Новости

Прочти и съешь

Когда денег, опыта и знаний мало, лучше начинать с ларька, кафе или магазинчика. Но создавать, управлять и зарабатывать в секторе розничной торговли и общепита в условиях регуляторного и бюрократического пресса в Беларуси не легче, чем добывать руду или бороться с преступностью. И гораздо сложнее, чем в любой другой стране Европы.

Так продвигается белорусское

Местные органы власти доводят до розницы и общественного питания весьма забавные документы, которые для владельцев магазинов и кафе часто оказываются трагичными. Так, Главное управление потребительского рынка (ГУПР) Мингорисполкома 17.12.2008г. пишет письмо-распоряжение руководителям торговли и общепита Минска «О реализации прудовой рыбы». В нем сообщается, что «в рыбоводческих хозяйствах республики имеется в наличии около 10 тыс. т товарной прудовой рыбы. Вместе с тем в организациях общественного питания рыба прудовая при приготовлении практически не используется».

В соответствии с письмом Минторга от 24.11.2008г. всем необходимо принять «незамедлительные меры по обеспечению использования прудовой рыбы для приготовления блюд в ресторанах, кафе, барах, закусочных и др., а также обеспечить реализацию прудовой рыбы в каждом торговом объекте, имеющем условия для ее продажи». Обеспечение исполнения такого рода приказов проходит очень примитивно и грубо. Приходит в кафе представитель исполкома или района и после проверки говорит: «Не выполните, заберем лицензию».

Письмо ГУПР Мингорисполкома от 10.12.2008г. обязывает торговлю и общепит «обеспечить постоянное наличие в продаже широкого ассортимента продовольственных товаров отечественного производства, в т.ч. продукции предприятий пищевой промышленности Минска - УП «Минский мясокомбинат», гормолзаводов N1 и N2, КУП «Минскхлебпром», КУП «Минскрыбпром», Минского парниково-тепличного комбината, Минской овощной фабрики, Минского маргаринового завода, а также предприятий оптовой торговли - хладокомбинатов N1 и N2, УП «Партизанское», УП «Минский оптовый рынок». Речь идет даже не о покупке всех белорусских товаров, а исключительно местных, в данном случае - минских. При этом магазины и рестораны должны за свой счет «обеспечить соответствующее позиционирование в торговом зале товаров общественного производства…». Представьте, в китайском или японском ресторане висит плакат Минского мясокомбината (о нем сказано в данном письме) «Почувствуй себя минчанином - купи продукцию Минского мясокомбината».

Или еще одно письмо ГУПР Мингорисполкома от 6.11.2008г. «О получении продукции ОАО «Стеклозавод «Неман». «Во исполнение поручения правительства… по насыщению рынка товарами белорусского производства и сокращению объемов импорта и в соответствии с письмом Министерства торговли…  обеспечить приоритетное использование продукции производства ОАО «Стеклозавод «Неман». Аналогично обстоит дело с ассортиментом и качеством пищевых продуктов, которые тоже настоятельно рекомендуют покупать у одних и тех же поставщиков. Получается, что Совмин и Минторг руками исполкомов превращают белорусские кафе и рестораны в одну большую совковую столовую с небольшими отличиями залов друг от друга.

Исполком - главный менеджер

Коллегия ГУПР Мингорисполкома часто рассматривает состояние выполнения поручений Минторга и исполкома. Так, в решении от 13.11.2008г. после проведения проверок «по вопросам продвижения на рынок товаров отечественных производителей, ассортимента реализуемой продукции, ее качества, уровня культуры обслуживания в ресторанах, кафе и барах, соблюдения действующих правил ценообразования в объектах общественного питания всех форм собственности» чиновники решили требовать отозвать лицензии у одних, расторгнуть договора аренды с другими и предупредить третьих - руководителей ТПЧУП «Виво», ЗАО «БрокСВ», ЗАО «Тоскана», ООО «Планета звезд» и др.

Коллегия ГУПР Мингорисполкома поручила руководителям объектов общественного питания всех форм собственности «принять неотложные меры по соблюдению ассортимента реализуемой продукции в соответствии с требованиями постановления Минторговли Республики Беларусь…; обеспечить приоритетное использование для изготовления кулинарной продукции товаров отечественного производства, обеспечить неукоснительное соблюдение действующего законодательства, регулирующего вопросы ценообразования». В дополнение установлен контроль «достижения прогнозных показателей отрасли» и выполнения графиков «по выходу на безубыточную работу и бизнес-планов развития на 2008г.».

Ежемесячно торговле и общепиту доводятся индексы роста цен. Примером может служить письмо от 11.12.2008г. N25-06/5054 ГУПР Мингорисполкома, в котором сообщаются «цены для использования при расчетах изменений товарооборота и услуг в сопоставимых ценах». Письмо этого же органа от 12.09.2008г. N25-07/3592 называется «О ценах на картофель и плодоовощную продукцию». Документ устанавливает, что с 15 сентября 2008г. цены не должны были превышать: на картофель - Br830, белокочанную капусту - Br640, морковь - Br900, свеклу - Br800 и лук репчатый Br1,3 тыс. Так чиновники делают вид, что защищают кошельки состоятельных посетителей кафе и ресторанов.

Совковый подход тотального ценового регулирования в магазинах, кафе и ресторанах, присвоение наценочных категорий свидетельствуют о глубоком анархизме белорусской торговли и общепита. Вместо того чтобы упразднить процедуру административного деления объектов питания по наценочным категориям, Минторг продолжает «совершенствовать» требования к разным объектам, изложенным в постановлении Минторга от 8.01.2004г. «Об утверждении Инструкции о порядке отнесения торговых объектов общественного питания к соответствующим наценочным категориям по уровню обслуживания потребителей и Инструкции по классификации торговых объектов общественного питания».

Данные документы определяют, какую мебель и посуду должен иметь тот или иной ресторан/кафе, сколько должно быть ложек, креманок, икорниц и т.п. До тех пор пока Минторг и исполкомы не поймут, почему надо было еще вчера снять эти абсурдные требования и ограничения, не видать нам качественной, разнообразной и недорогой белорусской кухни и розничной торговли. Либерализация начнется, когда за декларациями о важности рынка и свободы последует отмена тысяч инструкций, писем, распоряжений, постановлений, которые регулируют и контролируют каждый шаг малого бизнеса.

Андрей ПОДВИЦКИЙ

 http://www.belgazeta.by/

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

19.04.2024Компания «Меркурий» предлагает более 50 наименований котлов
Производственная компания «Меркурий» это собственное производство и реализацию котлов стальных твердотопливных

19.04.2024Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров
Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров

19.04.2024АЛЮМЕТ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ FUBAG (ГЕРМАНИЯ) И ООО АЛЮМЕТ (РОССИЯ)
 Благодаря прямым поставкам, реализуем товары по ценам производителей — российского завода ООО «АЛЮМЕТ» и компании FUBAG (Германия).

18.04.2024Сервисный центр Белтепломашстрой ЗАО обладает парком собственного оборудования
Сервисный центр Белтепломашстрой ЗАО

18.04.2024Дневной Дозор - это гарантированное быстрое исполнение Вашей заявки
"Не обещать невозможного! Быстро и качественно выполнять обещанное!" - таков девиз компании Дневной Дозор ЧП.


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация