Новости

Вице-премьер опускает «по-мягкому»

Первый вице-премьер Владимир Семашко сообщил журналистам самые актуальные пожелания белорусских промышленников: «разумная девальвация» белорусского рубля при условии его привязки к российскому собрату и кредит более чем в RUR100 млрд. (опять же с учетом девальвации). Реакции российского правительства на обновленные белорусские чаяния пока не последовало. Зато Нацбанк Беларуси просто отказался корректировать курсовую политику.

Несмотря на кризис, в Беларуси растет не только ВВП и объем промпроизводства, но и потребности во внешних кредитах. О том, что Беларусь не прочь получить от России кредит в RUR100 млрд., известно с конца прошлого года. Эти деньги должны пойти на благое дело - способствовать увеличению доли российского рубля во взаимной российско-белорусской торговле. Однако, по мнению первого вице-премьера, вожделенная цифра уже устарела, поскольку в Беларуси состоялась одномоментная 20-процентная девальвация рубля.

«Мы назвали реальную цифру - RUR100 млрд., она такая была за три-четыре месяца. С учетом девальвации может быть немного и выше», - сообщил журналистам Владимир Семашко. В результате проведенной акции белорусский рубль похудел, и «у нас сегодня не хватает российских рублей, у нас отрицательное сальдо в торговле с Россией». Первый вице-премьер при этом подчеркнул: Беларусь просит «не подарить эти деньги, а влить их в оборот в виде кредита, ссуды». «Мы эти деньги отработаем, но не просто в номинале, а с процентами», - заверил Семашко, отметив, что «в Кремле никто не сказал «нет» введению российского рубля во взаимной торговле.

Владимир Семашко признал факт наличия «нештатной» ситуации, обусловленной мировым финансово-экономическим кризисом, который «потребовал принятия более решительных мер». «То, что можно было сделать в штатной ситуации в течение двух лет, в условиях мирового кризиса нужно решать быстро», - цитирует первого вице-премьера «Интерфакс-Запад».

Прежде всего Семашко порекомендовал Нацбанку изменить курсовую политику. «Белорусские промышленники выступают за то, чтобы привязать курс белорусского рубля к курсу российского рубля», - заявил Семашко. И пояснил, что из-за ослабления российского рубля белорусская продукция становится неконкурентоспособной на российском рынке. Однако при этом он привел довольно странный набор аргументов. Например, сообщил, что МТЗ «за IV квартал прошлого года в России потерял около $20 млн.», и высказал надежду, что «со второй половины года российский рубль начнет укрепляться».

С 1 января т.г. в Беларуси уже произошло резкое обесценивание национальной валюты. И, как следует из содержания заявлений Семашко, настаивающего на увеличении суммы российского кредита, этот факт ему хорошо известен. Но тогда следовало бы рассказать не о потерях МТЗ за IV квартал прошлого года, а об увеличении экспорта в т.г. после состоявшейся девальвации, которого, увы, не произошло.

Надо полагать, белорусские промышленники хотели бы большего обесценивания национальной валюты. Но Семашко известно, что на очередную разовую девальвацию рассчитывать не стоит. «Обвальной девальвации не будет», - заявил он. А ползучее обесценивание рубля продолжается и без указаний правительства. За февраль он подешевел к доллару на 3,5%, а к RUR - почти на 3%. Так какой еще девальвации хотят белорусские промышленники?

Судя по некоторым высказываниям Семашко, речь идет о том, что для экспортноориентированной страны с открытой экономикой нужна «умеренная разумная» девальвация, которая способствует защите внутреннего рынка и стимулирует экспорт. «Это то, что нам надо. В разумных пределах, мягко, сообразуя свои действия, это, наверное, надо делать», - поделился соображениями первый вице-премьер. Выходит, маловато обвалили рубль? Следовало бы, руководствуясь интересами ведущих национальных экспортеров, опустить белорусский рубль еще ниже по отношению к курсу российской валюты.

Между тем начальник управления информации Нацбанка Анатолий Дроздов сообщил агентству «Интерфакс-Запад», что главный банк «проводит курсовую политику в интересах всего государства», а не отдельных отраслей народного хозяйства. При этом представитель Нацбанка сослался на заявление президента, сделанное на заводе «Лидсельмаш» 10 февраля 2009г.: «Им [промышленникам. - «БелГазета»] хотелось бы еще на 20% девальвировать валюту. Но этого не будет, ведь мы народу обещали. Поэтому ищите возможности для снижения себестоимости производимой продукции».

Надо полагать, правительство услышало ценное указание Александра Лукашенко и пришло к выводу: для начала следует перестать требовать от министерств и ведомств постоянного наращивания объемов и темпов роста производства. И это весьма мудро, поскольку финансовое положение предприятий сразу улучшится, а золотовалютные резервы страны перестанут стремительно сокращаться. Однако единого мнения на этот счет в правительстве, видимо, до сих пор нет.

Владимир Семашко не собирается тормозить и ожидает в текущем году 8-9% прироста ВВП, а в I квартале - «не менее 5%», в то время как Минэкономики готово ограничиться в I квартале 2% прироста ВВП. Членам кабинета все же для начала нужно договориться, чтобы потом вместе с промышленниками увлеченно заняться поиском резервов снижения себестоимости.

 Фёдор ЖАХОВ

 http://www.belgazeta.by/

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация