Новости

«План-52». Упорядочение совершенствования

Чиновники взахлеб хвалят принятую программу либерализации. Первая ее часть называется «План первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009г.». В нем 52 пункта, отсюда и название - «План-52». План согласован Совмином (13.01.2009г. N11/4) и администрацией президента (13.01.2009г. N09/5). Нацбанк для визирования почему-то не пригласили.

Ярослав РОМАНЧУК
Регуляторный позитив

Больше свободы лучше, чем меньше. Поэтому «План-52» лучше, чем все предыдущие программы пятилеток. В нем признается факт чрезмерной забюрократизированности и зарегулированности экономики, избыточность налоговой нагрузки, ущербность инвестиционного климата.

Экономический смысл дерегулирования понятен. Меньше бюрократии, меньше затрат бизнеса, больше шансов увеличить конкурентоспособность, больше бюджетных ресурсов на более важные цели. Если снять с органов госуправления обязанность регулировать и контролировать цены, ежегодно утверждать и переоформлять лицензии и разрешения, доводить планы по росту производства и отслеживать их выполнение, заниматься «добровольными» поборами и загонять производство, рекламу, продажи, платежи в номенклатурную матрицу, то бизнес и государство могли бы сэкономить порядка $5 млрд.

Это ресурсы, которые сегодня тратятся на содержание около 25 тыс. чиновников: зарплата, премиальные, здания и их обслуживание, транспорт, рабочие места и т.д. К издержкам относятся также затраты предприятий: бухгалтерия, юристы, время руководителей и персонала, средства на подготовку отчетов и выполнение приказов.

Но «План-52» далек от того, чтобы обеспечить такого рода регуляторную встряску. Хотя курс на «сокращение количества и упрощение административных процедур, совершаемых госорганами и организациями», продекларирован. Предлагается до 10 февраля исключить выдачу лицензионных карточек на транспортное средство, до 9 февраля сократить процедуры в сфере санитарного надзора не менее чем в 2 раза (с 17 до 8). Ожидается «сокращение срока рассмотрения заявки на сертификацию услуг с 10 до 5 дней органом сертификации услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств». Промпредприятия порадует то, что до 2 марта будут увеличены до 3 лет сроки действия «межпроверочных интервалов испытательного оборудования, надежных измерительных инструментов и нестандартного оборудования». Процедуры согласования и утверждения техусловий на продукцию собственного производства обещают сократить с 3 до 1 месяца. До 5 лет будут увеличены сроки действия «удостоверения о государственной гигиенической регистрации на серийно выпускаемую продукцию» (до 6 февраля).

Строители и турфирмы могут ликовать: до 20 марта ожидается «переход от обязательной к добровольной сертификации строительных и туристических услуг». Нефтехим обрадует обещание проработать (в более ранней версии - «снять») отмену ограничений на строительство и эксплуатацию АЗС (до 27 июля).

Налоговый конструктив

Можно приветствовать и отмену целого ряда налогов. Однако настораживает то, что в утвержденном МВФ меморандуме, который был согласован с белорусскими властями, в 2009г. предусмотрены расходы консолидированного бюджета в объеме 48,9% ВВП. Это немногим меньше, чем в 2008г. Значит, цена всех обозначенных в «Плане-52» налоговых сокращений будет минимальной - менее $700 млн. Либо для наполнения бюджета могут быть увеличены ставки существующих налогов, либо введены некие особые антикризисные платежи.

Авторы «Плана-52», похоже, не вникали в эти противоречия, когда обещали отменить налог с продаж и налог на услуги (до 31 июля), оборотный сельхозналог (1%), налог на приобретение автотранспортных средств, мелкие местные налоги. На этапе согласования проекта «Плана-52» было предложено отменить нормирование для налогообложения расходов на рекламно-маркетинговые, консультационные и информационные услуги, включаемые в состав затрат по производству и реализации товаров и услуг. Сделать это нужно было давно, но либеральный порыв утонул в трясине согласований: в окончательном варианте обещано всего лишь «проработать вопрос».

Отметим обещание внести корректировку в общую часть Налогового кодекса, чтобы все трактовки несоответствий законодательства были в пользу налогоплательщика (до 31 июля).

Законодательный вакуум

«План-52» пестрит привычными клише: «совершенствовать», «упорядочить», «скорректировать», «оптимизировать». Например, «совершенствование исчисления и уплаты таможенной пошлины» до 20 марта. Порядок «очередности осуществления платежей с текущих (расчетных) счетов юрлиц и ИП» будет «усовершенствован» до 23 февраля.

«Совершенствование и усиление мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках», обещано до 14 мая. Как это стыкуется с агрессивной программой импортозамещения, понять трудно. До 2 апреля будет, очевидно, завершено «совершенствование порядка осуществления деятельности на рынке ценных бумаг». Увы, нет у нас этого рынка, и после такого обещания он едва появится.

Туманным выглядит тезис об освобождении цен: п.25 плана сулит до 10 июня «расширение сферы применения свободных цен (тарифов), торговых надбавок». Но какие конкретно товарные группы будут отпущены в свободное плавание?

Непонятно, какое отношение к либерализации имеет п.27 о «совершенствовании порядка подготовки и рассмотрения инвестиционных договоров с РБ». Впечатляет п.30: «Переход к конкурсной форме размещения заданий по кредитованию банками проектов в рамках госпрограмм». Расплывчато и обещание упростить порядок «исчисления амортизационных отчислений и формирования амортизационных фондов».

Рабочий график

В ноябре 2008г. численность работников, переведенных на неполный рабочий день по инициативе нанимателя, выросла до 14,5 тыс. человек - в 2,4 раза по сравнению с октябрем 2008г. В ноябре по инициативе нанимателя в вынужденные отпуска было направлено в целом по промышленности 13,5 тыс. человек - в 3,3 раза больше по сравнению с октябрем. С учетом прогноза сокращения объема промпроизводства в I квартале на 7-10% под угрозой оказывается более 100 тыс. рабочих мест.

Спасение рынка труда авторы «Плана-52» видят в «расширении возможности самозанятости населения путем дополнения перечня видов ремесленной деятельности, а также предоставления права физлицу привлекать для осуществления ремесленной деятельности не более одного физлица в качестве помощников (подмастерьев)» (до 3 марта). Осталось расширить перечень сфер деятельности умельцев до уровня ИП - и к концу 2009г. число ремесленников может вырасти до 50 тыс.

Вплоть до морепродуктов

В порыве либерализации авторы «Плана-52» не обидели директорат. Документ предлагает «сокращение ограничений, влияющих на размеры премий, надбавок руководителям организаций (упрощение системы оплаты труда)» (до 12 марта). Руководители госпредприятий наверняка воспользуются и нормой, предусмотренной п.39: «Расширение прав нанимателя по определению перечня и размера включаемых в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) выплат стимулирующего характера работникам коммерческих организаций независимо от формы собственности».

Странным образом в «Плане-52» оказалось положение о снятии до 20 марта 2009г. «ограничений на импорт рыбы свежемороженой, а также морепродуктов (за исключением переработанных)». После неудачного эксперимента с монополизацией данного рынка управделами президента решило впустить на него новых игроков. Почему на месте рыбы не оказались компьютеры, книги, автомобили, тысячи других товаров?

Далеко от либерализма положение п.43 о госфинансировании программ поддержки малого и среднего предпринимательства, в т.ч. в виде льготных кредитов банков и гарантирования возвратов таких кредитов. «Установление доли малых и средних предприятий в закупках товаров (работ, услуг) для госнужд» также может вылиться в кумовство и коррупцию. Никакого отношения к либерализации не имеет «законодательное закрепление правового статуса холдинга, порядка его создания и условий функционирования» до 31 сентября 2009г.

До 27 сентября декларируется создание и функционирование белорусских венчурных «кампаний» (орфография оригинала). Опять по приказу правительства будут создаваться т.н. «структуры рыночной экономики». До 22 апреля планируется «разработка единого порядка проведения контрольной и надзорной деятельности»; «совершенствование механизма применения мер ответственности при осуществлении предпринимательской деятельности».

 

«План-52» - программа мягких градуалистских реформ, в которой за словом «либерализация» кроются старые механизмы власти, традиционная защита интересов госслужащих и привычные способы распределения госресурсов. Во всем документе нет ни одного упоминания приватизации. Либерализация на старте? Увы, пока это скорее фальстарт.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

17.04.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

17.04.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

17.04.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма

17.04.2024Продукция предприятия – отливки по чертежам заказчика
«ГОМЕЛЬСКИЙ ЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД «ЦЕНТРОЛИТ» – крупнейшее предприятие Беларуси, специализирующееся на производстве литых изделий из серого и высокопрочного чугуна

17.04.2024Оздоровительный центр функционирует в круглосуточном круглогодичном режиме.
Оздоровительный центр Брестского отделения Белорусской железной дороги РУП


9 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация