Новости

Сказали "Б", забыв про "А"

Столичные власти продекларировали льготное кредитование дольщиков-очередников, но не предложили механизма реализации.

Льготный кредит на долевое строительство жилья минчане смогут получить без очереди. Эта новость на прошлой неделе облетела всех минчан-очередников. Наиболее мобильные тут же отправились штурмовать районные администрации. Но все оказалось далеко не так радужно.

 "Счастливый" список.

 Действительно, Мингорисполком решением № 101 от 15.01.2009 г. (с ним можно ознакомиться на сайте Мингорисполкома: www.minsk.gov.by) обязал администрации районов включать в списки на льготное кредитование граждан, которые, находясь на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, заключили договоры долевого строительства жилого помещения в соответствии с Указом № 396 от 15.06.2006 г. Причем включение в списки на льготное кредитование должно, как следует из решения, осуществляться независимо от времени пребывания дольщиков на квартирном учете.

Впрочем, на льготный кредит могут претендовать только те очередники, которые заключили договоры долевого строительства квартир "в домах, включенных в график строительства (реконструкции) и финансирования жилых домов" на текущий год. С этим графиком, в котором около 140 домов, можно ознакомиться в любой районной администрации в жилищном отделе. И если дом не включен в указанный график, то очередник, заключивший договор долевого строительства квартиры в этом доме, не будет включен в список на получение льготного кредита. Это следует из решения № 101, пояснили корреспонденту "БР" в одной из районных администраций.

Не будет включен сегодня, но не исключено, что завтра этот дом власти могут внести в "счастливый" график. В решении № 101 содержится рекомендация Комитету строительства и инвестиций Мингорисполкома включать в график дома, строительство жилых помещений в которых осуществляют граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из этого следует, что если фирма-застройщик заключит хотя бы пару договоров долевого строительства с очередниками, то ее дом может быть включен в указанный график, а сами дольщики автоматически становятся претендентами на льготное кредитование.

 В нужное время в нужном месте.

 Что же делать очереднику, который еще не заключил договор долевого строительства, но хочет это сделать, чтобы попасть в список на льготное кредитование? Для этого, как пояснили в жилищном отделе одного из райисполкомов, в вывешенном на всеобщее обозрение графике нужно выбрать дома, которые являются объектами долевого строительства. После этого следует обзвонить застройщиков и узнать, есть ли в выбранных домах свободные квартиры для заключения договора долевого строительства с очередниками.

После того как подходящий объект будет найден и договор долевого строительства заключен, можно снова идти в жилищный отдел райисполкома. По словам работников жилотдела, все необходимые справки для включения в списки на льготное кредитование, которые  утверждает районная администрация, можно собрать за несколько дней.

 Размер льготы ограничен.

 
Чтобы попасть непосредственно в список на льготное кредитование, необходимо иметь (кроме договора долевого строительства) доход на одного члена семьи в размере, не превышающем 3 минимальных потребительских бюджета. Сегодня это 1 млн. 89 тыс. BYR. По статистике Белстата, в IV квартале 2008 года из общего количества обследованных минских домохозяйств 15,7% семей имели среднедушевой доход, превышающий 1 млн. BYR. То есть можно предположить, что почти все минчане-очередники теоретически имеют право на льготный кредит.

На какую же сумму льготного кредита следует рассчитывать?

Порядок предоставления льготных кредитов регулируется Указом президента от 14.04.2000 г. № 185, согласно которому максимальный размер льготного кредита, предоставляемого на общих основаниях (многодетные семьи, дети-сироты и другие льготники не в счет), не должен превышать 90% "стоимости строительства норматива льготно кредитуемой площади жилого помещения типовых потребительских качеств". Стоимость квартиры типовых потребительских качеств для Минска сегодня установлена в размере 1,6 млн. BYR/кв. м. Льготно кредитуемая площадь определяется из расчета 20 кв. м на одного члена семьи (для одинокого очередника допускается однокомнатная квартира площадью 36 кв. м) и с учетом жилья, которое очередник (члены его семьи) имеет в собственности.

Например, если семья из 4 человек имеет квартиру в Минске общей площадью 30 кв. м, то ей могут прокредитовать не более 45 кв. м строящейся квартиры. При этом максимальная сумма кредита составит: 1.600.000 х (20 х 4 - 30) х 0,9) = 72.000.000 BYR. Если у семьи нет жилья в собственности или эта собственность находится в другом населенном пункте, то максимальный размер льготного кредита составит 115.200.000 BYR.  Это теория. На практике же размер кредита устанавливается еще и с учетом платежеспособности потенциального заемщика. В большинстве случаев до недавнего времени, во всяком случае, Беларусбанк — а именно он выдает горожанам льготные кредиты — требовал от кредитополучателя гарантий в виде поручителей. Их количество могло доходить до 8 человек.

Итак, предположим, семья из 4 человек состоит на учете нуждающихся и не имеет в собственности своей квартиры. Она заключила договор долевого строительства в нужном доме с нужным застройщиком, например с ОАО "Минскпромстрой", на строительство трехкомнатной квартиры площадью 91,01 кв. м по цене 3.294,272 тыс. BYR/кв. м, которая будет пересчитываться к моменту ввода дома в эксплуатацию с учетом изменения индекса цен строительно-монтажных работ. (Данные по объекту взяты из опубликованной проектной декларации, "Пятница" № 4 (21).)

Максимальная сумма льготного кредита, на которую может рассчитывать семья, — 115,2 млн. BYR. Вся квартира стоит без малого 300 млн. BYR. Следовательно, кроме льготного кредита, который Беларусбанк предоставит под 5% годовых на 20 лет, дольщику придется где-то изыскать еще 185 млн. BYR (около 60 тыс. USD).
На разницу между этой суммой и суммой льготного кредита, если его дадут, можно попробовать получить кредит на общих условиях, который для граждан-очередников в Беларусбанке предоставляется под 17% годовых.

При этом, по условиям договора, часть суммы — как правило, до 30% договорной стоимости — нужно перечислить на специальный счет застройщика в течение нескольких недель, а то и дней после его заключения.

 Очередь пока не отменили.

В целом условия, которые город решил предложить дольщикам, довольно выгодные, даже с учетом того, что квартиру придется выкупать по коммерческой цене, которая у минских коммерческих застройщиков в новостройках колеблется в пределах от 1,1 до 4,5 тыс. USD/кв. м без чистовой отделки.

Но есть одно обстоятельство, которое не позволяет реализовать решение № 101. Согласно документу, как  уже было отмечено, дольщики-очередники должны включаться в списки на получение льготного кредита независимо от даты постановки на квартирный учет. А это противоречит указу от 14.04.2000 г. № 185, который никто не отменял.

Указ гласит (пункт 1.10), что льготные кредиты на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляются "по спискам, составленным с соблюдением очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и утвержденным соответственно районными, городскими исполнительными и распорядительными органами, местными администрациями" и другими госорганами. "Утвержденные списки представляются" в Беларусбанк "по полностью сформированным организациям застройщиков не позднее чем за месяц до начала кредитования".

Так что прежде чем районные администрации Минска начнут включать дольщиков в списки на получение льготных кредитов, неплохо было бы внести соответствующие изменения в Указ № 185.

 Цена вопроса.

 Отметим также, что, согласно все еще действующему Жилищному кодексу, льготные кредиты могут предоставляться малоимущим трудоспособным гражданам. К ним до нынешнего года относились граждане, чьи доходы из расчета на одного члена семьи не превышали 2 минимальных потребительских бюджетов (МПБ), с нынешнего года эта норма увеличена до 3 МПБ. Но даже при таких доходах приобрести квартиру при цене 1.500 USD за кв. м невозможно, не имея дополнительных источников.

Следовательно, те, кто вчера заключил договор долевого строительства, никак не может быть отнесен к малоимущим. А значит, нарушается продекларированный Жилищным кодексом принцип социальной справедливости. Ведь не надо забывать, что компенсация потерь Беларусбанка, "связанных с предоставлением льготных кредитов гражданам за счет собственных средств", осуществляется из средств республиканского бюджета ежемесячно в течение всего срока, на который данные кредиты предоставлены. То есть компенсация за эти кредиты будет осуществляться банку за счет налогоплательщиков. Это во-первых.

Во-вторых, общая сумма льготных кредитов, заявленных на текущий год, составляет около 3,5 трлн. BYR. То есть кредитные ресурсы небезграничны. А значит, банку придется отсеивать часть претендентов на льготные кредиты. Ведь окончательное решение о кредитовании будет принимать не Мингорисполком, а Беларусбанк.

Тот же Указ № 185 предоставил Беларусбанку право требовать от местных администраций представления дополнительных документов, подтверждающих законность включения граждан в списки для льготного кредитования (пункт 3.1). И в случае выявления нарушений законодательства при включении гражданина в указанный список банк также вправе отказать в заключении кредитного договора с этим гражданином (пункт 3.2).

 Так что, надо полагать, далеко не все малоимущие" смогут получить льготные кредиты на строительство квартир в минских элитных домах, коими являются многие коммерческие новостройки.

Поэтому гражданам, которые бросились заключать договоры долевого строительства, следует морально и финансово подготовиться к тому, что банк может отказать в предоставлении льготного кредита. Чтобы тем, кто штурмует сегодня исполкомы, завтра не пришлось штурмовать СМИ с жалобами на Мингорисполком, который якобы их обманул. Ведь, не получив льготный кредит, многие очередники вынуждены будут расторгать договоры с застройщиком. И суммы, которые они получат назад, могут успеть обесцениться из-за девальвации белорусского рубля, которую тоже никто еще не отменял.

Кому это выгодно.

Учитывая сказанное, невольно возникает вопрос: зачем минским властям понадобилось принимать столь неоднозначное решение, которое к тому же противоречит президентскому указу? И что в таком случае важнее для минских властей: выполнить свои обязательства перед 250-тысячной армией очередников или приостановить любыми способами падение цен на рынке и решить финансовые проблемы частных застройщиков? Последние, не в обиду им будет сказано, до кризиса в упор не видели очередников, даже готовых строить квартиры без льготного кредита. Потому что согласно Указу президента № 396 от 15.06.2006 г. при строительстве жилых помещений для граждан-очередников размер прибыли застройщика не должен превышать 5% от определяемой в текущих ценах сметной стоимости объекта долевого строительства. А при реализации неочередникам размер прибыли неограничен.

Сегодня застройщикам не до жиру. Цены-то на рынке падают. Отсюда и такой недюжинный интерес у них к долевому строительству и к очередникам в частности.

 Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

 Газета «Белорусы и рынок»

 http://belmarket.by/

 

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом