Новости

Дали немного свободы

Однако особой либерализации не случилось — государство вовсе не собирается отказываться от контроля за ценами. Наверное, сложно найти для белорусского бизнеса более актуальную проблему, чем свободное ценообразование. Даже пресловутая налоговая система и разрушающие проверки отступят перед ней на второй план. Простая и понятная в цивилизованных странах процедура назначения цены — как договорятся продавец с покупателем — в нашей стране давно превратилась в, прямо скажем, извращенное действо по составлению экономических расчетов, регистрации их в госорганах и пр. Добавим сюда суровые санкции за малейшее нарушение "дисциплины цен" — и картина будет совершенно полной. И вот президент РБ 6 февраля подписал Указ № 70, которым внесены изменения и дополнения в Указ от 19 мая 1999 года № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь". Как сообщила пресс-служба главы государства, документ направлен на совершенствование действующей системы ценообразования, сокращение сферы ценового регулирования, упрощение административных процедур в области ценообразования. Официальная пропаганда поспешила объявить об очередном шаге по либерализации экономических отношений в Беларуси. "Цены свободны", — слышно на каждом углу. А представители серьезных экономических ведомств даже выразили надежду, что белорусский бизнес оправдает оказанное ему доверие и не допустит "ценового беспредела". Однако далеко не все так гламурненько и замечательно, как это хотят представить официальные идеологи. Проблема свободных цен для бизнеса была и остается актуальной. Действительно, указом отменена необходимость регистрации цен (тарифов) на новые товары (работы, услуги), за исключением тарифов на новые платные медицинские услуги. Наверное, это позволит снизить документооборот, более оперативно внедрять новые виды продукции. На индивидуальных предпринимателей (за исключением оказывающих платные медицинские услуги) не будет распространяться требование о необходимости соблюдения предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и их регистрации. Указом также отменена обязанность юридических лиц, ИП составлять экономические расчеты обоснования цен при оказании платных медицинских услуг, если изменение отпускных цен (тарифов) на производимые товары (работы, услуги) осуществляется в размере, который не превышает предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов), установленных Советом министров, а также при реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции. Кроме того, из перечня товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом министров, республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными правительству, Национальным банком, исключается ряд товаров и услуг, не являющихся социально значимыми. Права на принятие решений по регулированию отдельных цен (тарифов) передаются органам государственного управления, в компетенции которых находится основной круг вопросов, связанных с производством товаров (оказанием услуг). Попробуем разобраться, что же изменилось на самом деле. Указ № 285 продолжает действовать и в своем первом пункте гордо провозглашает, что на территории РБ не допускается рост цен без принятия соответствующих мер по соцзащите населения. Но не будем издеваться над пустыми декларациями и перейдем к более прагматичным вещам. Итак, цены на новые товары регистрировать теперь не нужно. Это, несомненно, хорошо — походов в госорганы станет меньше. А что делать со старыми товарами? При увеличении цен на них регистрации не избежать. Кроме того, никто не отменял необходимость составления калькуляций и экономического обоснования цены. И здесь деловых людей поджидает своеобразный капкан: если раньше регистрация цен давала некоторую уверенность, что с расчетами все в порядке, то теперь такой уверенности нет. И предприниматель вполне может ошибиться в расчетах или вовсе забыть сделать таковые. А за подобные "грехи" предусмотрены суровые санкции. Можно, конечно, долго и нудно рассуждать о нечестности белорусского бизнеса, о необходимости защитить население, предотвратить рост цен... Но почему-то практика свидетельствует об обратном. Из всех стран-соседей Беларусь единственная сохраняет систему тотального административного контроля за ценами. И что? Они у нас выше, чем в сопредельных державах. Неужели российские, украинские, польские или литовские предприниматели честнее наших? Едва ли... Просто рынок — лучший регулятор цен. И если государство действительно хочет их снизить, оно должно содействовать увеличению предложения, конкуренции, появления новых игроков на рынке. Практика же административного контроля за ценами ведет к обратному — она только провоцирует бизнес их увеличивать. Ведь понятное дело, предприниматель боится, что, если не использует возможность поднять цены сейчас, потом ему могут и не дать этого сделать. А ситуация на рынке может измениться вследствие девальваций, деноминаций и прочих напастей. Поэтому предприниматели изначально закладывают в цену возможные риски ведения бизнеса в нашей стране. Тем более что конкуренция на белорусском рынке весьма и весьма слабая.

Источник: Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
    www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом