Новости

Неконституционная эстетика

Последняя эпопея со сносом киосков показала, что в погоне за эстетикой минские власти не следуют ни закону, ни здравой логике.

 
Валерий ФАДЕЕВ
 

Для начала нелишним будет напомнить правовую историю существования киосков, расположенных на остановочных пунктах. В решении Минского горисполкома от 4 сентября 2003 г. № 1563 "О функционировании объектов мелкорозничной торговой сети" со ссылкой на Указ от 23 апреля 2003 г. № 165 об утверждении генплана г. Минска в качестве первоочередной задачи в организации мелкорозничной торговли объявлен поэтапный переход к "формам и методам, отвечающим современным требованиям, направленным на улучшение эстетического уровня городской среды, обеспечивающим создание необходимых условий для обслуживающего персонала, продавцов и потребителей".

 

Тут несколько озадачивает "нумерация" поставленных задач: на первое место вместо улучшения торгового обслуживания населения, как видим, поставлено улучшение "эстетического уровня".

 

В решении горисполкома от 16 декабря 2004 г. № 2608 администрациям районов поручено до 1 февраля 2008 г. разработать и утвердить графики замены существующих остановочных комплексов с киосками на навесы без встроенных киосков с учетом заключения комитета архитектуры. В это решение 8 ноября 2007 г. вносятся изменения и, в частности, поручается Комитету архитектуры и градостроительства до 10 января 2008 г. представить администрациям районов г. Минска заключение о соответствии существующих остановочных комплексов с киосками эстетическим требованиям; а до 1 января 2008 г. требовалось внести предложения по местам размещения объектов, реализующих печатную и билетную продукцию.

 

Вот тут возникают какие-то дилетантские сомнения. Во-первых, коль уж вы решили снести киоски и дали срок, то для чего нужно "заключение о соответствии эстетическим требованиям"? Или вы не уверены в своих решениях? Во-вторых, объекты, реализующие печатную и билетную продукцию, похоже, остаются. А ведь это — госсобственность. Значит, положения ст. 13 Конституции Беларуси о равенстве форм собственности в данном случае не работают?

 

Впрочем, "выключенными" городскими чиновниками оказались и другие нормы Основного Закона страны, а также Гражданского кодекса.

 

Так, ст. 120 Конституции гласит: "Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов". Учтены ли здесь интересы "населения, поживающего на соответствующей территории"? Не из той ли это оперы, как в Могилеве, где снесли мини-рынок "Криница" в микрорайоне Соломинка, а местный референдум по этому поводу не разрешили провести? Видимо, таким образом у нас проводится дебюрократизация экономики.

 

Вернемся к ст. 13 Конституции. А где же закрепленная ею "защита права собственности"? В указанных решениях нет ни слова о компенсации владельцам киосков. Между тем, помимо стоимости самих киосков, есть и другой ущерб: потеря работы, доходов, невозмещенные затраты на обустройство остановок и т. д. Более того, сколько раз предпринимателей заставляли менять эти киоски как раз в "эстетических" целях. Как же нормы ГК РБ о возмещении убытков?

 

Применительно к нашей ситуации нельзя не вспомнить о ст. 124 ГК, согласно которой Беларусь и ее административно-территориальные единицы участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с гражданами и юридическими лицами. Однако как часто в таких отношениях государственные органы "забывают" о равенстве прав и действуют с позиции силы, не различая, где административные отношения, основанные на подчинении, а где — гражданско-правовые, основанные на равенстве участников.

 

В 2002 году автору пришлось комментировать решение о "подсветке" фасадов на главном проспекте Минска. В письме директора унитарного предприятия "Мингорсвет", направленном по многим адресам, обращалось внимание арендаторов (собственников) помещений на то, что они не заключили договоры долевого участия в финансировании подсветки, содержалось предписание о немедленном заключении таких договоров и предупреджение об административной ответственности, если они не будут заключены. Тогда было поставлено несколько вопросов: на каком основании частные предприятия, пусть и решением горисполкома, обязывались заключать такие договоры; что это им дает; почему директор хозяйствующего субъекта направляет подобные предписания и угрожает другому директору административными санкциями?

 

Конечно, приятно прогуляться по чистому, ухоженному городу и видеть подсвеченные фасады. Но нельзя в погоне за эстетикой забывать о правах граждан и о законе. В связи с этим хочется еще раз сослаться на статью 7 Конституции: "Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства". Кстати, в цивилизованном мире приняты следующие аксиомы: 1) государство и его чиновники могут делать только то, что разрешено законом; 2) граждане могут делать все, что не запрещено.

 

В заключение несколько неправовых замечаний. В те времена, когда Бонн еще был столицей Германии, автору пришлось наблюдать, как на его ратушной (центральной) площади в выходные дни разворачивался большой шумный рынок. Затем к концу дня рынок сворачивался, площадь подметали, чистили, люди вечером гуляли по ней, всех устраивала такая эстетика. И это Бонн, где количество и качество торговых точек несравнимо с Минском. Такую же картину с мелкорозничной торговлей наблюдалась в марте этого года в Берлине.

 

С другой стороны, ведь и в Минске часто даже на центральных проспектах шумят базары, и не всегда эстетичные. Еще один вопрос "эстетам": много ли в Минске магазинов, где можно найти туалет? Так, может, закроем и их? А вообще много ли у нас туалетов общественных и хватает ли их? А площадок для выгула собак? А просто автомобильных стоянок, или легковушка на газоне придает ему более эстетический вид?

 
Так не гонимся ли мы за внешней показухой?

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

15.12.2017IBA Group включена в рейтинг «Software 500» 2017 года
IBA Group включена в рейтинг «Software 500» 2017 года

15.12.2017В строительной отрасли РБ на протяжении последних трех лет выросло количество лиц, совершивших коррупционные преступления
В строительной отрасли РБ на протяжении последних трех лет выросло количество лиц, совершивших коррупционные преступления

14.12.2017За 70 летнюю историю своей деятельности на строительном рынке ОАО «Гроднопромстрой» накоплен огромный опыт строительства
За 70 летнюю историю своей деятельности на строительном рынке ОАО «Гроднопромстрой» накоплен огромный опыт строительства

13.12.2017Новая услуга от Санстройгрупп ООО -гидравлическая промывка канализации
Новая услуга от Санстройгрупп ООО -гидравлическая промывка канализации

12.12.2017IBA Group на конференции «Код информационной безопасности» в г. Астане
7 декабря 2017 года IBA Group приняла участие в очередной из серии конференций «Код информационной безопасности».


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2017
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
МИД     МИД

Каталоги предприятий
Все права защищены © 2017 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом