Новости

Минюст уполномочен разъяснить

Новые правила госрегистрации, утвержденные Декретом № 1, не только  оказались либеральными, но и вызвали множество вопросов относительно процедуры "рождения" новых субъектов хозяйствования.

Некоторые из них по просьбе корр. "БР" разъяснила начальник управления ЕГР Министерства юстиции РБ Галина ПОДРЕЗЕНОК.

 

— Галина Петровна, при смене юридического адреса (района) дело фирмы будет передаваться из старой администрации в новую на основании уведомления о смене адреса либо процедура открепления вообще будет отменена? Если одновременно со сменой адреса меняется состав участников (то есть, помимо уведомления о смене адреса, необходимо регистрировать изменения в устав), в какую администрацию подавать документы и надо ли соблюдать процедуру открепления? Интересно также, передадут ли ИМНС, ФСЗН дело фирмы в другой район на основании уведомления о смене адреса (без подтверждения того, что сведения поступили в исполком)?

 

— Этот вопрос найдет свое разрешение в разрабатываемой инструкции Министерства юстиции РБ, регулирующей порядок ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в рамках приведения законодательства в соответствие с нормами Декрета № 1, скорее всего, следующим образом.

Субъект хозяйствования должен будет обратиться с заявлением о том, что меняет местонахождение, в регистрирующий орган, где он был зарегистрирован до смены местонахождения. Никаких открепительных писем использоваться больше не будет. В республике налажена работа по передаче данных по субъекту хозяйствования в электронном виде. Поэтому буквально на следующий день, а может быть, в тот же самый, электронная версия регистрационного дела будет передана через автоматизированную информационную систему ЕГР в регистрирующий орган, соответствующий новому местонахождению субъекта.

В случае одновременной смены местонахождения и смены участников как уведомление о смене местонахождения, так и изменения и дополнения в устав представляются в регистрирующий орган, где он был зарегистрирован до смены местонахождения. ИМНС, ФСЗН субъекту придется информировать самостоятельно.

 — В связи с принятием Декрета № 1 для процедуры государственной регистрации не требуются учредительные договоры обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью. Остается непонятным, как быть с такими договорами? Возможно, вслед за Россией мы когда-нибудь вовсе от них откажемся, но что делать сейчас? Составлять договор, но в исполком не представлять?

 — Действительно, Декрет № 1 не предусматривает представление учредительного договора для ОДО и ООО в регистрирующий орган. Вместе с тем гражданским законодательством установлено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

 В настоящее время учредительный договор отнесен к учредительным документам. В нем учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности.

Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. В учредительный договор по согласию учредителей могут быть включены и другие условия. Таким образом, его составление необходимо, однако статус у такого учредительного договора изменится, это будет обычный гражданско-правовой договор.

К учредительному договору применяются общие требования Гражданского кодекса, касающиеся сделок. Следствием изменения условий договора является соответствующее изменение учредительного договора. Однако такие изменения не будут проходить государственную регистрацию в регистрирующем органе.

 — В новом положении о госрегистрации отсутствует процедура о порядке реорганизации юридических лиц и вместе с тем не указывается, чем руководствоваться в таком случае — общими нормами ГК или иного законодательства?

— Гражданским кодексом РБ (п. 2 ст. 55) установлено, что передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляются вместе с учредительными документами для регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Однако Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом № 1, устанавливает запрет на истребование иных документов, кроме тех, которые упомянуты в самом положении. Неосуществление государственной регистрации допускается только в случае непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для госрегистрации документов, определенных положением. Поэтому в этой части нормы ГК будут подвержены корректировке в соответствии с Декретом № 1.

— В заявлении о регистрации субъекта хозяйствования необходимо указать разного рода сведения об учредителе юрлица (регистрирующемся ИП), в том числе о наличии судимости, долгов и прочих "грехах". Ранее наличие такого обстоятельства служило основанием для отказа в регистрации. По вступающим в действие правилам — как будто нет. Так зачем собирать все эти сведения? И если будущий бизнесмен честно укажет, что он, к примеру, когда-то сидел, налоги не платил, долги имел, — его зарегистрируют или нет?

— Обращаю внимание, что норма Декрета № 1 в этой части императивная и вариантов не предоставляет. В заявлении должно подтверждаться, что гражданин не имеет непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности и иных "грехов", как вы это называете.

Форма заявления о государственной регистрации коммерческой организации разработана Министерством юстиции в полном соответствии с требованиями Декрета № 1, в частности, там имеются строки о том, что "подтверждаю, что не имею... "грехов". Колонок "да, нет", как это имело место в прежней форме заявления о государственной регистрации, не предусмотрено.

Таким образом, собственник имущества, учредитель, участник, заполняя новую форму заявления, должен сам себе в первую очередь ответить, что у него все в порядке. Если человек имеет долги, непогашенную или неснятую судимость за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности, он должен понимать, что потом у него могут возникнуть проблемы с контролирующими органами. В момент подачи документов уполномоченным сотрудником регистрирующего органа информация проверяться не будет.

Декрет устанавливает новые подходы к правилам вступления в бизнес, речь идет о доверии государства к тем сведениям, которые будут представлять собственники имущества, учредители, желающие вступить в бизнес.

— Если с 1 января регистрации подлежит только устав (изменения в устав) фирмы, надо ли вносить изменения в учредительный договор (даже если изменения не касаются состава участников организации)?

— Это частное дело самих участников. В регистрирующий орган изменения представляться не должны.

— До последнего времени в Мингорисполкоме не принимали документы на госрегистрацию изменений в учредительные документы организаций с иностранными инвестициями, если был нарушен 2-годичный срок формирования уставного фонда и не было получено свидетельство о формировании уставного фонда. Останется ли такая практика после вступления в силу Декрета № 1?

— Нарушение порядка формирования уставного фонда является основанием для ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями, согласно нормам Инвестиционного кодекса.

Оснований для отказа в регистрации в случае нарушения порядка формирования уставного фонда Декретом № 1 не предусмотрено.

— Представители физических лиц (чьи полномочия подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью) имеют право представлять документы в регистрирующий орган и подписывать заявления о государственной регистрации коммерческой организации? Надо ли в этом случае представлять копию доверенности (ксерокопию либо нотариально удостоверенную копию)?

— Положением о государственной регистрации установлено, что при подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия, если они представляют интересы юридического или физического лица.

Если полномочия физических лиц подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью, то подлинник этой доверенности должен быть предъявлен уполномоченному сотруднику регистрирующего органа с последующим возвратом лицу, его представившему.

В регистрационном деле должна остаться копия (изготовленная на ксероксе), верность которой может заверить уполномоченный сотрудник регистрирующего органа с указанием должности, даты и проставлением подписи.

— При изменении состава участников коммерческой организации обязательная явка учредителей в регистрирующий орган отменена?

 — Да, отменена.

— Надо ли уведомлять регистрирующий орган при изменении состава акционеров ЗАО? Будет ли вноситься информация о новом составе акционеров в ЕГР и, соответственно, выписка из ЕГР будет ли содержать "свежие" данные?

— Новое положение (пункт 21) не предусматривает обязанности внесения изменений в уставы по изменению состава учредителей (участников) акционерных обществ (как открытых, так и закрытых). В ранее действовавшем положении такая обязанность распространялась на ЗАО.

Уведомление регистрирующего органа об изменении состава учредителей (участников) ЗАО, согласно нормам нового положения, не предусмотрено.

Вместе с тем список акционеров ЗАО является приложением к уставу. Полагаю разумным в случае изменения состава акционеров уведомлять регистрирующий орган. Однако это право, а не обязанность. Поэтому все зависит от субъекта, захочет ли он, чтобы третьи лица, которые обращаются в ЕГР и запрашивают о нем информацию, владели "свежими" данными.

— Выдача зарегистрированных документов будет осуществляться ежедневно?

— Выдача зарегистрированного устава будет осуществляться в присутствии гражданина, подающего документы, уполномоченным сотрудником регистрирующего органа. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица будет выдаваться на следующий день после осуществления регистрации либо по желанию вместе с документами, подтверждающими постановку на учет, то есть через 5 рабочих дней.

— Необходима ли доверенность от учредителей на подачу документов в исполком при условии, что подписи на заявлении нотариально удостоверены?

— Да, доверенность нужна.

— При количестве учредителей более трех они вправе уполномочить одного на подписание заявления. Какой документ для регистрирующего органа должен подтверждать такие полномочия? Как его наличие сочетается с запретом требовать иные документы, кроме перечисленных в декрете?

— Положением о государственной регистрации установлено, что при подаче заявления о госрегистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия, если они представляют интересы юридического или физического лица.

Если количество учредителей (участников) коммерческой, некоммерческой организации более трех, они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления, о чем должно быть указано в документе, подтверждающем намерения о создании коммерческой, некоммерческой организации. Таким документом может быть протокол общего собрания учредителей о создании хозяйственного общества.

— Изменятся ли размеры государственных пошлин за регистрацию юридических лиц, ИП, изменений (дополнений) в учредительные документы и т. д.?

— Изменений размеров госпошлины за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на сегодня не планируется.

Юрий БЕХТЕРЕВ 

газета "Белорусы и рынок"

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

16.04.2024Противоалкогольное кодирование с психотерапевтическим сопровождением-Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии УЗ
Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии УЗ предлагает оказание наркологической помощи анонимно в стационаре

16.04.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

15.04.2024Пройти комплексное обследование сердечно-сосудистой системы в Витебском областном клиническом кардиологическом центре
Витебский областной клинический кардиологический центр предлагает пройти кардиологическое обследование

15.04.2024Резиновые покрытия Rubtex® — современное и экологичное покрытие
Резиновая плитка Rubtex из резиновой крошки совсем недавно появилась на рынке в Беларуси

14.04.2024Житковичский лесхоз
Житковичский лесхоз производитель пеллетов в Республике Беларусь


10 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация