Новости

Опыт МТЗ правительство рекомендует другим заводам

. Как свидетельствует опыт РУП «Минский тракторный завод», она позволяет не только совершенствовать технологический уровень предприятия, но и наращивать объемы производства. Об этом шла речь на состоявшемся здесь в минувшую пятницу семинаре с участием представителей правительства и руководителей крупнейших заводов страны.

«Богатый не тот, кто много зарабатывает, а тот, кто разумно тратит», — напомнил участникам семинара народную мудрость, выражающую суть ресурсосбережения, первый вице-премьер страны Владимир Семашко. По его словам, в промышленном секторе Беларуси сегодня кроется немало резервов, которые способны серьезно поднять его конкурентоспособность. Например, отечественная металлургия продолжает импортировать много дорогостоящего сырья, в то время как оно имеется внутри страны в виде промышленных отходов. «Белорусский металлургический завод, который в прошлом году произвел 2,5 млн. т металлопродукции, 55% металлолома завозит из России», — пояснил остроту проблемы первый заместитель председателя Совмина.

В 2009 г. правительство намерено изменить ситуацию. Во-первых, за счет увеличения на 50% госзаказа на заготовку собственного металлолома — с 1,2 млн. т до 1,8 млн. т. Во-вторых, перед промышленниками поставлена задача окончательного наведения порядка с металлической стружкой.

Ежегодно в Беларуси образуются отходы: порядка 150 тыс. т стальной и 50 тыс. т чугунной стружки. До недавних пор большая часть этих объемов активно скупалась польскими, германскими фирмами, в то время как отечественные металлурги тратили валюту на закупку металлолома в России. С точки зрения национальных интересов страна не имела выгоды от такого бизнеса. Поэтому было принято решение отказаться от него, взявшись за освоение методов вовлечения этого вида вторсырья в собственный хозяйственный оборот.

«В 2008 г. мы уже 80% стружки переработали у себя, а 20% еще вывезли», — сообщил В.Семашко. Однако уже в этом году, по его словам, с неэффективным экспортом должно быть покончено, и все 100% объемов металлостружки промышленникам следует направлять на переработку внутри страны. Учиться этому первый вице-премьер посоветовал у специалистов МТЗ.

«В механических цехах Минского тракторного завода ежегодно образуется порядка 11 тыс. т чугунной стружки, — рассказал участникам семинара главный металлург предприятия Олег Лашкевич. — Перед нами стояла задача ее максимального использования и за два года специалистами завода разработано и изготовлено требуемое оборудование. С середины января мы приступили к его эксплуатации».

Данную технологию тракторозаводцы создали на основе имевшегося у них опыта переработки стружки в металлобрикеты. Но старая технология была основана на холодном способе, который не давал требуемого качества. Металлобрикеты получались рыхлыми, в них было порядка 80% чугуна и 20% вредных примесей. Естественно, такой материал использовался в литейном производстве лишь в ограниченном количестве.

В новой технологии применили горячий способ переработки стружки с использованием термической печи. В результате качество металлобрикетов резко улучшилось — плотность повысилась, и вредных примесей практически не стало. Причем разработка не потребовала больших финансовых вложений, а экономический эффект оказался внушительным. «Затраты МТЗ на освоение и внедрение этого проекта составили около 1,5 млрд. Br, срок его окупаемости — 2,5 года, — пояснил корреспонденту «ЭГ» О.Лашкевич. — Новая технология снизит расходы завода на закупку стального и чугунного лома. Производительность оборудования — порядка 17,5 тыс. т чугунного брикета в год. Поскольку у нас стружки образуется меньше этого объема, то мы сможем помогать другим предприятиям перерабатывать ее у нас. Например, Минскому моторному заводу, с которым у нас тесные производственные связи».

«Стружка — золотой резерв литейщиков и металлургов, — считает заведующий кафедрой «Машины и технологии литейного производства» БНТУ, доктор технических наук, профессор Давыд Кукуй. — И та технология, которая презентуется на МТЗ, является не только лучшей на просторах СНГ, но и соответствует мировому уровню». По его словам, об этом свидетельствует практика международных достижений в этой сфере.

Например, в Европе, как сообщил профессор, образуется ежегодно около 4 млн. т стружки. И там из нее, в т.ч. и с помощью технологий, аналогичных внедренной на МТЗ, отливают заготовки, из которых изготавливают высокого качества детали машиностроительных производств. Тем самым белорусский завод, по мнению ученого, стал сегодня «в один ряд с такими мощными фирмами, как Caterpillar, Scania, Renault».

Кстати, резко возрастает и стоимость переработанной таким образом стружки. Как сообщил Д.Кукуй, в Европе металлобрикеты такой же плотности реализуются по цене 200–250 EUR за 1 т.

В этом году МТЗ намерен произвести около 70 тыс. тракторов. По словам специалистов предприятия, внедрение экономящих энергию и материалы технологий позволит снизить их себестоимость, что положительно скажется на конкурентоспособности продукции.

Позицию тракторозаводцев разделяют и руководители других промышленных предприятий страны. «Мы работаем с вами в глобальном пространстве, поэтому конкуренция подталкивает всех нас заниматься ресурсосберегающими технологиями, — заявил на семинаре генеральный директор РУП «Белорусский металлургический завод» Николай Андрианов. — На БМЗ ежегодно снижается себестоимость продукции на 8–9%».

По его словам, на этом предприятии доля металлошихты в себестоимости составляет порядка 60%, поэтому жлобинские металлурги также много усилий направляют на освоение новых технологий с целью удешевления производства металлопродукции. «Сегодня цена тонны металлолома, закупаемого в России, — 230 USD, а летом прошлого года доходила до 500 USD, — отметил Н.Андрианов. — В то же время цена тонны стружки — 260 тыс. Br. Поэтому, безусловно, выгоднее заниматься стружкой, чем закупать готовый кусок металлолома за границей».

БМЗ, как сообщил его гендиректор, в ближайшее время намерен прислать в Минск своих специалистов, чтобы позаимствовать опыт МТЗ. Заинтересовались им, судя по итогам семинара, и руководители других заводов страны.

Михал СТЕЛЬМАК

 

«Экономическая газета» (www.neg.by)

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

29.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

29.03.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация