Новости

Прочти и съешь

Когда денег, опыта и знаний мало, лучше начинать с ларька, кафе или магазинчика. Но создавать, управлять и зарабатывать в секторе розничной торговли и общепита в условиях регуляторного и бюрократического пресса в Беларуси не легче, чем добывать руду или бороться с преступностью. И гораздо сложнее, чем в любой другой стране Европы.

Так продвигается белорусское

Местные органы власти доводят до розницы и общественного питания весьма забавные документы, которые для владельцев магазинов и кафе часто оказываются трагичными. Так, Главное управление потребительского рынка (ГУПР) Мингорисполкома 17.12.2008г. пишет письмо-распоряжение руководителям торговли и общепита Минска «О реализации прудовой рыбы». В нем сообщается, что «в рыбоводческих хозяйствах республики имеется в наличии около 10 тыс. т товарной прудовой рыбы. Вместе с тем в организациях общественного питания рыба прудовая при приготовлении практически не используется».

В соответствии с письмом Минторга от 24.11.2008г. всем необходимо принять «незамедлительные меры по обеспечению использования прудовой рыбы для приготовления блюд в ресторанах, кафе, барах, закусочных и др., а также обеспечить реализацию прудовой рыбы в каждом торговом объекте, имеющем условия для ее продажи». Обеспечение исполнения такого рода приказов проходит очень примитивно и грубо. Приходит в кафе представитель исполкома или района и после проверки говорит: «Не выполните, заберем лицензию».

Письмо ГУПР Мингорисполкома от 10.12.2008г. обязывает торговлю и общепит «обеспечить постоянное наличие в продаже широкого ассортимента продовольственных товаров отечественного производства, в т.ч. продукции предприятий пищевой промышленности Минска - УП «Минский мясокомбинат», гормолзаводов N1 и N2, КУП «Минскхлебпром», КУП «Минскрыбпром», Минского парниково-тепличного комбината, Минской овощной фабрики, Минского маргаринового завода, а также предприятий оптовой торговли - хладокомбинатов N1 и N2, УП «Партизанское», УП «Минский оптовый рынок». Речь идет даже не о покупке всех белорусских товаров, а исключительно местных, в данном случае - минских. При этом магазины и рестораны должны за свой счет «обеспечить соответствующее позиционирование в торговом зале товаров общественного производства…». Представьте, в китайском или японском ресторане висит плакат Минского мясокомбината (о нем сказано в данном письме) «Почувствуй себя минчанином - купи продукцию Минского мясокомбината».

Или еще одно письмо ГУПР Мингорисполкома от 6.11.2008г. «О получении продукции ОАО «Стеклозавод «Неман». «Во исполнение поручения правительства… по насыщению рынка товарами белорусского производства и сокращению объемов импорта и в соответствии с письмом Министерства торговли…  обеспечить приоритетное использование продукции производства ОАО «Стеклозавод «Неман». Аналогично обстоит дело с ассортиментом и качеством пищевых продуктов, которые тоже настоятельно рекомендуют покупать у одних и тех же поставщиков. Получается, что Совмин и Минторг руками исполкомов превращают белорусские кафе и рестораны в одну большую совковую столовую с небольшими отличиями залов друг от друга.

Исполком - главный менеджер

Коллегия ГУПР Мингорисполкома часто рассматривает состояние выполнения поручений Минторга и исполкома. Так, в решении от 13.11.2008г. после проведения проверок «по вопросам продвижения на рынок товаров отечественных производителей, ассортимента реализуемой продукции, ее качества, уровня культуры обслуживания в ресторанах, кафе и барах, соблюдения действующих правил ценообразования в объектах общественного питания всех форм собственности» чиновники решили требовать отозвать лицензии у одних, расторгнуть договора аренды с другими и предупредить третьих - руководителей ТПЧУП «Виво», ЗАО «БрокСВ», ЗАО «Тоскана», ООО «Планета звезд» и др.

Коллегия ГУПР Мингорисполкома поручила руководителям объектов общественного питания всех форм собственности «принять неотложные меры по соблюдению ассортимента реализуемой продукции в соответствии с требованиями постановления Минторговли Республики Беларусь…; обеспечить приоритетное использование для изготовления кулинарной продукции товаров отечественного производства, обеспечить неукоснительное соблюдение действующего законодательства, регулирующего вопросы ценообразования». В дополнение установлен контроль «достижения прогнозных показателей отрасли» и выполнения графиков «по выходу на безубыточную работу и бизнес-планов развития на 2008г.».

Ежемесячно торговле и общепиту доводятся индексы роста цен. Примером может служить письмо от 11.12.2008г. N25-06/5054 ГУПР Мингорисполкома, в котором сообщаются «цены для использования при расчетах изменений товарооборота и услуг в сопоставимых ценах». Письмо этого же органа от 12.09.2008г. N25-07/3592 называется «О ценах на картофель и плодоовощную продукцию». Документ устанавливает, что с 15 сентября 2008г. цены не должны были превышать: на картофель - Br830, белокочанную капусту - Br640, морковь - Br900, свеклу - Br800 и лук репчатый Br1,3 тыс. Так чиновники делают вид, что защищают кошельки состоятельных посетителей кафе и ресторанов.

Совковый подход тотального ценового регулирования в магазинах, кафе и ресторанах, присвоение наценочных категорий свидетельствуют о глубоком анархизме белорусской торговли и общепита. Вместо того чтобы упразднить процедуру административного деления объектов питания по наценочным категориям, Минторг продолжает «совершенствовать» требования к разным объектам, изложенным в постановлении Минторга от 8.01.2004г. «Об утверждении Инструкции о порядке отнесения торговых объектов общественного питания к соответствующим наценочным категориям по уровню обслуживания потребителей и Инструкции по классификации торговых объектов общественного питания».

Данные документы определяют, какую мебель и посуду должен иметь тот или иной ресторан/кафе, сколько должно быть ложек, креманок, икорниц и т.п. До тех пор пока Минторг и исполкомы не поймут, почему надо было еще вчера снять эти абсурдные требования и ограничения, не видать нам качественной, разнообразной и недорогой белорусской кухни и розничной торговли. Либерализация начнется, когда за декларациями о важности рынка и свободы последует отмена тысяч инструкций, писем, распоряжений, постановлений, которые регулируют и контролируют каждый шаг малого бизнеса.

Андрей ПОДВИЦКИЙ

 http://www.belgazeta.by/

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

24.02.2018Задержаны участники мошеннической схемы закупок медтехники за бюджетные средства
Задержаны участники мошеннической схемы закупок медтехники за бюджетные средства

23.02.2018Белорусско-египетское производство техники МАЗ открыто в Каире
Белорусско-египетское производство техники МАЗ открыто в Каире

22.02.2018Теперь будет жесткий контроль за реализацией лесопродукции на внутреннем и внешнем рынках РБ
Теперь будет жесткий контроль за реализацией лесопродукции на внутреннем и внешнем рынках РБ

21.02.2018На предприятии ОАО «Калинковичский мясокомбинат» прошла конференция трудового коллектива по подведению итогов работы предприятия за 2017 год
На предприятии ОАО «Калинковичский мясокомбинат» прошла конференция трудового коллектива по подведению итогов работы предприятия за 2017 год

21.02.2018Всемирный банк планирует выделить $100 млн на утепление жилья в Беларуси
Всемирный банк планирует выделить $100 млн на утепление жилья в Беларуси


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2018
February
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
Реклама
МИД     МИД

Каталоги предприятий
Все права защищены © 2018 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом