Новости

Адаптация по-белорусски

В условиях постоянного стресса, когда склады забиты, оборотный капитал в дефиците, кредиты недоступны, спрос падает, работники требуют повышения зарплаты, а правительство «одаривает» высокой инфляцией, директорам предприятий необходимо принимать антикризисные планы, пытаясь совместить науку управления с искусством возможного.

Сухую теорию - на «беларускую глебу»

Директорам трудно как никогда: от них требуют расти со скоростью последних 10 лет, сохранять рабочие места, модернизировать производство, завоевывать новые рынки, увеличивать налоговые платежи и зарплаты. Причем все это одновременно и в ситуации, когда рынки основных торговых партнеров мельчают. От таких объемных и противоречивых задач руководители резко начинают заботиться не об улучшении финансового состояния предприятия, а о том, чтобы в минимальные сроки выжать из него лично для себя максимум высоколиквидных ценностей.

Стандартные антикризисные советы школ менеджмента белорусским директорам известны. Но перечислить все эти меры гораздо легче, чем их выполнить. Именно в кризисные времена критична форма собственности: хозяин или акционеры предприятия гораздо быстрее принимают адекватные решения, ведь «горят» их личные деньги. Государство же рассматривает коммерческую составляющую предприятий как одну из их функций. Есть еще социальная (занятость), фискальная (налоги и поддержка социальной инфраструктуры), а также политико-идеологическая (пропаганда превосходства нашей модели). То, что противопоказано с позиции финансового оздоровления и повышения капитализации, может быть обоснованным с точки зрения краткосрочных политических целей. Например, за снижением заказов на товары предприятия на 50-80% в рыночной среде неизбежно следует увольнение персонала, продажа или консервация основных средств, если получится, их перепрофилирование, реструктуризация долга, продажа не критических для выживания предприятия активов. Важно попытаться вложить средства в «мозги», которые смогут быстро и качественно проанализировать крайне противоречивую и неполную информацию, поступающую с рынков, и предложить новую производственную и маркетинговую стратегию.

Они бы сделали, но кто им даст?

 Директора госпредприятий (в т.ч. в акционерных обществах, где доля государства составляет не менее 25%) лишены возможности действовать комплексно. Каждый важный шаг они вынуждены согласовывать с министерством, концерном или даже исполкомом. Поэтому практически ни одно предприятие с долей государства до сих пор не начало системную антикризисную адаптацию.

Правительство не велит увольнять людей, поэтому директора идут на сокращение рабочей недели и отправляют людей в неоплачиваемые отпуска. Не могут они «сбросить» с себя и груз социнфраструктуры, слиться с другой компанией, продать неиспользуемую землю или другие активы. Тем более не могут стать объектом поглощения другой компании, в т.ч. иностранной.

Одновременно госбизнес формально не может обанкротиться: эта процедура заблокирована и требует не финансовых, а политических аргументов. В ситуации, когда инвестиционные, производственные или финансовые ошибки не приводят к банкротству предприятия, увольнению высшего менеджмента или отсечению от кредитных ресурсов, антикризисные меры сводятся к переговорам с исполкомами, правительством, госбанками по поводу перекредитования, «выбивания» бюджетных ресурсов и административному обеспечению сбыта продукции (госзаказ или «покупайте товары только данной компании»).

Параллельно выстраиваются цепочки по снабжению предприятия сырьем и комплектующими (через «свои» компании) и реализации готовой продукции. И речь идет не только о деньгах и предоплате, но и о реализации через бартерные, зачетные схемы по выгодным для топ-менеджеров ценам. Госпредприятия часто используют товары и услуги частных компаний, а потом годами им не платят.

Предметом антикризисного управления является вхождение в бюджеты инновационных фондов, в список приоритетов исполкома или республиканских внебюджетных фондов. Директора это прекрасно понимают и большую часть своего времени и внимания концентрируют на обхаживании нужных кабинетов. Конечно, не с пустыми руками. На руках должны быть инвестиционные планы, красивые презентации в PowerPoint, куча графиков и расчетов - все, чтобы убедить политиков, чиновников и банкиров в выгодности оказания помощи именно им. Траты на составление таких бумажек становятся важной частью лоббизма госпредприятий, потому что каждый человек, который ставит свою подпись под документом о выделении средств из бюджета или внебюджетного фонда, должен иметь веские аргументы в виде расчетов, прогнозов, таблиц и графиков. Именно эти бумажки потом могут спасти от проверок КГК. Главное, чтобы бумажки были. Об их качестве задумываются единицы.

Общению с потенциальными инвесторами и внешними кредиторами директора уделяют гораздо меньше времени. Практически не используется внутренний управленческий потенциал, потому что нет денег на премии.

Директора распоряжаются активами только в жестких рамках: контрольные органы могут рассмотреть чрезмерный инвестиционный пыл как склонность к коррупции. А директора мечтают стать законными, а не номинальными собственниками предприятий, поэтому ведут игру по навязанным сверху правилам.

Безусловно, в белорусском бизнесе есть примеры и профессионального менеджмента. Но, к сожалению, таких не более 5%.

 Андрей ПОДВИЦКИЙ


http://www.belgazeta.by

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

14.03.2024Приобретать наш продукт выгодно, ведь высокое качество мы сочетаем с низкой стоимостью.
Мы производим продукцию, которая позволяет сделать мир чище! ЗАО «Ливсор»

13.03.2024Резиновые покрытия Rubtex® — современное и экологичное покрытие
Резиновая плитка Rubtex из резиновой крошки совсем недавно появилась на рынке в Беларуси

12.03.2024Вся мука, которую производит Сморгонский комбинат хлебопродуктов является цельнозерновой
Попробуйте муку от «Сморгонского КХП» и вы оцените её за неповторимый вкус!

12.03.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма

12.03.2024ОАО «Завод «Оптик» предлагает широкий выбор уникальной маркетинговой продукции – сувениров из стекла собственного производства
Производство сувениров из стекла собственного производства с логотипом вашей фирмы


12 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация