Новости

«План-52». Упорядочение совершенствования

Чиновники взахлеб хвалят принятую программу либерализации. Первая ее часть называется «План первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009г.». В нем 52 пункта, отсюда и название - «План-52». План согласован Совмином (13.01.2009г. N11/4) и администрацией президента (13.01.2009г. N09/5). Нацбанк для визирования почему-то не пригласили.

Ярослав РОМАНЧУК
Регуляторный позитив

Больше свободы лучше, чем меньше. Поэтому «План-52» лучше, чем все предыдущие программы пятилеток. В нем признается факт чрезмерной забюрократизированности и зарегулированности экономики, избыточность налоговой нагрузки, ущербность инвестиционного климата.

Экономический смысл дерегулирования понятен. Меньше бюрократии, меньше затрат бизнеса, больше шансов увеличить конкурентоспособность, больше бюджетных ресурсов на более важные цели. Если снять с органов госуправления обязанность регулировать и контролировать цены, ежегодно утверждать и переоформлять лицензии и разрешения, доводить планы по росту производства и отслеживать их выполнение, заниматься «добровольными» поборами и загонять производство, рекламу, продажи, платежи в номенклатурную матрицу, то бизнес и государство могли бы сэкономить порядка $5 млрд.

Это ресурсы, которые сегодня тратятся на содержание около 25 тыс. чиновников: зарплата, премиальные, здания и их обслуживание, транспорт, рабочие места и т.д. К издержкам относятся также затраты предприятий: бухгалтерия, юристы, время руководителей и персонала, средства на подготовку отчетов и выполнение приказов.

Но «План-52» далек от того, чтобы обеспечить такого рода регуляторную встряску. Хотя курс на «сокращение количества и упрощение административных процедур, совершаемых госорганами и организациями», продекларирован. Предлагается до 10 февраля исключить выдачу лицензионных карточек на транспортное средство, до 9 февраля сократить процедуры в сфере санитарного надзора не менее чем в 2 раза (с 17 до 8). Ожидается «сокращение срока рассмотрения заявки на сертификацию услуг с 10 до 5 дней органом сертификации услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств». Промпредприятия порадует то, что до 2 марта будут увеличены до 3 лет сроки действия «межпроверочных интервалов испытательного оборудования, надежных измерительных инструментов и нестандартного оборудования». Процедуры согласования и утверждения техусловий на продукцию собственного производства обещают сократить с 3 до 1 месяца. До 5 лет будут увеличены сроки действия «удостоверения о государственной гигиенической регистрации на серийно выпускаемую продукцию» (до 6 февраля).

Строители и турфирмы могут ликовать: до 20 марта ожидается «переход от обязательной к добровольной сертификации строительных и туристических услуг». Нефтехим обрадует обещание проработать (в более ранней версии - «снять») отмену ограничений на строительство и эксплуатацию АЗС (до 27 июля).

Налоговый конструктив

Можно приветствовать и отмену целого ряда налогов. Однако настораживает то, что в утвержденном МВФ меморандуме, который был согласован с белорусскими властями, в 2009г. предусмотрены расходы консолидированного бюджета в объеме 48,9% ВВП. Это немногим меньше, чем в 2008г. Значит, цена всех обозначенных в «Плане-52» налоговых сокращений будет минимальной - менее $700 млн. Либо для наполнения бюджета могут быть увеличены ставки существующих налогов, либо введены некие особые антикризисные платежи.

Авторы «Плана-52», похоже, не вникали в эти противоречия, когда обещали отменить налог с продаж и налог на услуги (до 31 июля), оборотный сельхозналог (1%), налог на приобретение автотранспортных средств, мелкие местные налоги. На этапе согласования проекта «Плана-52» было предложено отменить нормирование для налогообложения расходов на рекламно-маркетинговые, консультационные и информационные услуги, включаемые в состав затрат по производству и реализации товаров и услуг. Сделать это нужно было давно, но либеральный порыв утонул в трясине согласований: в окончательном варианте обещано всего лишь «проработать вопрос».

Отметим обещание внести корректировку в общую часть Налогового кодекса, чтобы все трактовки несоответствий законодательства были в пользу налогоплательщика (до 31 июля).

Законодательный вакуум

«План-52» пестрит привычными клише: «совершенствовать», «упорядочить», «скорректировать», «оптимизировать». Например, «совершенствование исчисления и уплаты таможенной пошлины» до 20 марта. Порядок «очередности осуществления платежей с текущих (расчетных) счетов юрлиц и ИП» будет «усовершенствован» до 23 февраля.

«Совершенствование и усиление мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках», обещано до 14 мая. Как это стыкуется с агрессивной программой импортозамещения, понять трудно. До 2 апреля будет, очевидно, завершено «совершенствование порядка осуществления деятельности на рынке ценных бумаг». Увы, нет у нас этого рынка, и после такого обещания он едва появится.

Туманным выглядит тезис об освобождении цен: п.25 плана сулит до 10 июня «расширение сферы применения свободных цен (тарифов), торговых надбавок». Но какие конкретно товарные группы будут отпущены в свободное плавание?

Непонятно, какое отношение к либерализации имеет п.27 о «совершенствовании порядка подготовки и рассмотрения инвестиционных договоров с РБ». Впечатляет п.30: «Переход к конкурсной форме размещения заданий по кредитованию банками проектов в рамках госпрограмм». Расплывчато и обещание упростить порядок «исчисления амортизационных отчислений и формирования амортизационных фондов».

Рабочий график

В ноябре 2008г. численность работников, переведенных на неполный рабочий день по инициативе нанимателя, выросла до 14,5 тыс. человек - в 2,4 раза по сравнению с октябрем 2008г. В ноябре по инициативе нанимателя в вынужденные отпуска было направлено в целом по промышленности 13,5 тыс. человек - в 3,3 раза больше по сравнению с октябрем. С учетом прогноза сокращения объема промпроизводства в I квартале на 7-10% под угрозой оказывается более 100 тыс. рабочих мест.

Спасение рынка труда авторы «Плана-52» видят в «расширении возможности самозанятости населения путем дополнения перечня видов ремесленной деятельности, а также предоставления права физлицу привлекать для осуществления ремесленной деятельности не более одного физлица в качестве помощников (подмастерьев)» (до 3 марта). Осталось расширить перечень сфер деятельности умельцев до уровня ИП - и к концу 2009г. число ремесленников может вырасти до 50 тыс.

Вплоть до морепродуктов

В порыве либерализации авторы «Плана-52» не обидели директорат. Документ предлагает «сокращение ограничений, влияющих на размеры премий, надбавок руководителям организаций (упрощение системы оплаты труда)» (до 12 марта). Руководители госпредприятий наверняка воспользуются и нормой, предусмотренной п.39: «Расширение прав нанимателя по определению перечня и размера включаемых в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) выплат стимулирующего характера работникам коммерческих организаций независимо от формы собственности».

Странным образом в «Плане-52» оказалось положение о снятии до 20 марта 2009г. «ограничений на импорт рыбы свежемороженой, а также морепродуктов (за исключением переработанных)». После неудачного эксперимента с монополизацией данного рынка управделами президента решило впустить на него новых игроков. Почему на месте рыбы не оказались компьютеры, книги, автомобили, тысячи других товаров?

Далеко от либерализма положение п.43 о госфинансировании программ поддержки малого и среднего предпринимательства, в т.ч. в виде льготных кредитов банков и гарантирования возвратов таких кредитов. «Установление доли малых и средних предприятий в закупках товаров (работ, услуг) для госнужд» также может вылиться в кумовство и коррупцию. Никакого отношения к либерализации не имеет «законодательное закрепление правового статуса холдинга, порядка его создания и условий функционирования» до 31 сентября 2009г.

До 27 сентября декларируется создание и функционирование белорусских венчурных «кампаний» (орфография оригинала). Опять по приказу правительства будут создаваться т.н. «структуры рыночной экономики». До 22 апреля планируется «разработка единого порядка проведения контрольной и надзорной деятельности»; «совершенствование механизма применения мер ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности».

 

«План-52» - программа мягких градуалистских реформ, в которой за словом «либерализация» кроются старые механизмы власти, традиционная защита интересов госслужащих и привычные способы распределения госресурсов. Во всем документе нет ни одного упоминания приватизации. Либерализация на старте? Увы, пока это скорее фальстарт.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

16.04.2024Противоалкогольное кодирование с психотерапевтическим сопровождением-Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии УЗ
Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии УЗ предлагает оказание наркологической помощи анонимно в стационаре

16.04.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

15.04.2024Пройти комплексное обследование сердечно-сосудистой системы в Витебском областном клиническом кардиологическом центре
Витебский областной клинический кардиологический центр предлагает пройти кардиологическое обследование

15.04.2024Резиновые покрытия Rubtex® — современное и экологичное покрытие
Резиновая плитка Rubtex из резиновой крошки совсем недавно появилась на рынке в Беларуси

14.04.2024Житковичский лесхоз
Житковичский лесхоз производитель пеллетов в Республике Беларусь


10 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация