Новости

Коллегия Комитета государственного контроля рассмотрела результаты проверки концерна «Белгоспищепром» по выполнению поручений Главы государства



За последние два с половиной года концерном «Белгоспищепром» не выполнено более половины поручений Главы государства и Совета Министров

Коллегия Комитета государственного контроля рассмотрела результаты проверки концерна «Белгоспищепром» по выполнению поручений Главы государства, а также соблюдению основных задач и функций, определенных уставом концерна.

В ходе проверки выявлены множественные недостатки и упущения в работе как предприятий концерна, так и руководства Белгоспищепрома. Об эффективности работы концерна свидетельствует невыполнение прогнозных показателей: в 2009 году концерн не обеспечил выполнение 5 из 15 показателей прогноза социально–экономического развития. Аналогичная ситуация сохраняется и в нынешнем году. В первом квартале концерном не обеспечено выполнение 5 из 12 показателей, в том числе по таким важным характеристикам как экспорт товаров, сальдо внешней торговли, норматив запасов готовой продукции.

Проверка выполнения концерном «Белгоспищепром» поручений Главы государства и постановлений Совета Министров показала, что за период с 2008 года по I квартал 2010 г. из 58 поручений 21 концерном не выполнено, еще 9 выполнены не в полном объеме.

В 2008–2009 годах предприятиям концерна была оказана государственная поддержка на сумму 118,4 млрд. руб. Однако, недостаточный контроль со стороны концерна «Белгоспищепром» привел к тому, что почти каждая третья организация, получившая господдержку, не выполнила условия ее предоставления (16 организаций из 51).

Концерн не выполняет возложенную на него задачу по проведению единой экономической, технической и технологической политики в организациях пищевой промышленности независимо от форм собственности. Из–за этого на предприятиях концерна медленными темпами реализуются инновационные проекты, не загружены производственные мощности, не принимаются меры, направленные на сокращение энергоемких производств.

К примеру, проверка шести предприятий масложировой отрасли республики показала, что концерн «Белгоспищепром» до настоящего времени не определился со стратегией развития этой отрасли. В результате на сегодняшний день в отрасли отсутствует как четкая специализация по направлениям производства, так и новые мощности по выпуску продукции, отвечающей современным требованиям.

Несмотря на в целом прибыльную работу, концерн не выполняет требования Главы государства по недопущению убыточной работы организаций, подчиненных государственным органам. За 2009 год семь предприятий концерна сработали в убыток в размере 12,8 млрд. руб. В первом квартале т.г. столько же предприятий получили убыток в размере 7,7 млрд. руб. При этом отдельные организации (ОАО «Краснобережский крахмалопаточный завод», ОАО «Витебский плодоовощной комбинат», ОАО «Дрожжевой комбинат») концерну на протяжении ряда лет не удается вывести на эффективную работу, несмотря на оказанную государственную поддержку. Причины убыточности: снижение объемов производства и реализации продукции, рост себестоимости, низкий уровень загрузки производственных мощностей.

Существенные проблемы имеются и в кондитерской отрасли концерна. Ее предприятия не используют весь потенциал собственных производственных мощностей (в 2009 году были загружены менее чем на 80%), в результате растет доля потребления населением республики импортной продукции. Как результат, каждое третье кондитерское изделие, потребленное в республике в 2008–2009 гг., импортное.

В концерне отсутствует четкая стратегия по развитию товаропроводящей сети и продвижению продукции к покупателю. Рекламная активность на низком уровне. Например, в последние годы наблюдается снижение объемов и географии реализации кондитерских изделий СП ОАО «Спартак» за рубеж: удельный вес отгрузки продукции на экспорт в общем объеме продаж уменьшился с 22,9 процента в 2007 году до 15,8 процента за первый квартал т.г.

В кондитерской отрасли не выполняются отдельные задания отраслевой Программы импортозамещения концерна «Белгоспищепром». Так, в 2009 году за счет средств инновационного фонда концерна «Белгоспищепром» на ОАО «Красный Мозырянин» планировалось внедрение автоматической линии по производству зефира ускоренным способом стоимостью 2,825 млрд. руб. Однако в результате непродуманных решений концерна и бездействия руководства общества реализация проекта перенесена на 2010–2011 годы и по состоянию на 01.06.2010 стоимость проекта возросла на треть.

Только на отечественного потребителя по нарастающей работает потенциал алкогольной отрасли. Достигнут опасный для генофонда нации уровень потребления алкогольных напитков.

Одним из факторов, влияющим на незначительные объемы экспорта водки и ликероводочных изделий, является то, что товаропроводящая сеть, созданная концерном за рубежом, имеет узкую специализацию и не приспособлена для реализации широкого спектра товаров, включая алкогольную продукцию. В 2009 году лишь через один субъект товаропроводящей сети за рубежом (в г. Рига) реализовывалась отечественная водка и ликероводочные изделия, производимые предприятиями концерна.

Еще одна тема, вызывающая справедливые вопросы к концерну, связана с реконструкцией и техническим перевооружением организаций спиртовой отрасли. На эти цели с 2005 по 2009 годы потрачено 44,4 млн. дол. США, что почти в 3 раза превышает задание. Однако производственные мощности спиртовых заводов полностью не загружены. В прошлом году в целом по стране мощности предприятий по производству спирта использовались только на 73,4 процента. Стоит отметить, что в 2010 году впервые отгрузка спирта на внешние рынки приобрела массовый характер. Однако проблема отечественных предприятий заключается в высокой стоимости спирта. В то же время концерн действенных мер для снижения его себестоимости не принимает (до сих пор ни одна организация не обеспечена собственными складами для хранения зерна, что в значительной мере увеличивает себестоимость производства спирта за счет оплаты услуг по хранению зерна другим организациям).

Не выполнены параметры по производству и экспорту пива. Несмотря на прирост производственных мощностей по выпуску пива второй год подряд наблюдается падение объемов его производства. В то же время продолжает расти импорт пива: в 2008 году импортировано 12,4 млн. дал пива, в 2009 году уже 13,6 млн. дал.

Есть существенные нарекания к работе концерна по развитию производства плодоовощных консервов. Отрасль недостаточно обеспечена овощным и плодово–ягодным сырьем, отсутствует должный ассортимент импортозамещающей продукции, на низком уровне (46%) используются производственные мощности.

До настоящего времени концерном «Белгоспищепром» не решена задача по обеспечению перерабатывающих организаций картофелем технических сортов с необходимыми качественными показателями для производства картофелепродуктов под полную потребность.

Существующие на сегодняшний день производственные мощности позволяют в полном объеме обеспечить потребности республики в крахмале, однако они задействованы лишь наполовину. В результате в 2009 году произведено только 11,1 тыс. тонн крахмала, или половина от необходимого. Итог такой работы — за 2009 год импорт крахмала превысил его экспорт на 2,76 млн. дол. США.

Необходимо отметить, недостаточную роль концерна в финансовом оздоровлении ОАО «Краснобережский крахмалопаточный завод», работа которого на протяжении ряда последних лет стабильно убыточна. Средства инновационного фонда концерна «Белгоспищепром» в сумме 3,2 млрд. руб., направленные на реконструкцию данного предприятия использованы неэффективно (реконструкция паточного производства продолжается 6 лет и до сих пор не завершена).

Концерном не организован надлежащим образом контроль за деятельностью представителей государства, назначенных в органы управления хозяйственных обществ. Некоторые представители государства постоянно игнорируют и не участвуют в заседаниях общих собраний акционеров и наблюдательных советов. Так, являвшийся представителем государства в органах управления ОАО «Криница» один из заместителей председателя концерна «Белгоспищепром» в 2009 году из 5 проведенных общих собраний участников отсутствовал на 4, однако и в 2008 и в 2009 годах получал вознаграждение (ежегодно по 1,136 млн. руб.).

Много претензий имеется к контрольно–ревизионному отделу (КРО) концерна «Белгоспищепром». О неудовлетворительной работе ревизоров концерна говорят многочисленные нарушения законодательства, выявленные в ходе проверок Комитетом госконтроля. В работе отдела сложилась практика — «выезжать» за счет нескольких сотрудников. Так, в 2008 году отделом выявлено причиненного вреда на 1,4 млрд. руб., при этом 949 млн. руб. (67%) приходится на долю двух ревизоров. Аналогично и в 2009 году: из 1,6 млрд. руб. вреда более 1 млрд. руб. (67%) выявил всего лишь один работник КРО. При этом численность контрольно–ревизионного отдела концерна составляет 6 человек.

Комитетом госконтроля установлено, что отдельные факты нарушения законодательства, выявленные в ходе проверок работниками КРО, проводимых по поручениям правоохранительных органов, ранее уже изучались ими же при проведении плановых проверок. Однако в итоговых документах эти нарушения не были отражены.


Комитет государственного контроля




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

13.03.2024Резиновые покрытия Rubtex® — современное и экологичное покрытие
Резиновая плитка Rubtex из резиновой крошки совсем недавно появилась на рынке в Беларуси

12.03.2024Вся мука, которую производит Сморгонский комбинат хлебопродуктов является цельнозерновой
Попробуйте муку от «Сморгонского КХП» и вы оцените её за неповторимый вкус!

12.03.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма

12.03.2024ОАО «Завод «Оптик» предлагает широкий выбор уникальной маркетинговой продукции – сувениров из стекла собственного производства
Производство сувениров из стекла собственного производства с логотипом вашей фирмы

11.03.2024Предпроектная документация-УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ»
УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ» оказывает услуги по разработке отдельных разделов проектной документации на любых стадиях проектирования.


12 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация