Новости

Совмин медлит с корректировкой госбюджета-2009

На календаре - конец февраля, а в Беларуси все еще нет реалистичного бюджета на нынешний год. Правительство продолжает пребывать в плену иллюзии 10-процентного роста ВВП. Банки и предприятия рассчитывают на увеличение госинвестиций, сохранение благоприятной внешней конъюнктуры и щедрость внешних заемщиков. Еще есть надежда на авось и харизму главы государства. Ярослав РОМАНЧУК

Цифры не пляшут

Совмин никак не решит, какой сценарий закладывать в основу обновляемого закона о бюджете на 2009г. Министр финансов Андрей Харковец заявил, что его подчиненные готовят корректировку бюджета, «исходя из пессимистического варианта развития событий». Минфиновцам нужен реальный прогноз ситуации в экономике. Это работа Совмина, которую он продолжает успешно игнорировать. Тем не менее Харковец уверен, что правительство обеспечит запас прочности, «пойдя по самому сложному варианту, что будет гарантией сбалансированности бюджета в случае самого неблагоприятного развития ситуации». Осторожность министра вполне объяснима: вперед батьки в пекло лезть никто не хочет. Растет пропасть между утвержденным бюджетом-2009 и реальностью. Осенью 2008г. правительство спланировало бюджет, исходя из темпов роста ВВП в 10%, инфляции - 9-11%, цен на газ - $140 за 1 тыс. куб. м. С учетом введения бездефицитности бюджета на 2009г. доходы и расходы должны составить Br54,86 трлн. (по курсу $1/Br3 тыс. - $18,3 млрд.). В 2008г. госбюджет исполнен в объеме Br49 трлн., с профицитом в Br926 млрд. (0,7% ВВП); консолидированный бюджет тоже исполнен с профицитом Br1,8 трлн. (1,4% ВВП). Перевыполнен план по налогу на прибыль, НДС и доходам от внешнеэкономической деятельности. Справка «БелГазеты». В бюджете на 2009г. налоговые поступления от внешнеэкономической деятельности были оценены на 7,9% ВВП (валовой продукт на год все еще планируется на уровне Br155 трлн.), или на Br12,286 млрд. Акцизов должно было поступить на Br4,293 млрд. (2,8% ВВП), НДС - Br9,839 млрд. (6,3% ВВП), в консолидированный бюджет - Br14,423 млрд. (9,3% ВВП). По налогу на прибыль план на год составляет Br6,873 млрд. (4,4% ВВП). Этот расчет весьма оптимистичный, но вне реального контекста. Вслед за падением ВВП России и Украины - главных внешнеторговых партнеров Беларуси - в контексте сжатия европейской и американской экономик, Беларусь наверняка ждет рецессия. Совмин будет стараться выжимать все соки из растерявшихся от неожиданного спада промпредприятий. Работать на склад так, как это было в январе 2009г. (за январь складские запасы выросли на Br1 трлн. (20,4%), составив на 1 февраля Br5,97 трлн.), долго нельзя, т.к. оборотные средства быстро истощатся. Внешние кредиты проедаются так же быстро, как сокращается валютная выручка от экспортных поставок. В условиях весьма дорогих кредитных ресурсов и девальвированных накоплений населения спад в строительстве тоже легко предсказуем. Таким образом, без излишнего пессимизма можно допустить, что в 2009г. реальный ВВП сократится на 3%. Так что, если правительство собирается выполнять приказ главы государства о бездефицитном бюджете, серьезная корректировка доходной и расходной частей бюджета неизбежна. Самый приблизительный прогноз: по сравнению с номинальными доходами, предусмотренными в утвержденном в ноябре 2008г. госбюджетом на т.г., доходы в 2009г. сократятся почти на Br8 трлн. В более пессимистичном сценарии сокращение может быть еще больше. Сегодня же правительство продолжает работать по документу, согласно которому доходы бюджета в этом году вырастут в номинальном выражении на Br5,9 трлн.

В поисках теневиков

Минналогов и сборов (МНС) полагает, что у правительства есть еще резервы для увеличения налоговых поступлений, намекая на теневой сектор размером в 15% ВВП (Br15 трлн.). Выявить же неплательщиков крайне трудно - в полной мере это не удается ни Италии, ни Германии, ни даже США. Поэтому рассчитывать на такие резервы в условиях кризиса - дело сомнительное. МНС столкнулся с 1200 схемами теневого оборота, и, если налоговики начнут их искоренять, изобретательный белорусский бизнес наверняка придумает еще несколько сотен новых способов ухода от чрезвычайно высоких налогов и агрессивного госрегулирования. Замглавы МНС Василий Каменко признает: «Основные наши плательщики испытывают сложности со сбытом продукции, падение спроса по объективным причинам наблюдается практически по всем товарным группам на зарубежном рынке». Поэтому, по его мнению, основная масса налогов будет поступать от деятельности предприятий, ориентированных на работу на внутреннем рынке и импортирующих товары. Такой подход к изменению налоговой политики предполагает кардинальное изменение структуры экономики. Это американцы, имеющие 70% ВВП от продажи товаров и услуг на внутреннем рынке, могут рассчитывать на налоги от внутристрановой экономической деятельности. Добиться аналогичного в Беларуси невозможно. В списке крупнейших отечественных налогоплательщиков подавляющее большинство компаний - крупные экспортеры или внутренние монополии. В стране нет такого бизнеса, который мог бы заместить падение объемов продаж отечественных гигантов, а «серый» бизнес нашим налоговикам так просто не сдастся хотя бы по той простой причине, что, как показывают последние громкие уголовные дела, «теневики» в большинстве своем «крышуются» различными номенклатурными и силовыми структурами.

А они все «ложат и ложат»

Несмотря на очевидные проблемы с доходами бюджета, правительство продолжает заверять о неизменности выполнения всех инвестиционных планов. Декларируя рост доходов, Совмин все еще верит в выполнение плана третьей пятилетки. В феврале 2009г. премьер-министр утверждает, что не будет свернута ни одна инновационная программа. А таких программ набралось несколько сотен. Минэкономики заявляет: утвержденный объем государственной инвестпрограммы на 2009г. в Br2,64 трлн. будет сокращен на Br450-500 млрд. В 2008г. на эти цели потрачено Br1,89 трлн. Аттракцион неслыханной инвестиционной щедрости за счет государства продолжается. Совмин не уполномочен самостоятельно секвестировать бюджет. Все ждут, что скажет администрация президента, но внятных сигналов оттуда пока не поступает. Впервые за десятилетие чиновникам предстоит не делить растущий бюджет, а сокращать расходы. Появятся обиженные, униженные и обделенные. Урезать расходы на полтриллиона - это косметический ремонт бюджета, а на Br8 трлн. - его кардинальный пересмотр. В утвержденном бюджете-2009г. расходы на национальную экономику составляют Br19,1 трлн., в т.ч. на сельское хозяйство - Br4,56 трлн. Если следовать логике «поддержки бедных и коммерчески перспективных», то по меньшей мере половину этих расходов можно смело урезать. На общегосударственные расходы запланировано Br8,87 трлн. - тоже есть резерв для ограничения. Как и для правоохранительной деятельности с бюджетом на год более чем на $3 трлн.

Источник: Белгазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

29.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

29.03.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация