Новости

СВЕСТИ КОНЦЫ С КОНЦАМИ

Закон «О республиканском бюджете на 2009г.» был окончательно принят 13 ноября 2008г. В неизменном виде он не прожил даже десяти дней нового, 2009г. Уже в первую неделю президент страны принял указ о внесении в него изменений. Республиканский бюджет приказано сделать бездефицитным: расходы должны быть сокращены на Br2,8 трлн. Это 1,8% ВВП, рассчитанного по цифрам старого бюджета. На самом деле цифры будут совершенно иные. Предстоит кардинальный пересмотр доходной и расходной частей консолидированного бюджета. Не исключено, что расходную часть нужно будет сокращать до 10-15% ВВП.

Ярослав РОМАНЧУК

Дело в том, что макроэкономический фундамент Беларуси радикально изменился. Закон о бюджете на 2009г. принимался из расчета курса Br2125 на конец 2009г., роста реальной зарплаты на 17,6%, цены на газ в $140 за 1 тыс. куб. м, инфляции 10% в год и прироста ВВП на 10%. Сегодня страны с такими показателями нет. Есть другая Беларусь - нервная, мечущаяся и страшно неуверенная в будущем.

Когда лучше жевать, чем считать

Удержать бездефицитный бюджет в период жесткого структурного, валютного кризиса и создания институтов рыночной экономики - поистине геройский поступок. Это декларация резкого, небывалого в истории Беларуси ужесточения фискальной политики.

Сегодня нет человека, который мог бы точно спрогнозировать доходную часть бюджета. Проблема не в некомпетентности чиновников или отсутствии формул для расчета, просто база для расчета доходной части бюджета находится в состоянии чрезвычайной волатильности. Цены на нефть, нефтяные продукты, удобрения, химические товары неустойчивы. Спрос на металлы, грузовики, тракторы и другие инвестиционные товары падает. Январский всплеск спроса на электронику, мебель, ковры и прочие предметы импорта был, очевидно, последним криком потребительского бума.

В 2009г. база для налогообложения будет существенно уже той, которую использовало правительство для фискального планирования на этот год. В законе о бюджете, принятом в ноябре 2008г., доходы консолидированного бюджета запланированы в размере Br72,7 трлн. По курсу 2008г. это было $34,2 млрд. В январе 2009г. в долларовом эквиваленте эта сумма превратилась в $27,4 млрд. - на $6,8 млрд. меньше. До президентской корректировки в начале января расходы были запланированы в размере Br75,5 трлн. После девальвации эти $35,5 млрд. превратились в $28,5 млрд. Учитывая состояние платежного баланса, рост цен на энергоресурсы, удорожание кредитных ресурсов, падение спроса внутреннего рынка, проблемы с привлечением иностранных инвестиций, можно смело прогнозировать, что это не последняя девальвация года. Значит, реальная покупательная способность бюджетных ресурсов будет еще меньше.

Не Нацбанком единым

В условиях тотальной неопределенности верстать очередной закон о бюджете с обязательными цифрами бессмысленно. Главное, придерживаться определенных правил финансовой дисциплины. Не столь важны доходы бюджета - главное, чтобы расходы не стали больше. Поэтому указ президента задает важный макроэкономический императив. Выполнить его будет очень сложно.

Минфин уже приступил к ревизии закона о бюджете на 2009г. К марту документ должен быть похож на реалистичный план доходов и расходов страны. Сегодня межведомственная бюджетная грызня накаляется: каждая отрасль старается перетянуть одеяло на себя. Правительством определено столько приоритетов, принято столько инвестиционных программ, что на всех не хватит.

В этих межведомственных номенклатурных склоках здравый смысл и холодный расчет сохраняют только два ведомства: администрация президента и Нацбанк. Александр Лукашенко взял на себя личную ответственность за состояние экономики, общества, бизнеса и страны в целом. Поэтому он даже в рождественскую ночь бил в набат, призывая людей к мобилизации. Однако созданная им вертикаль, обросшая горизонтальными связями разного свойства, не создана как механизм быстрого реагирования и антикризисного управления.

Нацбанк тоже на острие кризиса. Сделать из него стрелочника очень легко. Инфляция около 15% - это Нацбанк печатает «свежие» денежные банкноты. Обвал рубля - опять стрелы летят в Нацбанк. Резко ограничили возможности оплаты контрактов по импорту - виноват снова он. На Нацбанк легко повесить и дорогие кредиты, и дефицит банковской ликвидности, и отток сбережений.

Нет сомнений, что Нацбанк несет большую ответственность за состояние экономики. Однако самое время обратить внимание на поведение Совмина, Минэкономики и Минфина. Именно они должны были объяснять людям, почему рубль обвалился. Именно они должны были еще в декабре принять антикризисную программу и провести глубокую ревизию бюджета. Вместо конкретных дел Совмин и его структуры тратят время на бесконечные заседания, бессмысленные и бесплодные посиделки.

Как показал январь, первыми от новой макроэкономической реальности пострадают бюджетники. Даже если в номинальном выражении им на 10% повысят зарплату, все равно при инфляции более 20% и прогнозируемой девальвации до конца года до Br4000 за $1 уровень их жизни резко снизится. То же самое ожидает пенсионеров. В 2009г. число живущих за чертой бедности может удвоиться и достигнуть 25% населения. Если не принять четкого плана реструктуризации (банкротства, приватизации и санации), число просителей бюджетной помощи резко увеличится.

 
Миллиард туда, миллиард сюда

Не только республиканский, но и консолидированный бюджет необходимо глубоко секвестрировать. Выполнение указа президента о бездефицитном бюджете возможно только в случае четкого определения несеквестируемых статей расходов. Логично отнести сюда пенсии, социальные пособия, выплаты по безработице, образование, здравоохранение, а также деньги на суды, милицию и армию. Все остальное нужно секвестрировать, а многие статьи поддержки конкретных предприятий и секторов вообще ликвидировать. Например, в консолидированном бюджете на поддержку национальной экономики предусмотрено Br19,1 трлн. Сохранив расходы на дорожное, жилищное строительство и ЖКХ, мы сможем сэкономить около Br10 трлн.

Снятие с органов госуправления функций ценорегулирования, контроля за каждым шагом бизнеса (после либерализации делового климата) позволит сэкономить на общегосударственных расходах (сокращение чиновников, ликвидация расходов на содержание инфраструктуры для них, резкое сокращение контрольных органов и т.д.) еще $3-4млрд. в зависимости от глубины административной реформы. От либерализации делового климата, законодательного оформления рыночных институтов сам бизнес сэкономит до 15% операционных затрат, т. е. около $7 млрд. Если же правительство запустит системные реформы, восстановит доверие власти, прогарантирует права собственности и позволит предприятиям и предпринимателям активно участвовать в приватизации, то в стране только из внутренних источников может появиться $6-8 млрд.

Вот где ресурсы для реализации программы антикризисных мер! Эти источники гораздо надежнее и перспективнее, чем зарубежные кредиты или выжимание последних соков из предприятий и бизнеса административными методами. К сожалению, правительство в процессе активного диалога с директорами предприятий ищет выход именно в министерском междусобойчике. С таким подходом бездефицитного бюджета Беларуси не видать.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом