечественного пива до 6 млн. дал. Соответствующий план содержит Программа развития пивоваренной отрасли на 2006–2010 гг., утвержденная постановлением Совмина от 2.02.2006 № 131. Этим документом доведены задания по поставкам за рубеж до всех крупнейших предприятий отрасли. При этом эксперты убеждены, что необходимый результат может быть достигнут значительно раньше намеченных сроков.

Мощным стимулом к поиску новых рынков сбыта стало обострение конкуренции на внутреннем. Кроме того, экспорт позволяет компенсировать потери, понесенные пивзаводами в результате девальвации белорусского рубля, ведь некоторые погашают ранее взятые валютные кредиты.

В соответствии с программой одним из основных поставщиков пива на экспорт должно стать ОАО «Криница». В 2008 г. предприятие смогло обеспечить прирост экспорта до 570 тыс. дал, что было даже выше доведенного задания. В текущем году запланировано довести объем поставок в Россию и страны Евросоюза до 1 млн. дал. Поделиться опытом и дать оценку продвижению белорусского пенного напитка на внешние рынки мы попросили гендиректора предприятия Григория ПЕТКЕВИЧА.

— В настоящий момент мы испытываем колоссальное давление со стороны импортеров, прежде всего российских. В минувшем году они увеличили свое присутствие в Беларуси на 25% и контролировали по разным оценкам от 28% до 30% продаж пива. Поэтому организация встречного экспортного потока является вполне логичной попыткой сохранить объемы производства и восстановить положительное внешнеторговое сальдо в данном сегменте.

Согласно программе развития пивоваренной отрасли «Криница» должна была обеспечить в 2008 г. прирост экспорта со 140 до 460 тыс. дал, но фактически этот показатель достиг 570 тыс. дал. Сейчас мы должны удвоить эту цифру.

— Насколько гостеприимными оказались внешние рынки?

— Российский потребитель, особенно в соседних приграничных областях, хорошо помнит нашу торговую марку еще с 90-х годов, ведь в этот период мы работали здесь очень активно. Поэтому наш первый зарубежный филиал, предприятие со 100-процентным белорусским капиталом «Криница Белтрейд», было открыто в Смоленске. Мы также наладили продуктивные контакты с московскими и петербургскими партнерами. В частности, заключены договоры с крупнейшими федеральными торговыми сетями «Магнит» и «Седьмой континет».

Правда, в связи с более высокими транспортно-логистическими расходами (самая дальняя точка отгрузки — Челябинск), рентабельность экспорта по сравнению с продажами в Беларуси складывается на 30–40% ниже. Но при этом и затраты на проведение маркетинговых кампаний оказались ниже ожидаемых. Россиян вполне устраивает и качество «Криницы», и внешний вид продуктов, и то, что она реализуется в наиболее востребованном сегодня среднем ценовом сегменте.

Наряду с Россией, куда идет 90% экспорта, планируется существенный рост поставок в страны Балтии. Если в прошлом году мы закрепились в Латвии, то в этом году первая партия уже отправлена в Эстонию, ведутся переговоры с Литвой. Сравнительно небольшие объемы пива реализуются в Великобритании и Польше. Пропуском на рынки ЕС также стал ценовой фактор. Доступные и качественнее продукты, особенно в период кризиса, пользуются устойчивым спросом.

— Григорий Иосифович, какой маркетинговой стратегии стоит придерживаться производителю, чтобы не потерять позиции на своем, белорусском рынке?

— В текущем году мы вынуждены взять на вооружение довольно агрессивные маркетинговые приемы, нацеленные на сохранение и расширение собственной сбытовой ниши прежде всего на белорусском рынке пива. В этом плане необходимо подчеркнуть, что само понятие «отечественный производитель» потеряло свой первоначальный смысл. В первой десятке наших пивных брендов только два принадлежат белорусскому капиталу («Криница» и «Брестское пиво»). Остальные перешли в руки мощных международных корпораций. Датские, финские, шведские инвесторы принесли в отрасль прогрессивные технологии, они же сформировали новый достаточно жесткий конкурентный порядок.

В результате в 2008 г. наша доля в общем объеме производства снизилась до 38,4%, а на рынке — до 29,8%.

Но уже в январе–феврале т.г. это падение было преодолено, по оперативной информации, объемы продаж начали расти во всех регионах республики с темпом 7–15%.

А к началу «пивного сезона» предприятие предъявит свои главные козыри — проведет ребрендинг всей продуктовой линейки. Комплекс необходимых мероприятий планируется завершить в мае.

— На ваш взгляд, из каких элементов складывается успешный пивной бренд?

— Во-первых, это, конечно, вкусовые качества продукта, которые, в свою очередь, зависят от характеристик исходного сырья. В 2008 г. в Беларуси был собран достаточный урожай пивоваренного ячменя. Причем 22% заготовленного зерна сертифицировано первым классом, 78% — вторым. Так что с сырьем проблем не возникает.

Во-вторых, в основе успеха — совершенство технологических процессов. К примеру, на нашем предприятии ведется уже третий этап реконструкции. В целом годовая инвестиционная программа «Криницы» сверстана в объеме 43 млрд. Br, из них 14 млрд. Br будут выделены из наших собственных средств.

В-третьих, грамотная рекламная политика. Современный пивной рынок чрезвычайно подвижен. Потребительской мотивацией управляет не столько авторитет «старых» торговых марок, устоявшиеся вкусовые пристрастия, сколько стремление попробовать что-то новое. Этим Беларусь коренным образом отличается от России и Прибалтики, где перестройка отрасли (и передел сфер влияния) в целом была завершена еще в начале десятилетия. Мы же в рамках госпрограммы только планируем в 2010 г. довести среднедушевое потребление пива до уровня 60–70 л в год (около 30–50% от показателей европейских стран).

Отмечу, универсального рецепта успеха пока не существует. При этом фактор внутренней нестабильности заставляет сегодня производителей вырабатывать эффективные инструменты продвижения своей продукции как на белорусском, так и на внешних рынках.

Беседовал Владислав ПЛАТУН

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

19.04.2024Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров
Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров

19.04.2024АЛЮМЕТ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ FUBAG (ГЕРМАНИЯ) И ООО АЛЮМЕТ (РОССИЯ)
 Благодаря прямым поставкам, реализуем товары по ценам производителей — российского завода ООО «АЛЮМЕТ» и компании FUBAG (Германия).

18.04.2024Сервисный центр Белтепломашстрой ЗАО обладает парком собственного оборудования
Сервисный центр Белтепломашстрой ЗАО

18.04.2024Дневной Дозор - это гарантированное быстрое исполнение Вашей заявки
"Не обещать невозможного! Быстро и качественно выполнять обещанное!" - таков девиз компании Дневной Дозор ЧП.

17.04.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация