Новости

«Может, отобрать у них карандаши и ручки?»

«Мы не отказываемся от своих планов по развитию сети из-за финансовой ситуации в мире», - заявил «БелГазете» председатель совета директоров компании «БелМаркетКомпани», управляющей сетью продовольственной розницы «БелМаркет», Александр Бабиков, - но, скорее всего, сдвинутся сроки». Планируемые 128 магазинов компания откроет не за три года, а за четыре-пять лет: «Сегодня мы более тщательно подходим к матрице товаров, изменениям в потребительском поведении». На минувшей неделе «БелМаркет» подводил итоги двух месяцев, и в разговоре с обозревателем «БелГазеты» Мариной Гуляевой Александр БАБИКОВ рассказал о некоторых из них. Справка «БелГазеты». ИООО «БелМаркетКомпани» учреждено компаниями, входящими в состав A1 Group - инвестиционного подразделения «Альфа Групп», крупнейшего финансово-промышленного консорциума России. За год ИООО «БелМаркетКомпани» открыло в Беларуси 29 магазинов «БелМаркет» из 128 запланированных. О товарообороте и ценах - В конце прошлого года представитель «БелМаркет», оценивая уровень спроса, заявил о том, что не ожидает падения продаж. Какова ситуация сегодня? - На этой неделе подводились предварительные итоги за два месяца, и они показали, что в пересчете на белорусские рубли мы ничего не потеряли в товарообороте, но в долларах, учитывая девальвацию, падение есть. Потребитель стал более тщательно считать деньги. Ему уже не важна яркая упаковка, для него уже не имеет значения, во что упакованы яйца - в пластик или в обычный полиэтиленовый пакет, важна цена. Сейчас важно максимально приблизиться к желаниям потребителя, совместно с производителем проводить масштабные акции со скидками. - Импульсных покупок стало меньше? - Да, покупатель четко понимает, что ему нужно и чем сегодня вечером он будет кормить семью. Кроме того, покупается не на неделю вперед, а на день-два. Сегодня человек еще раз зайдет в магазин и выберет товар чуть дешевле и с меньшим сроком хранения. - В январе некоторые производители отмечали значительное снижение объемов реализации хлеба... - У нас есть специальная матрица, которая отражает продовольственную корзину, и по ней видно, что хлеба потребляется такое же количество, но народ очень реагирует на цены. В магазинах «БелМаркета» сегодня едва ли не самые низкие цены на яйцо, в результате чего его продажи выросли более чем в 4 раза. Человек отказывается от покупок в соседних магазинах и покупает яйца у нас. И это ведь обычное стандартное яйцо, которое никак не брендируется - люди просто хотят купить дешевле. Разница в Br400-600 для рядового белорусского покупателя существенна. - Насколько этот предел материальности сопоставим с пределом материальности в России? - Сегодня неплохой бизнес у сети «Магнит». У них в 2,5 раза больше магазинов, чем у «Пятерочки», хотя по торговой площади они меньше. Магазины «Магнита» расположены не в самых лучших местах, но они позиционируют себя как магазины с самыми низкими ценами. Средняя покупка в России в магазинах типа «Пятерочки» - $7, в «Магните» - около $4. Думаю, разница на одной покупке такая же, как в Беларуси. Так что предел материальности в России и Беларуси примерно одинаков. Вообще, на мой взгляд, по уровню жизни Беларусь - это средний регион России, с тем же уровнем потребительского спроса. Хотя уровень доходов белорусских пенсионеров выше: мы видим, что они активные покупатели. - По каким группам товаров произошло самое значительное снижение продаж? - Копченые колбасы, дорогие молочные продукты, кондитерские изделия в коробках. В Беларуси плохо относятся к вину - может быть, потому, что производителей водки заставляют разливать вино, и не лучшего качества. Нас очень тяготят «прицепы» в виде виноградного и плодово-ягодного вина, которые нам навязывают ликеро-водочные заводы. Оборачиваемость этих вин не лезет ни в какие ворота. О лидерах и аутсайдерах - Белорусские вина не пользуются спросом? - Он категорчески низкий! И я не понимаю, почему заводы их делают. - Почему бы торговому предприятию совместно с производителем не попытаться что-нибудь предпринять для увеличения объемов реализации... - Чтобы продвигать какой-либо товар, для начала нужно обеспечить его качество и маркетинговую поддержку, и этим должен заниматься производитель, а не торговля. Дело еще и в отсутствии желания у производителя продвигать свой товар. В Беларуси производители вообще менее разворотливы, чем в России. Российские производители выигрывают не за счет административного ресурса. Там нельзя позвонить губернатору Новосибирской области: слушай, скинь с полки все остальное и поставь мое! Буквально на днях я прочитал, что в каком-то регионе не пускают «Савушкин продукт». «Савушкин продукт» - это рыночно ориентированное предприятие, кстати, хорошо известное в России. Мой знакомый на северо-западе России возглавляет подразделение молочного производителя N1 на российском рынке - компании «Вимм-Билль-Данн». Так вот, «Савушкин продукт», вероятно, благодаря мощной команде, маркетинговой поддержке, победил «Вимм-Билль-Данн» в Омской области! А что происходит в Беларуси? В одном райцентре мы столкнулись с возмутительным фактом: представители местного управления торговли ходят по магазинам и требуют реализации продукции местного молочного комбината. Я не знаю, какая она по качеству, но чиновник не имеет права действовать в чьих-то интересах, даже если это интересы регионального производителя. Хотя я понимаю, почему он это делает: есть нормативно-отчетные показатели… - А еще региональный бюджет, налоги… - А мне хочется задать вопрос этому чиновнику: вы живете в единой стране или у вас несколько удельных княжеств? Витебское, Могилевское и т.д.? Все говорят, что мы живем в одной стране, но свободная торговля внутри регионов - проблема. У нас не регулируется ассортимент, нет местничества - действует одно простое правило: потребитель голосует ногами! Если ему не нравится товар в этом магазине, он не будет его покупать и уйдет в другой. В первые месяцы работы в Беларуси мы видели это, когда поддались давлению чиновников и поставили продукцию навязанных производителей. И что? Сроки хранения истекают, продукция не продается, и кто в этом виноват? Продукт или плохого качества, или у него плохая упаковка, или неадекватные цена и сроки хранения… Во время кризиса, что, к слову уже происходит в России, власть должна подумать о содержании госаппарата, который занимается нерыночными действиями во вред потребителю. Или чиновники должны научиться мыслить не краткосрочными, а долгосрочными интересами. Чего можно добиться для предприятия административной поддержкой? Оно ничего не будет вкладывать ни в модернизацию, ни в маркетинг, ни в упаковку. Оно будет рассчитывать только на «Петра Иваныча» в своем регионе, к которому можно прийти и сказать: «Ну-ка, вышвырни с региона всех конкурентов!» Но ведь Беларусь обречена на рыночную экономику, вас окружают предельно рыночные государства! Проникновение рыночных отношений рано или поздно произойдет, и завод, который рассчитывает только на «Петра Иваныча», обречен. Молочную отрасль, например, ждет жесточайшая конкуренция - производится на 40% больше, чем может потребить внутренний рынок. И вместо того чтобы пытаться что-то делать и выходить на внешние рынки, многие рассчитывают на чиновников, которые своей поддержкой на самом деле убивают их. О роли государства - Вы поддержите мнение одного из директоров торговой сети, что борьба за белорусский товар себя исчерпала, потому что в кризис поставщиков становится меньше? - В Беларуси множество качественных товаров местного производства. Просто сегодня выигрывает бизнес-идея, а не административный ресурс. Ко времени появления на рынке в нашей матрице было 20 тыс. товаров, сейчас мы ее сокращаем - отобрали поставщиков-лидеров среди разных отраслей. Нам не нужны аутсайдеры - предприятия, которые не могут предложить качественный продукт и быть гибкими. В одном из регионов есть неплохой хлебозавод с качественной продукцией, но невозможно согласовать график поставки! Четкости никакой, все по принципу «привезу, когда смогу»… И речь ведь идет о поставках в рядом находящийся магазин … - А как вам кампания по недопущению роста цен? - Трудно что-либо оценивать, т.к в Беларуси действуют регулируемые торговые наценки. Кстати, в России и Беларуси у нашего формата примерно одинаковая маржа, но в России, где ничего не регулируется, она складывается благодаря конкуренции, а в Беларуси - благодаря нормированию. Или рынок все расставит на свои места, или нужно содержать громадный бюрократический аппарат для контроля над торговлей. Та же «Пятерочка» работает с маржой примерно в 20%, белорусские сети имеют маржу на уровне 18-19%. Цифры практически равные! Я, например, всегда думал, что Беларусь - очень продвинутая страна в плане переработки сельхозпродукции, и потому цены должны быть точно ниже. Но они выше российских. Мука – социально значимый продукт, но цена крупнейшего белорусского производителя на 70% выше цены российской муки. Почему потребитель должен покупать эту муку, и покупал бы он при рыночных отношениях? О ком мы заботимся: о производителе или 10 млн. жителей Беларуси? - Сегодня много говорится не о рыночных отношениях, а об усилении роли государства… - Есть такая вещь - обеспеченность граждан торговыми площадями. В Беларуси этот социальный стандарт равен 220 кв. м на 1 тыс. человек. В Москве он в два раза выше, в Европе - вообще 650 кв. м. Москва - это Москва, но в целом по России обеспеченность торговыми площадями выше, чем в Беларуси. К чему это приводит? К жесточайшей конкуренции. Опять же я уверен: если сравнить сто стандартных товаров из потребительской корзины в России и Беларуси, то в России они будут дешевле. Это к вопросу о влиянии государства. Я понимаю, что можно долго держать предприятия в условиях господдержки, но рано или поздно они выйдут на рынок. В госрегулировании много хорошего в том плане, что в определенный период оно может защитить своих граждан. И сейчас, наверное, в чем-то такое время, но вообще государство всегда проиграет, пытаясь управлять как отдельно взятыми предприятиями, так и целыми отраслями. Да, есть исключения. Прекрасный пример - скажем, могилевское госпредприятие «Бабушкина крынка». И есть негосударственное - «Савушкин продукт». Но в целом из 60 предприятий молочной отрасли, лидеров наберется пять-шесть, из них государственных - единицы. - Вы ощутили на себе либерализацию белорусской экономики? - Либерализация? Один из моих коллег рассказывал, что в России ни мэра, ни любого руководителя региона он не видел годами. А здесь он вынужден два дня в неделю проводить в исполкомах. - Это степень контроля, которая гарантирует качество вашей работы… - Качество работы обеспечивает потребитель: он или ходит в магазины, или не ходит. Могу рассказать совершенно возмутительную историю об открытии одного нашего магазина. В России коммерсант может торговать в купленном объекте, если он соответствует всем нормам чем угодно - машинами, продуктами, вениками и т.д. В Беларуси же существует ассортиментный перечень. Отдельно взятый чиновник в отдельно взятом районе за всех жителей района решает, чем должен торговать этот магазин: здесь - кошачьим кормом, здесь - хлебом. А до нас предприятие вообще ничем не торговало, стояло заброшенным. Мы его купили, вложили $500 тыс. и год согласовывали с местной исполнительной властью перечень товаров! Только вмешательство мэра позволило решить ситуацию. В России мне не пришлось бы ни к кому ходить. - Вы много говорите о конкуренции и свободе в российской торговле. Белорусские производители, которые пытаются попасть на российский рынок, рассказывают, что все решают другие инструменты: сколько денег заплачено за полку… - Как можно убедить тысячи человек покупать этот товар, если он не продается? Еще раз говорю: покупатель голосует ногами! Вообще, бизнес-климат в России и Беларуси не очень отличается, разница лишь в проявлениях бюрократизации со стороны чиновников, причем среднего звена, которые ищут «поляну» для активной деятельности. Сколько раз сам видел: стоит возле полки чиновник и что-то пишет, пишет… Потом он, видимо, относит это своему начальнику, тот - своему, а потом начинаются бесконечные совещания. Может, отобрать у них карандаши и ручки? И запретить ходить в магазины? Тогда, может, что-то и изменится. Справка «БелГазеты». Александр Бабиков родился в Иваново (Россия). Окончил Ивановский энергетический институт, Академию народного хозяйства при правительстве РФ (степень МВА). Более 16 лет работал в частном бизнесе. В 2000г.- вице-губернатор Ивановской области. С 2001г. работает в А1 Групп - инвестиционном подразделении «Альфа Групп».

 

Источник: Белгазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

15.12.2017IBA Group включена в рейтинг «Software 500» 2017 года
IBA Group включена в рейтинг «Software 500» 2017 года

15.12.2017В строительной отрасли РБ на протяжении последних трех лет выросло количество лиц, совершивших коррупционные преступления
В строительной отрасли РБ на протяжении последних трех лет выросло количество лиц, совершивших коррупционные преступления

14.12.2017За 70 летнюю историю своей деятельности на строительном рынке ОАО «Гроднопромстрой» накоплен огромный опыт строительства
За 70 летнюю историю своей деятельности на строительном рынке ОАО «Гроднопромстрой» накоплен огромный опыт строительства

13.12.2017Новая услуга от Санстройгрупп ООО -гидравлическая промывка канализации
Новая услуга от Санстройгрупп ООО -гидравлическая промывка канализации

12.12.2017IBA Group на конференции «Код информационной безопасности» в г. Астане
7 декабря 2017 года IBA Group приняла участие в очередной из серии конференций «Код информационной безопасности».


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2017
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
www.viator.sk     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Все права защищены © 2017 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом