Новости

«Может, отобрать у них карандаши и ручки?»

«Мы не отказываемся от своих планов по развитию сети из-за финансовой ситуации в мире», - заявил «БелГазете» председатель совета директоров компании «БелМаркетКомпани», управляющей сетью продовольственной розницы «БелМаркет», Александр Бабиков, - но, скорее всего, сдвинутся сроки». Планируемые 128 магазинов компания откроет не за три года, а за четыре-пять лет: «Сегодня мы более тщательно подходим к матрице товаров, изменениям в потребительском поведении». На минувшей неделе «БелМаркет» подводил итоги двух месяцев, и в разговоре с обозревателем «БелГазеты» Мариной Гуляевой Александр БАБИКОВ рассказал о некоторых из них. Справка «БелГазеты». ИООО «БелМаркетКомпани» учреждено компаниями, входящими в состав A1 Group - инвестиционного подразделения «Альфа Групп», крупнейшего финансово-промышленного консорциума России. За год ИООО «БелМаркетКомпани» открыло в Беларуси 29 магазинов «БелМаркет» из 128 запланированных. О товарообороте и ценах - В конце прошлого года представитель «БелМаркет», оценивая уровень спроса, заявил о том, что не ожидает падения продаж. Какова ситуация сегодня? - На этой неделе подводились предварительные итоги за два месяца, и они показали, что в пересчете на белорусские рубли мы ничего не потеряли в товарообороте, но в долларах, учитывая девальвацию, падение есть. Потребитель стал более тщательно считать деньги. Ему уже не важна яркая упаковка, для него уже не имеет значения, во что упакованы яйца - в пластик или в обычный полиэтиленовый пакет, важна цена. Сейчас важно максимально приблизиться к желаниям потребителя, совместно с производителем проводить масштабные акции со скидками. - Импульсных покупок стало меньше? - Да, покупатель четко понимает, что ему нужно и чем сегодня вечером он будет кормить семью. Кроме того, покупается не на неделю вперед, а на день-два. Сегодня человек еще раз зайдет в магазин и выберет товар чуть дешевле и с меньшим сроком хранения. - В январе некоторые производители отмечали значительное снижение объемов реализации хлеба... - У нас есть специальная матрица, которая отражает продовольственную корзину, и по ней видно, что хлеба потребляется такое же количество, но народ очень реагирует на цены. В магазинах «БелМаркета» сегодня едва ли не самые низкие цены на яйцо, в результате чего его продажи выросли более чем в 4 раза. Человек отказывается от покупок в соседних магазинах и покупает яйца у нас. И это ведь обычное стандартное яйцо, которое никак не брендируется - люди просто хотят купить дешевле. Разница в Br400-600 для рядового белорусского покупателя существенна. - Насколько этот предел материальности сопоставим с пределом материальности в России? - Сегодня неплохой бизнес у сети «Магнит». У них в 2,5 раза больше магазинов, чем у «Пятерочки», хотя по торговой площади они меньше. Магазины «Магнита» расположены не в самых лучших местах, но они позиционируют себя как магазины с самыми низкими ценами. Средняя покупка в России в магазинах типа «Пятерочки» - $7, в «Магните» - около $4. Думаю, разница на одной покупке такая же, как в Беларуси. Так что предел материальности в России и Беларуси примерно одинаков. Вообще, на мой взгляд, по уровню жизни Беларусь - это средний регион России, с тем же уровнем потребительского спроса. Хотя уровень доходов белорусских пенсионеров выше: мы видим, что они активные покупатели. - По каким группам товаров произошло самое значительное снижение продаж? - Копченые колбасы, дорогие молочные продукты, кондитерские изделия в коробках. В Беларуси плохо относятся к вину - может быть, потому, что производителей водки заставляют разливать вино, и не лучшего качества. Нас очень тяготят «прицепы» в виде виноградного и плодово-ягодного вина, которые нам навязывают ликеро-водочные заводы. Оборачиваемость этих вин не лезет ни в какие ворота. О лидерах и аутсайдерах - Белорусские вина не пользуются спросом? - Он категорчески низкий! И я не понимаю, почему заводы их делают. - Почему бы торговому предприятию совместно с производителем не попытаться что-нибудь предпринять для увеличения объемов реализации... - Чтобы продвигать какой-либо товар, для начала нужно обеспечить его качество и маркетинговую поддержку, и этим должен заниматься производитель, а не торговля. Дело еще и в отсутствии желания у производителя продвигать свой товар. В Беларуси производители вообще менее разворотливы, чем в России. Российские производители выигрывают не за счет административного ресурса. Там нельзя позвонить губернатору Новосибирской области: слушай, скинь с полки все остальное и поставь мое! Буквально на днях я прочитал, что в каком-то регионе не пускают «Савушкин продукт». «Савушкин продукт» - это рыночно ориентированное предприятие, кстати, хорошо известное в России. Мой знакомый на северо-западе России возглавляет подразделение молочного производителя N1 на российском рынке - компании «Вимм-Билль-Данн». Так вот, «Савушкин продукт», вероятно, благодаря мощной команде, маркетинговой поддержке, победил «Вимм-Билль-Данн» в Омской области! А что происходит в Беларуси? В одном райцентре мы столкнулись с возмутительным фактом: представители местного управления торговли ходят по магазинам и требуют реализации продукции местного молочного комбината. Я не знаю, какая она по качеству, но чиновник не имеет права действовать в чьих-то интересах, даже если это интересы регионального производителя. Хотя я понимаю, почему он это делает: есть нормативно-отчетные показатели… - А еще региональный бюджет, налоги… - А мне хочется задать вопрос этому чиновнику: вы живете в единой стране или у вас несколько удельных княжеств? Витебское, Могилевское и т.д.? Все говорят, что мы живем в одной стране, но свободная торговля внутри регионов - проблема. У нас не регулируется ассортимент, нет местничества - действует одно простое правило: потребитель голосует ногами! Если ему не нравится товар в этом магазине, он не будет его покупать и уйдет в другой. В первые месяцы работы в Беларуси мы видели это, когда поддались давлению чиновников и поставили продукцию навязанных производителей. И что? Сроки хранения истекают, продукция не продается, и кто в этом виноват? Продукт или плохого качества, или у него плохая упаковка, или неадекватные цена и сроки хранения… Во время кризиса, что, к слову уже происходит в России, власть должна подумать о содержании госаппарата, который занимается нерыночными действиями во вред потребителю. Или чиновники должны научиться мыслить не краткосрочными, а долгосрочными интересами. Чего можно добиться для предприятия административной поддержкой? Оно ничего не будет вкладывать ни в модернизацию, ни в маркетинг, ни в упаковку. Оно будет рассчитывать только на «Петра Иваныча» в своем регионе, к которому можно прийти и сказать: «Ну-ка, вышвырни с региона всех конкурентов!» Но ведь Беларусь обречена на рыночную экономику, вас окружают предельно рыночные государства! Проникновение рыночных отношений рано или поздно произойдет, и завод, который рассчитывает только на «Петра Иваныча», обречен. Молочную отрасль, например, ждет жесточайшая конкуренция - производится на 40% больше, чем может потребить внутренний рынок. И вместо того чтобы пытаться что-то делать и выходить на внешние рынки, многие рассчитывают на чиновников, которые своей поддержкой на самом деле убивают их. О роли государства - Вы поддержите мнение одного из директоров торговой сети, что борьба за белорусский товар себя исчерпала, потому что в кризис поставщиков становится меньше? - В Беларуси множество качественных товаров местного производства. Просто сегодня выигрывает бизнес-идея, а не административный ресурс. Ко времени появления на рынке в нашей матрице было 20 тыс. товаров, сейчас мы ее сокращаем - отобрали поставщиков-лидеров среди разных отраслей. Нам не нужны аутсайдеры - предприятия, которые не могут предложить качественный продукт и быть гибкими. В одном из регионов есть неплохой хлебозавод с качественной продукцией, но невозможно согласовать график поставки! Четкости никакой, все по принципу «привезу, когда смогу»… И речь ведь идет о поставках в рядом находящийся магазин … - А как вам кампания по недопущению роста цен? - Трудно что-либо оценивать, т.к в Беларуси действуют регулируемые торговые наценки. Кстати, в России и Беларуси у нашего формата примерно одинаковая маржа, но в России, где ничего не регулируется, она складывается благодаря конкуренции, а в Беларуси - благодаря нормированию. Или рынок все расставит на свои места, или нужно содержать громадный бюрократический аппарат для контроля над торговлей. Та же «Пятерочка» работает с маржой примерно в 20%, белорусские сети имеют маржу на уровне 18-19%. Цифры практически равные! Я, например, всегда думал, что Беларусь - очень продвинутая страна в плане переработки сельхозпродукции, и потому цены должны быть точно ниже. Но они выше российских. Мука – социально значимый продукт, но цена крупнейшего белорусского производителя на 70% выше цены российской муки. Почему потребитель должен покупать эту муку, и покупал бы он при рыночных отношениях? О ком мы заботимся: о производителе или 10 млн. жителей Беларуси? - Сегодня много говорится не о рыночных отношениях, а об усилении роли государства… - Есть такая вещь - обеспеченность граждан торговыми площадями. В Беларуси этот социальный стандарт равен 220 кв. м на 1 тыс. человек. В Москве он в два раза выше, в Европе - вообще 650 кв. м. Москва - это Москва, но в целом по России обеспеченность торговыми площадями выше, чем в Беларуси. К чему это приводит? К жесточайшей конкуренции. Опять же я уверен: если сравнить сто стандартных товаров из потребительской корзины в России и Беларуси, то в России они будут дешевле. Это к вопросу о влиянии государства. Я понимаю, что можно долго держать предприятия в условиях господдержки, но рано или поздно они выйдут на рынок. В госрегулировании много хорошего в том плане, что в определенный период оно может защитить своих граждан. И сейчас, наверное, в чем-то такое время, но вообще государство всегда проиграет, пытаясь управлять как отдельно взятыми предприятиями, так и целыми отраслями. Да, есть исключения. Прекрасный пример - скажем, могилевское госпредприятие «Бабушкина крынка». И есть негосударственное - «Савушкин продукт». Но в целом из 60 предприятий молочной отрасли, лидеров наберется пять-шесть, из них государственных - единицы. - Вы ощутили на себе либерализацию белорусской экономики? - Либерализация? Один из моих коллег рассказывал, что в России ни мэра, ни любого руководителя региона он не видел годами. А здесь он вынужден два дня в неделю проводить в исполкомах. - Это степень контроля, которая гарантирует качество вашей работы… - Качество работы обеспечивает потребитель: он или ходит в магазины, или не ходит. Могу рассказать совершенно возмутительную историю об открытии одного нашего магазина. В России коммерсант может торговать в купленном объекте, если он соответствует всем нормам чем угодно - машинами, продуктами, вениками и т.д. В Беларуси же существует ассортиментный перечень. Отдельно взятый чиновник в отдельно взятом районе за всех жителей района решает, чем должен торговать этот магазин: здесь - кошачьим кормом, здесь - хлебом. А до нас предприятие вообще ничем не торговало, стояло заброшенным. Мы его купили, вложили $500 тыс. и год согласовывали с местной исполнительной властью перечень товаров! Только вмешательство мэра позволило решить ситуацию. В России мне не пришлось бы ни к кому ходить. - Вы много говорите о конкуренции и свободе в российской торговле. Белорусские производители, которые пытаются попасть на российский рынок, рассказывают, что все решают другие инструменты: сколько денег заплачено за полку… - Как можно убедить тысячи человек покупать этот товар, если он не продается? Еще раз говорю: покупатель голосует ногами! Вообще, бизнес-климат в России и Беларуси не очень отличается, разница лишь в проявлениях бюрократизации со стороны чиновников, причем среднего звена, которые ищут «поляну» для активной деятельности. Сколько раз сам видел: стоит возле полки чиновник и что-то пишет, пишет… Потом он, видимо, относит это своему начальнику, тот - своему, а потом начинаются бесконечные совещания. Может, отобрать у них карандаши и ручки? И запретить ходить в магазины? Тогда, может, что-то и изменится. Справка «БелГазеты». Александр Бабиков родился в Иваново (Россия). Окончил Ивановский энергетический институт, Академию народного хозяйства при правительстве РФ (степень МВА). Более 16 лет работал в частном бизнесе. В 2000г.- вице-губернатор Ивановской области. С 2001г. работает в А1 Групп - инвестиционном подразделении «Альфа Групп».

 

Источник: Белгазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
    www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом