Новости

«Массандра» станет белорусской

В начале апреля на рынке белорусского виноградного вина появится завод виноградных вин «Юбилейный» (поселок «Юбилейный», Гомельская область) с 40 наименованиями продукции. Предприятие, до недавнего времени известное как BST, летом прошлого года приобрела компания «Белвингруп», один из крупнейших импортеров алкоголя.

С одной стороны, приобретение активов по розливу вина компанией-импортером говорит о неопределенности ситуации с поставками зарубежного спиртного, с другой - о набирающем обороты импортозамещении на алкогольном рынке. У акционера компании «Белвингруп» Сергея ТЮШКЕВИЧА обозреватель «БелГазеты» Марина Гуляева выяснила, какие вина будет разливать «Юбилейный» и какую долю рынка он намерен занять.

- Почему вы решили приобрести именно BST, ведь его прошлое было предметом многолетних судебных разбирательств?

- То, что мы купили, трудно назвать подарком судьбы: завод фактически полностью разворован и расхищен. Доставшиеся нам стены и оборудование не стоили $1 млн., который мы заплатили. Но в стране сегодня активно развивается импортозамещение, и наша компания намерена в этом участвовать.

- Степень развитости отечественного рынка виноградного вина уже такова, что, по оценке некоторых производителей, он вполне поддается сегментации. В какой ценовой категории вы намерены работать?

- Во всех: 60% вина будет разливаться в среднем сегменте, 30% - в высоком, 10% займут демократичную нишу. В нашем портфеле около 40% молдавских вин, в числе которых известные марки - Grape Valley, «Комрат». Будем разливать украинские, немецкие и испанские вина, предложим потребителю те марки, которые в силу объективных причин уже не можем импортировать. Компания приобретает у производителя виноматериалы, заключает договор на использование торгового знака, этикетки, технологии. Скажем, раньше мы импортировали «Массандру» - сейчас заключили договор о розливе виноматериала под этой торговой маркой. Самое дорогое вино будет стоить максимум Br12 тыс. И, к слову, больше никто, кроме нас, не имеет права разливать эти вина. Эксклюзивность договора (мы единственные в СНГ) объясняется тем, что компания 15 лет работает на алкогольном рынке. Сейчас ведем переговоры с известной немецкой компанией «Лангут» о розливе их вин.

Наша компания пока первой и единственной будет разливать вина в упаковке «тетра-пак». Потребитель выиграет в цене: 1 л вина в «тетра-паке» будет стоить столько же, сколько бутылка 0,7 л.

- Как правило, белорусские производители разливают полусладкие вина, ссылаясь на традицию потребления. Вы поддержите ее?

- Около 70% отечественных виноградных вин - полусладкие. И я не думаю, что в ближайшее время можно изменить вкусы. Хотя бы потому, что лучшее вино, разумеется, сухое, производится во Франции и Италии, и рассчитывать, что Беларусь станет рядом с этими винодельческими державами, было бы странно. Мы намерены участвовать в развитии культуры потребления алкоголя тем, что будем разливать очень качественный продукт, уже знакомый потребителю в рамках импортных поставок.

- Как любят повторять белорусские чиновники, возможно, все дело в «приседании перед брендами»? Как вам программа импортозамещения с позиции импортера?

- У нас действительно уже что-то получается с производством вина. Но если говорить об уменьшении импорта, то ситуация очевидна: зарубежное спиртное подорожало.

- «Задираете» цены, как упрекают импортеров белорусские производители виноградного вина?

- Сегодня на складе компании «Белвингруп» нет ни одной бутылки вина. Но компания содержит штат сотрудников, у которых есть семьи и дети, и они должны получать зарплату. Товар с наценкой в 20% мы продадим за две недели, а при наценке в 40% реализация затянется. В противном случае мои сотрудники сидели бы без работы и без зарплаты, просто потому что им нечего было бы продавать. Свободная торговая наценка на алкоголь позволяет регулировать объемы продаж. Когда компания получает минимальный объем алкоголя, рекомендованный к ввозу, она вынуждена привозить дорогой товар. С другой стороны, на рынке появилось много действительно неплохого белорусского вина.

- Рост рынка виноградного вина, который является самым скромным по сравнению с другими сегментами, демонстрирует неэффективность импортозамещения на алкогольном рынке?

- В Беларуси никогда не пили много вина. По некоторым оценкам, крепкий алкоголь потребляет 56% мужчин и 44% женщин. В т.ч. и поэтому розлив недорогого виноградного вина чрезвычайно актуален. Я считаю, что нужно увеличивать потребление виноградных вин и уменьшать потребление крепкого алкоголя, не забывая при этом разделять понятия «пьянство» и «культура потребления алкоголя». Ничего не предпринимая для развития культуры пития, мы только усугубляем ситуацию. Давайте хотя бы разрешим рекламу виноградных вин! Сегодня бутылка виноградного вина стоит, как две бутылки водки, а должно быть наоборот. Однозначно нужно поднимать акциз и на крепкие напитки и «чернила». Правоохранительные органы у нас работают очень четко, с некачественным алкоголем и самогоноварением в состоянии разобраться. Нужно подтолкнуть человека купить не бутылку водки, а бутылку вина, в т.ч. исходя из экономических соображений.

- За три года импорт вина сократился с 2,5 млн. л до 600 тыс. л. С позиции производителя, нужно его еще уменьшать?

- Здоровая конкуренция все поставила бы на место, и этого места хватило бы и производителям, и поставщикам. Чем больше рынке предложения, тем ниже цены, и, соответственно, активнее потребление вина. Пока же вряд ли можно назвать здоровой ситуацию, когда потребление крепкого алкоголя растет более чем на 10% в год, а вина - только на 3%.

- Можно утверждать, что, кроме роста цен, программа импортозамещения на алкогольном рынке пока ничего не принесла?

- Нет, структура потребления все-таки изменилась: сегодня около 70% всего виноградного вина на рынке - произведенные в Беларуси. Разве это плохо для белорусских производителей и для бюджета государства?

- Насколько вы удовлетворены объемом выделенного компании алкоголя по импорту?

- Рекомендованный объем алкоголя сейчас распределяется на полгода. Того, что мы получили, нам хватит на месяц. Вообще, импорт алкоголя нам уже не очень интересен. Невозможно строить бизнес, правила которого неизвестны. Раньше нам еще звонили, ведь у нас география поставок была по всему миру, а теперь уже и не звонят.

Но во всем есть и хорошая сторона. Скажем, изменилась ситуация с клиентами. Раньше с ресторанами было сложнее работать, сейчас же они сами обращаются и просят алкоголь. А мне стыдно, потому что у нашей компании ничего нет - ни виски, ни коньяков, ни ликеров… Права ввозить определенные категории напитков мы не получили.

- Портфель напитков перераспределятся в пользу госкомпаний?

- Перечень импортеров говорит сам за себя. Ведь везде работают люди, которые хотят работать дальше, но правила игры меняются.

- Импорт может быть вообще исключен, как это обсуждается на табачном рынке?

- Трудно прогнозировать. Но может сложиться и так, что мы, производители, начнем разливать интересные марки, придумаем маркетинговые ходы для привлечения потребителя и действительно сможем переломить культуру потребления. И когда-нибудь от нас потребуют снятия всяких торговых ограничений, в т.ч. по импорту алкоголя. И что тогда? Что мы будем делать со всеми нашими заводами?

- Насколько велики возможности белорусского алкогольного импортозамещения? Мы можем разлить все?

- Я с удовольствием буду разливать текилу, ром, виски, коньяк и т.д. И они будут достойного качества. Но это никогда не будет виски «Джонни Уокер» или вина, входящие в мировой топ-лист.

- Сколько вы намерены инвестировать в завод?

- Мы уже инвестировали около $1,5млн. и намерены вложить еще столько же.

- На какую долю отечественного рынка вина рассчитываете?

- Сегодня выделяются квоты на объем производства виноградных вин. Полученный нами объем виноматериалов позволяет рассчитывать на 20% рынка. Если не будет лоббирования интересов со стороны других игроков рынка, думаю, в условиях здоровой конкуренции мы сможем занять планируемую долю рынка: и потому, что будем разливать качественный продукт, и потому, что емкость белорусского рынка виноградного вина позволяет это сделать.

Я опасаюсь только одного: уже инвестировав в завод немалые суммы, будем ли мы иметь возможность заниматься розливом всегда? Или хотя бы ближайшие пять лет…

 

http://www.belgazeta.by/




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация