Новости

Читайте между строк

Будущее белорусских производителей зависит от их способности в кратчайшие сроки разработать новые виды продукции и найти альтернативные рынки.

 
Александр АЛЕСИН
 

Оценивая итоги работы Минского автомобильного завода в 2008 г., финансовый директор ПО "БелавтоМАЗ" Олег Юшко в интервью агентству БЕЛТА заявил незадолго до новогодних праздников: "Несмотря на влияние мирового финансового кризиса, темп производства товарной продукции по году ожидается на уровне 114,6%". На 2009 г. планируется рост основных производственных показателей завода по сравнению с 2008 г.

 
Глядя назад с оптимизмом.
 

Данные о поставках за рубеж отечественной автотехники за 10 месяцев минувшего года вроде бы дают основания для такого оптимизма. Всего c января по октябрь 2008 г. из Беларуси было экспортировано 6.909 седельных тягачей (в подавляющем большинстве марки МАЗ), что на 11,1% больше, чем за аналогичный период 2007 г. Из них в Россию поступило 5.399 шт. (на 8,9% больше прошлогоднего), что составило более 78,14% от всех поставок за пределы РБ. В денежном выражении за счет увеличения цены совокупный рост экспортных поставок седельников выглядит еще более впечатляющим — 38,3%. Лишь немногим меньше (+35,2%) оказался рост выручки от продаж на российском рынке.

 

Чуть хуже обстоят дела с отгрузкой на внешний рынок белорусских грузовых автомобилей (9/10 которых также производится на МАЗе): за 10 месяцев 2008 г. их было продано за границу 10.800 шт. (на 4,9% меньше прошлогоднего). В Россию в том числе было отгружено 7.614 шт. (-3,5%), или 70,5% от количества заграничных продаж грузовых авто. Однако динамика показателей экспорта в валюте выглядят вполне пристойно: +18,6% суммарно и +20,3% для РФ.

 

Однако количественно определить величину производственных достижений одного из флагманов отечественной индустрии в 2009 г. представитель его руководства оказался не готов. Причина, по его словам, в том, что у большинства потенциальных потребителей продукции автозавода, прежде всего российских, сегодня отсутствуют собственные денежные ресурсы, а возможностей взять кредит на приемлемых условиях практически нет, в связи с чем на МАЗе ожидают урегулирования финансового рынка России. От этого будет зависеть прогноз работы предприятия как на ближайшие кварталы, так и на весь 2009 г.

 

Осторожность гоcподина Юшко становится понятной, если сравнить динамику поставок белорусской автотехники в РФ в первом и втором полугодиях 2008 г. Расчеты показывают, что в период с января по июнь в Россию ежемесячно в среднем отгружался 561 тягач. А с июля по октябрь — только 508. И хотя официальной статистики об экспорте за ноябрь и декабрь еще нет, можно говорить о явном уменьшении поставок "траков". Тем более что, по предварительной информации, в ноябре и декабре произошло дальнейшее сокращение сбыта. Аналогичные показатели для грузовых автомобилей составили 799 и 704 единицы соответственно.

 

Признают в дирекции МАЗа и значительный рост запасов готовой продукции, которые уже достигли среднемесячного объема производства, что, опять же, связано в первую очередь со снижением покупательной способности субъектов хозяйствования в России и Украине. Согласно официальной статистике, по состоянию на 1 декабря 2008 г. относительно уровня 1 декабря 2007 г. количество грузовых автомобилей на складах и отгрузочных площадках увеличилось на 165%, автобусов — на 56,3%, автомобильных прицепов и полуприцепов — на 46,1%.

 
"Битый" "битого" не повезет.
 

Между тем развитие ситуации в российской экономике показывает, что белорусским предприятиям (и МАЗу в частности) вряд ли удастся благополучно переждать происходящее там падение платежеспособного спроса на большинство видов выпускаемой ими продукции. Тем более что даже среди авторитетных экспертов не существует единодушия относительно того, как долго будет свирепствовать кризис на постсоветском пространстве и в России в частности.

 

По мнению министра промышленности и торговли РФ Виктора Христенко, период спада спроса и стагнации для автомобильной промышленности страны продлится до середины 2010 г. Основанием для подобных заявлений послужили последние статданные о работе российского автопрома. В соответствии с ними производство грузовых автомобилей в ноябре по сравнению с октябрем упало на 42,2%, а по сравнению с ноябрем прошлого года — на 58,1%. Автобусов за последний осенний месяц произведено на 28% меньше, чем в октябре, и на 55,8% меньше, чем в ноябре 2007 г.

 

В связи с продолжающимся сокращением объемов сбыта 19 декабря 2008 г. был остановлен главный конвейер Камского автозавода, а большинство его сотрудников было отправлено в отпуск до 19 января 2009 г. Это уже вторые вынужденные каникулы у коллектива КамАЗа. Первые длились с 24 ноября по 7 декабря (причем до этого, с октября, предприятие работало 4 дня в неделю). В результате в декабре было собрано всего 850 грузовиков. Для сравнения: в благополучном августе выпуск составил 5.200 машин. Если события и дальше будут развиваться по такому сценарию, то уже в январе 2009 г. 6 тыс. работников Камского автозавода могут потерять рабочие места.

 

Заметно хуже обстоят дела в ОАО "Автомобильный завод "Урал", входящем в Группу ГАЗ. По данным руководства ОАО, в IV квартале 2008 г. падение производства на этом предприятии составило 70% по сравнению со средним показателем выпуска в предыдущих кварталах 2008 г. (1,46 тыс. грузовиков против 4,56 тыс.). Предполагается, что в 2009 г. объемы производства на "Урале" уменьшатся на 40% по сравнению с предыдущим годом. А сокращение численности персонала по сравнению с октябрем 2008 г. в 2009 г. может составить 1.700 человек.

 

Далеко не на полную мощность работают конвейеры и на Горьковском автозаводе, одном из ведущих предприятий Группы ГАЗ. Там еще в октябре дважды останавливалась сборка грузовых автомобилей, а рабочие отправлялись в отпуск. Сейчас завод ввел трехдневную рабочую неделю и уменьшил месячный план выпуска до 600 машин вместо обычных 1.000. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от количества заказов. В перспективе не исключается и сокращение работников.

 

О важности автомобильной отрасли для всей экономики РФ говорят цифры, приведенные В. Христенко: в этом секторе народного хозяйства только напрямую занято около 1,5 млн. человек. А если включить в это число еще смежников и поставщиков, то, согласно расчетам некоторых экспертов, цифра "кормящихся" вокруг автопрома вообще выглядит впечатляющей — до 18-20 млн. человек.

 

Немаловажно и то, как заявил В. Христенко, что в последние годы и российские, и зарубежные инвесторы вложили в автопроекты порядка 6 млрд. USD. "И сегодня важно минимизировать риски для этих инвесторов".

 
Спасти любой ценой.
 

Понятно, что, принимая во внимание все эти обстоятельства, руководство России не могло оставить без внимания беды автомобильной промышленности. 16 декабря 2008 г. Владимир Путин в Набережных Челнах, где расположился "градообразующий" КамАЗ, провел совещание высших чинов правительства с директорами крупнейших предприятий, на котором представил план спасения российского автопрома.

 

По мнению премьер-министра, основная причина всех проблем автомобилестроителей — резкий спад спроса на их продукцию со стороны населения и коммерческих покупателей. С целью поддержания объемов продаж отечественных автозаводов В. Путин внес предложение расходовать государственные финансы исключительно на закупку автотехники, произведенной в России. Помимо бюджетных ресурсов, на эти цели должны пойти также средства естественных монополий и крупнейших частных компаний. "Сегодня, когда наши производители вынуждены сокращать производство, считаю абсолютно недопустимым расходовать деньги на приобретение импортных машин", — заявил В. Путин.

 

А посему федеральные органы власти должны потратить дополнительно выделяемые им в 2009 г. на обновление парка социальных органов, милиции, Минобороны и МЧС 12,5 млрд. RUB исключительно на закупку отечественной автотехники. Государство также обещает содействовать автопроизводителям в размещении в 2009 г. облигаций в объеме до 60 млрд. USD. Для повышения привлекательности этих бумаг под них будут предоставлены госгарантии, а для банков, выкупивших эти облигации, открыто рефинансирование со стороны Центробанка РФ.

 

Лизинговым компаниям будут открыты кредитные линии в объеме 43 млрд. RUB на срок до трех лет и по ставке не выше ставки рефинансирования ЦБ. В числе прочих мер было названо также введение с 1 января 2009 г. механизма ускоренного возврата НДС, уплачиваемого поставщиком при производстве продукции на экспорт, что должно дать дополнительные оборотные средства предприятиям отрасли. В. Путин также дал понять, что решение правительства о повышении пошлин на новые и подержанные иномарки, которое вступает в силу с 12 января 2009 г., окончательное и пересмотру не подлежит.

 

Характеризуя с финансовой стороны план спасения автопрома, предложенный премьер-министром, замминистра финансов Александр Новак оценил его почти в 230 млрд. RUB (более 8 млрд. USD), из которых более 50 млрд. RUB — это прямая господдержка и еще 173 млрд. USD будут израсходованы на кредитование отрасли и обеспечение лизинговых схем.

 

Во исполнение решений В. Путина Минэкономразвития и Мин-промторг сразу же подготовили совместный приказ, согласно которому российские производители, в том числе автомобилей, получат ценовые преференции в конкурсах по госзакупкам. Они смогут побеждать в тендерах, даже если их продукция (при равном качестве) будет на 15% дороже, чем у иностранных производителей.

 

Из федерального бюджета запланировано дополнительно выделить 20 млрд. RUB на закупку транспортных средств и спецтехники для муниципальных образований. По словам министра регионального развития РФ Виктора Басаргина, эти средства будут затрачены на приобретение автобусов для транспортного обслуживания, техники для нужд коммунального хозяйства и дорожно-строительной техники. Условие для получателей средств одно: все машины должны быть произведены на территории Российской Федерации.

 

И как заявил не так давно первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве России Владислав Путилин, государство выделит почти 50 млрд. RUB для компенсации предприятиям, выполняющим оборонный заказ, потерь, понесенных в результате мирового финансового кризиса. В число получателей этой помощи войдут и автозаводы, так как в ближайшие три года в рамках гособоронзаказа наряду с "Тополями" и "Искандерами" планируется закупить также 52 тыс. единиц автотехники.

 

И наконец, в последние дни 2008 г. Правительство РФ опубликовало список 295 предприятий и компаний, которые имеют право на получение финансовой господдержки, направленной на смягчение последствий кризиса. Автомобилестроение представлено в нем пятью наиболее заметными холдингами: АвтоВАЗ, Sollers, АМО "ЗИЛ", КамАЗ и "Русские машины", включая ГАЗ.

 
Делать выводы и действовать.
 

Анализируя весь этот впечатляющий набор протекционистских мер, даже не посвященному в хитросплетения экономики человеку нетрудно понять, что результатом их реализации станет существенное сокращение продаж изделий Минского автозавода на российском рынке. И надежды его руководства, что все само собой "урегулируется", беспочвенны.

 

Необходимо срочно искать новые продуктовые ниши как в самой России, так и (что важнее всего) на альтернативных рынках. Предлагать покупателю именно то, что востребовано в нынешних условиях. Одним словом, "спасение утопающих — дело рук самих утопающих".

 

Комментируя тенденции, набирающие силу на рынке коммерческих автомобилей РФ, генеральный директор Камского автозавода (который имеет право на все преференции) Сергей Когогин в одном из интервью заявил, что еще недавно "покупатели чуть ли не по полгода стояли в очереди на нашу продукцию". За два года такой сладкой жизни и производственники, и продавцы, и менеджеры почувствовали себя вольготно. Тем болезненнее оказалось резкое падение спроса.

 

Учитывая всеобъемлющий характер наступившего кризиса, непредсказуемость его глубины и продолжительности, сегодня уже нельзя пассивно ожидать прихода клиента, а следует идти за ним, повышая качество продукции и совершенствуя сервис. От себя добавим, что данная рекомендация в полной мере относится и к белорусским производителям коммерческой автотехники, включая Минский автозавод.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация