Новости

В ожидании дефицита

   Проведенная одномоментная девальвация белорусского рубля вызвала потребительский бум, а вслед за ним рост цен как на иностранную (не менее 20%), так и отечественную продукцию (по мнению экспертов, в районе 5–10%). Породили новогодние события и массу слухов. Кто-то прогнозирует исчезновение с прилавков критического импорта, оптимисты ожидают продолжения роста продаж отечественных товаров. В этой ситуации «ЭГ» решили прибегнуть к помощи специалистов, попросив их проанализировать ситуацию на товарных рынках и рассказать о наиболее вероятном развитии событий в последующие несколько месяцев, а также о мерах, которые необходимо предпринять для смягчения негативных последствий.

   Владимир КАРЯГИН, председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства:

   — Зафиксированный 20-процентный рост цен на импортные товары продолжится — бизнесу все дороже обходится доставка продукции, увеличились разнообразные риски, в страну ввозятся лишь небольшие партии товаров (из-за чего оказалась утерянной оптовая скидка), готовится закрытие представительств ряда ведущих в мире компаний.

   Снижение привлекательности местного рынка для крупных игроков ведет к появлению дефицита. Полагаю, что нам придется столкнуться с сокращением ассортимента иностранных лекарств и строительных материалов.

   В то же время можно прогнозировать падение стоимости некоторых видов белорусской продукции, особенно с низкой импортной составляющей. Производителям экспортоориентированных товаров грозит резкое падение числа продаж — выдержать борьбу в той же России с китайскими аналогами смогут лишь единицы. В итоге компании увеличат поставки в местные магазины и максимально сбросят «прайс».

   Впрочем, сделать это не так-то просто. Механизм снижения цен у нас не отработан — зарегулированность экономики не позволяет оперативно реагировать на изменение конъюнктуры. Полагаю, что только проведение либерализации не на словах, а на деле сможет несколько сгладить последствия мирового кризиса.

   В таком случае нам удастся не допустить катастрофы на товарных рынках и урегулировать положение на них уже ближе к маю–июню. Иначе серьезных долгосрочных проблем не избежать.

   Один из руководителей сети гипермаркетов «Простор»:

   — Если в первые дни нового года покупатели буквально «смели» всю сложную бытовую технику (например, в один момент разошлись холодильники «Атлант», до этого ожидавшие покупателей более четырех месяцев), то ближе к концу января структура спроса стала постепенно меняться — покупатели активнее интересуются продуктами питания (крупами, растительным маслом, макаронами), на «ура» идет бытовая химия.

Зато те же телевизоры и СВЧ-печи, которые еще недавно являлись объектом ажиотажа, реализуются «туго». Также слабо берут подорожавшие чуть не в два раза фрукты.

   Полагаю, что в ближайшее время самой «ходовой» продукцией останутся товары первой необходимости, от которых невозможно отказаться ни при каких условиях: есть хочется вне зависимости от мирового кризиса. В то же время ожидается снижение продаж электроники и сувениров.

   Сергей МИХНЕВИЧ, директор ИП Атлант-М Фарцойгхандель:

   — Потребительский спрос на новые иномарки, особенно на самые дорогие модели, в последнее время неуклонно снижается — на 3–5% в месяц. Такая ситуация сложилась из-за того, что физлицам отказывают в кредитах либо процент по ним стал слишком высоким.

   В свою очередь, юрлица не могут «вытянуть» рынок. Им также сложно привлечь заемные средства и оформить сделки по условиям лизинга (ряд лизинговых организаций отказали клиентам в оплате уже заказанных машин). Кроме того, на финансовое состояние компаний — потенциальных клиентов салонов, оказала сильное влияние девальвация Br. Выделенного в прошлом году на новые авто объема рублевых средств в 2009 г. уже не хватает. Рассчитывать же в нынешней нестабильной обстановке на всеобщую корректировку бюджетов в сторону увеличения наивно.

   Учитывая вышеизложенные факторы, можно сделать вывод о том, что негативные для нас тенденции рынка сохранятся в ближайшие месяцы. Лишних средств на дорогие покупки, в частности автомобили, у населения и организаций не предвидится. Спрос или «сожмется», или внимание покупателя переключится на более дешевые ценовые сегменты, где он сможет чувствовать себя более-менее комфортно.

   При этом потребление товаров роскоши не снизится. Те, кто мог приобрести часы за 20 тыс. USD, сумеет и сегодня изыскать деньги на удовлетворение своих желаний.

   Александр ПОТУПА, частный эксперт:

   — В Беларуси целые отрасли столкнулись с серьезнейшими проблемами при реализации продукции. Так, ожидается уход из страны ряда автодилеров. Некоторый спад происходит и на риэлтерском рынке: только за декабрь квадратный метр жилья подешевел на 5–10%.

   Произошло удорожание очень дешевых товаров (некоторые продовольственные добавили в цене 40–65%, дорогие, наоборот, дешевеют.

   Но падение стоимости тех же автомобилей не позволит избежать закручивания инфляции, основной толчок которой дала девальвация Br. Полагаю, что инфляция раза в два превысит прошлогоднюю.

   Бороться с ростом цен довольно сложно. Необходимо сжать спрос: отказаться от индексации, сократить объемы потребительского кредитования. Но «удавка» должна быть сбалансированной. В сдерживающих мерах важно не переусердствовать, иначе пострадают субъекты хозяйствования.

   Понятно, что население не сможет совершать прежнее число покупок, теперь люди вновь начнут брать только то, что действительно необходимо. Поэтому стоит ожидать серьезной конкуренции среди торговых площадок. Главная борьба развернется между гипермаркетами и ИП. Первые способны «задавить» скидками («сети», покупая значительные партии, платят по заниженным ценам), а также рассрочкой платежа — задержка выплат может составлять несколько месяцев. В то же время индивидуальные предприниматели гораздо оперативней реагируют на изменяющуюся обстановку, имеют больший опыт удовлетворения потребностей малообеспеченных граждан, число которых может заметно вырасти.

   Полагаю, что сложнее придется средним бутикам и интернет-торговле, которая, несмотря на всю перспективность, так и не набрала оборотов.

   Игорь УФИМЦЕВ, директор ООО «Энергия» (импортер чая «Ahmad»):

   — Наше правительство ведет себя довольно странно. В идеале его задача — сделать все, для того чтобы полки магазинов ломились от разнообразных товаров. В то же время импортеров, обеспечивающих значительную часть этого изобилия, в буквальном смысле слова пытаются выжить из страны.

   Ситуация усложнилась еще летом, после принятия постановления Минэкономики № 183, которым, в частности, были ограничены наценки, что лишило многих бизнесменов стимулов продолжать работу. В результате значительная часть импортеров, в т.ч. и мы, закончили год, мягко говоря, не слишком хорошо.

   В нынешнем году ситуация вряд ли улучшится. Скорее всего, бизнесу, ориентированному на ввоз товаров из-за рубежа, работать станет еще труднее. Мы уже серьезно пострадали из-за неожиданной девальвации, вызвавшей значительные потери по кредиторской задолженности. Кроме того, то один, то другой чиновник анонсирует введение «защитных» мер для отечественных предприятий. Вряд ли протекционизм по отношению к местным производителям приведет к их процветанию, такие шаги редко дают положительные результаты. В то же время ограничение импорта вполне может вызвать ответную реакцию со стороны стран-соседей. В итоге ущерб будет нанесен как отечественному товарному рынку, где может появится дефицит, так и производителям.

   Екатерина ЧИЖИК, индивидуальный предприниматель:

   — В настоящее время мы наблюдаем резкое сокращение спроса. Население после девальвации белорусского рубля поспешило конвертировать Br в USD. Причем «сбрасывать» валюту белорусы не спешат, стараясь сделать накопления на черный день.

   В итоге опустели торговые центры и вещевые рынки. Даже с учетом сезонного снижения покупательской активности пассивность покупателей налицо. Отказ наших граждан приобретать новые вещи может привести к разорению ряда индивидуальных предпринимателей. У большей части ИП нет резервов, чтобы переждать «лихие» времена.   Мы не знаем, как работать в дальнейшем, поэтому сегодня основная задача — просто выжить.

   Конечно, мы надеемся на предстоящий весенний сезон, на постоянных клиентов… Но хотелось бы получить помощь и со стороны государства. Например, в силах чиновников разрешить ИП наем хотя бы одного сотрудника, не являющегося родственником. В таком случае выиграли бы все. Это десятки тысяч дополнительных рабочих мест, рост экспорта (у многих моих коллег есть желание поставлять отечественную продукцию за рубеж, но нет физической возможности). Не сможет появиться дефицит на отдельные группы товаров, ведь ИП — очень мобильные «снабженцы».

   Михаил ЮРКЕВИЧ, директор компании «Дело вкуса» (продавец сувенирной продукции):

   — Сегодня происходит снижение корпоративного спроса. У нашей компании более ста постоянных крупных клиентов с бюджетом свыше 1 млн. USD — банки, сотовые операторы, крупные госпредприятия. То, что практически все они в настоящее время сокращают свои расходы, мы уже почувствовали — пакет заказов сузился примерно на 10%. Бизнесмены вынуждены экономить на «излишествах»: проведении различного рода мероприятий, корпоративов, праздников, уменьшают представительские расходы и т.д.

   Анализ ситуации последних полутора-двух месяцев дает основание прогнозировать только начало проблем компаний, работающих на рынке. В феврале будут окончательно сверстаны бюджеты предприятий, и, по нашим расчетам, расходы на подарки и увеселительные мероприятия сократятся минимум на треть. Доходы от продаж лишь одних сувениров «похудеют» с 15 млн. USD до 10 млн. Большинство мелких фирм, работающих в нашем секторе, просто закроются. Одновременно те, кто останется на плаву, в ближайшей перспективе смогут довольно быстро набрать обороты.

Антон БОЙКО, Эдуард ТРОШИН

Источник: http://www.neg.by/

 




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
    www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом