Новости

Точка невозврата все ближе

Выступая 10 марта на совместном заседании Республиканского совета директоров Белорусской научно-промышленной ассоциации и конференции БНПА, заместитель министра экономики Беларуси Татьяна Старченко заявила, что в стране наблюдается замедление темпов роста промышленного производства. Снижается спрос на белорусскую продукцию на основных рынках.

 

Эти проблемы характерны для всех отраслей и крупных валообразующих предприятий, но острее всего складывается ситуация в машиностроении и металлообработке, промышленности стройматериалов, лесной и деревообрабатывающей, а также в легкой промышленности.

 

Более подробный анализ статданных за январь — февраль не только подтверждает вывод замминистра экономики, но и позволяет говорить о беспрецедентно глубоком спаде в машиностроительной отрасли. И хотя по темпам сокращения производства (-20,1%) она несколько уступает лесной и деревообрабатывающей промышленности (-21,3%), но с учетом удельного веса в общем объеме промпроизводства (20,14 против 3,04%) можно говорить о бесспорном лидерстве тяжелой индустрии.

 

Об этом же свидетельствуют и данные о соотношении запасов готовой продукции в стоимостном выражении по состоянию на 1 марта к объему среднемесячного выпуска. Как и в предыдущем случае, машиностроителям по этому показателю (167%) принадлежит лишь второе место после легпрома (196%), но доля станков и машин в общем объеме складских остатков по всему народному хозяйству (46,09%) является доминирующей.

 

Слабое звено.

 

Что касается ключевых видов машиностроительной продукции, положение с которыми по итогам января — февраля оказалось наиболее тяжелым, то здесь необходимо прежде всего сказать о грузовых автомобилях.

 

Сокращение их производства составило 43% ("лидируют" по потерям велосипеды — падение почти 70% и машины кузнечно-прессовые — 63%), соотношение запасов и среднемесячного выпуска — 191% (для идущих следом металлообрабатывающих станков оно равно 185,8%). И наконец, экспорт. В январе 2009 г. было изготовлено 1.582 грузовика, за границу поставлено 235, или менее 15%. По отношению к январю 2008 г. это составило 12,5%. Еще порядка 300 машин было "пристроено" у белорусских клиентов, а остальные (около 1.000) пополнили запасы неликвидов.

 

Получилось как всегда.

 

Месяц назад, оценивая итоги работы своего предприятия в январе и прогнозируя возможные результаты его деятельности в I квартале, начальник управления маркетинговых коммуникаций Минского автозавода Ольга Иссер в интервью агентству БелаПАН сообщила, что ожидаемый объем производства на МАЗе должен составить не менее 70% по отношению к аналогичному прошлогоднему периоду. Для предотвращения дальнейшего роста складских запасов автотехники производственный план предприятия соответствующим образом пересмотрен.

 

И хотя при этом О. Иссер сочла нужным оговориться, что в настоящее время достаточно сложно прогнозировать объемы реализации продукции автозавода на традиционных рынках сбыта, все же разрыв между ожидаемым и реальным положением дел оказался неожиданно велик. А если принять во внимание не выпуск, а продажи (как это принято практически везде в мире), то картина выглядит и вовсе мрачно: сокращение реализации против достигнутого в январе 2008 г. уровня составляет все 70%.

 

Всем несладко.

 

Правда, следует признать , что практически все ведущие мировые производители тяжелых грузовиков сообщили о падении сбыта с начала текущего года. Так, продажи грузовиков марки Renault упали в январе на 52% — до 3.100 ед. По марке Mack зафиксировано снижение на 55% — до 624 машин. Продажи моделей компании Scania AB также сократились на 55%. Volvo Trucks реализовала в январе 10.200 грузовиков, что на 51% меньше, чем годом ранее. При этом североамериканские продажи фирмы упали на 67%, а в Восточной Европе реализация грузовых авто сократилась на 78%.

 

Комментируя эти показатели в газете "РБК daily", эксперт Just Auto Дэвид Лиггетт заявил, что элементы основного капитала и инвестиционные товары (а грузовики являются именно таковыми) в условиях кризиса страдают в числе первых. Сначала затруднения испытывают строительство, производство, логистика; следом сокращаются перевозки, а затем замирает и рынок грузовых автомобилей.

 

Искусство дешевого.

 

По прогнозам специалистов, спрос со стороны операторов коммерческой техники продолжит снижаться, поэтому окончательные результаты февральских продаж могут оказаться хуже январских.

 

Но даже на этом фоне положение дел на главном белорусском автопроизводителе заметно хуже, чем у его конкурентов, если учесть количество нереализованной продукции (по некоторым данным, более 4 тыс. шт.) и величину омертвленных в ней оборотных средств (порядка 300 млн. USD). В этом плане более выигрышно выглядит даже хронически простаивающий КамАЗ.

 

Похоже, что разработанная на минском предприятии (и скорректированная после дилерской конференции) стратегия реализации автомобильной техники в России, Украине и других странах СНГ не достигает своих целей. Равно как и курс на поиск заказов на так называемую "бюджетную" (то есть максимально простую и в недорогой комплектации) технику. Не удается также добиться сколь-нибудь заметного наращивания продаж в странах и регионах, где спрос еще сохраняется.

 

При этом ближайшие конкуренты "крутятся" лучше. Так, в частности, недавно в прессе появились сообщения о том, что, несмотря на мировой экономический кризис, президент Туркменистане подписал постановление о закупке 1.040 единиц автомобильной и специальной техники производства российского ОАО "КамАЗ" на сумму около 100 млн. USD.

 

Не может пока похвастаться Минский автомобильный завод и серьезными успехами в дальнем зарубежье. По мнению ряда экспертов, далеко не все однозначно с коммерческим результатом контракта на поставку более 60 ед. автотехники МАЗа в Венесуэлу. Недоумение специалистов вызывает и тот факт, что все эти автомобили должны быть оснащены двигателями Deutz, в то время как производство аналогичных дизелей класса Euro-3 налажено на Минском моторном заводе.

 

Но более всего вызывает нарекания маркетинговая политика МАЗа на рынке Беларуси. По итогам 2008 г., согласно данным ООО "Агентство деловых связей" (ссылающегося на официальных дилеров компаний "европейской семерки"), продажи в Беларуси новых импортных грузовиков полной массой более 16 т и седельных тягачей составили 1.461 ед. (в том числе автомобилей MAN продано 418 ед., Volvo — 335, Scania — 290, DAF — 160, Renault — 132, Iveco — 76, Mercedes Benz — 50). Аналогичный показатель Минского автозавода — 1.050 машин, что на 22% меньше.

 

Это при том, что в прошлом году были поставлены на конвейер самосвалы МАЗ-5550.А3, автомобили-сортиментовозы с колесной формулой 6х6 МАЗ-630208, седельные тягачи МАЗ-5440А8.Е3 (Euro-3) и МАЗ-544019.Е4 (Euro-4), а также другие типы новых машин. В 2008 г. изготовлен опытный образец седельного тягача МАЗ-643018 с двигателем уровня Euro-5.

 

Однако производителям не удалось убедить транспортников, что экологические и экономические показатели их изделий не хуже европейских аналогов.

 

Что же дальше?

 

Как стало известно, Министерство транспорта и коммуникаций РБ настаивает на принятии документа, который вновь введет нулевую ставку таможенной пошлины на ввоз грузовых автомобилей стандарта Euro-5.

 

В прошлом году аналогичным указом, действовавшим 9 месяцев, были созданы условия для обновления парка автопредприятий, осуществляющих международные автомобильные перевозки, за счет иностранных грузовиков. По мнению транспортников, это способствовало экспорту товаров и услуг, а также повышению конкурентоспособности белорусских перевозчиков за рубежом, в первую очередь в Западной Европе.

 

Новая версия документа, по словам заместителя генерального директора ассоциации "БАМАП" Ивана Манкевича, предлагает расширить перечень грузовиков, облагаемых льготной пошлиной, автомобилями стандарта Euro-5 грузоподъемностью до 20 т и не производимыми в Беларуси полуприцепами для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов. В результате отечественные перевозчики смогут освоить новые ниши работ в условиях снижения спроса и падения тарифов на международном рынке автоперевозок.

 

Однако такая таможенная политика, скорее всего, приведет к дальнейшему сокращению доли грузовиков марки МАЗ на белорусском рынке.

 

За счет чего тогда один из флагманов отечественной индустрии рассчитывает справиться с ситуацией? Нельзя же всерьез считать, что здесь будет достаточно антикризисной программы, подписанной правительствами России и Беларуси.

 

И хотя высокими и наивысшими чиновниками предлагаются разные варианты стратегий (начиная с открытия белорусских сборочных предприятий на российской территории и заканчивая созданием холдинга с ведущими представителями РФ), не подлежит сомнению, что корректировать свое рыночное поведение должен прежде всего сам производитель и продавец. Выпускать только то, что желает покупатель, и продавать только на угодных последнему условиях.

 

Все прочие стратегии способны лишь ускорить крах отечественного автомобилестроения. И чем скорее министерские чиновники уйдут от ручного управления отраслью, тем больше шансов у нее на выживание. Жаль только, что потеряно слишком много времени.

 

Источник:http://belmarket.by/

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
    www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом