Новости

Вертикаль тормозит рыночные инициативы собственного главы

18 декабря Александр Лукашенко однозначно высказался в пользу свободной экономики и открытого общества. Рыночная экономика почти 15 лет ждала своего часа. Глава государства почувствовал, что будущее белорусской экономики идет вразрез с пятилетками, жестким ценовым регулированием, госинвестициями и коллективной безответственностью. Однако для вертикали чувств мало: она явно не готова либеральничать так же искренне и эффективно, как и ее глава.

Ярослав РОМАНЧУК

Не числом, а уменьем

В недрах правительства уже созданы три антикризисные группы. В планах - организация четвертой. Чиновники уже не отрицают, что кризис у нас есть, хотя еще месяц назад упорно его замалчивали. Тем не менее далеко не всегда они могут публично сказать Александру Лукашенко правду о состоянии экономики. Вместо объективного анализа - номенклатурная чехарда в поисках стрелочника.

В конце 2008г. расклад явно не в пользу Нацбанка. Проблемы на валютном рынке, хронический дефицит платежного баланса, дороговизну кредитов и высокую инфляцию Совмину удобно свалить на главный банк страны. Перед Минфином стоит архисложная задача существенного сокращения госрасходов: ведомство провалило реформу бухучета. Налоговая система также создает бесчисленное количество поводов «кошмарить» бизнес. Закон о бюджете на 2009г. нужно забыть как памятник беспомощности плановой экономики. В этой ситуации велик соблазн обвинить Нацбанк в недостатке внутреннего кредита и его дороговизне для банков, в дефиците ресурсов для реализации госпрограмм и поддержания «точек роста».

Минэкономики формально несет ответственность за инфляцию, но в данной ситуации тоже может сослаться на кризис мировой финансовой системы и шок внешней торговли. Это позволит отвлечь внимание от вопиюще низкого качества управления госресурсами, проблем с приватизацией, дискриминационной практикой монополий и госорганов, грубых инвестиционных ошибок (затоваренности складов, роста долгов, долгостроя), энергоемкости и многого другого.

А что сам Нацбанк, главный архитектор либерализации? Он большими темпами увеличивает денежную массу, на продолжительное время перевел экономику в режим отрицательной ставки рефинансирования, снизил норму резервирования и не препятствовал превращению банков в глаза и уши контрольных структур государства. На стадии бума он привязал рубль к твердой валюте и не сумел вовремя адаптироваться к падению.

Однако Нацбанк является структурой, зависимой от исполнительной власти. Своими действиями он может лишь минимизировать вред от многих антирыночных решений Совмина, Минфина и Минэкономики. Именно в Нацбанке сложилась профессиональная команда прагматичных, хорошо подготовленных профессиональных экономистов, которые понимают рынок и денежную политику больше, чем кто бы то ни было в правительстве. Но что может один Нацбанк против сплоченных рядов министерств и ведомств?

По меткому выражению отдельных российских политиков, «шакалить» у бюджета наши министерства и концерны привыкли. В цивилизованном государстве за госрасходами внимательно следит Минфин. У нас же Минфин стал на сторону бюджетных просителей. Ответственное правительство в рыночной экономике тоже ведет себя фискально строго по отношению к промышленности, сельскому хозяйству и крупным корпоративным лоббистам. В Беларуси же Совмин старается быть со всеми милым и щедрым.

Когда монетарная и фискальная политика не пляшут под одну дудку, а часто идут в противофазе - жди беды. Вот она и наступила. Инфляция высокая, в то время как на внешних рынках наблюдается дефляция. Валюты нет, а рублевая масса увеличивается. Рубль - под угрозой глубокого обесценивания. Торговый и платежный баланс - в минусе. Кредиты очень дорогие, и пополнять ресурсную базу особо нечем. И потому именно Нацбанк сегодня кровно заинтересован в успехе рыночных реформ.

Бурная имитация рынка

В последний месяц количество деклараций в пользу либерализации и рыночных реформ зашкаливает. Однако словесный вал пока не родил ничего существенного. Предложенные правительством программы по сути своей списаны с российских и частично европейских. Те же меры монетарного и фискального стимулирования все тех же «точек роста». Только инфляция в ЕС и США превращается в дефляцию, а частный сектор составляет 75-80% ВВП (у нас - 25% ВВП).

Минэкономики в лице Николая Зайченко предлагает поддерживать производителей налоговым кредитом: «Полгода предприятие не платит налог на прибыль и НДС по внутренним оборотам с последующей компенсацией того, что недоплачено». Снижение налоговой нагрузки - прекрасно, но почему правительство не заявляет о ее сокращении, когда подавляющее большинство долгосрочных инвестиций государства банально проедается?

Президент говорит о важности раскрепощения человека, уходе государства из тех секторов, где оно не справляется с управлением, а первый вице-премьер Владимир Семашко заявляет о создании в 2009г. лизинговой госкомпании. У Совмина даже либерализм получается государственным. Совмин и Минэкономики уверяют: у них есть план действий по выходу из кризиса. Чтобы попасть в эмоциональную струю президента, они даже называют его либеральным.

Три источника и три составляющие белорусского либерализма

В плане три части. Первая связана с валютным, денежно-кредитным и бюджетно-налоговым регулированием. Предпринимаются попытки провести ревизию всех госпрограмм и заморозить часть из них. Согласования идут очень жестко. Никто не хочет уступать ни крошки своей части бюджетного пирога. Этот этап должен закончиться до 1 января 2009г.

Нас ждет отмена пятипроцентной надбавки при продаже неиспользуемых и залежалых сырьевых ресурсов. Этот шаг дополняется целым пакетом до безобразия «либеральных» мер: возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами, «полученными для выпуска конкурентоспособной продукции, сохранения внешних рынков сбыта; предоставление беспроцентных налоговых кредитов организациям, испытывающим трудности с реализацией продукции»; установление для «системообразующих экспортоориентированных, энергоемких организаций промышленности… льготных тарифов на природный газ, электрическую и тепловую энергию».

Вторая мера антикризисного плана (до 1 июля 2009г.) - поддержка реального сектора экономики и экспортеров. На этом этапе клише «либерализм по-белорусски» прикрепляется к привычным для Совмина и Минэкономики мерам административного стимулирования. Для беспрерывного кредитования реального сектора планируется увеличить уставные фонды госбанков.

Будет как в конце 2008г., когда около $2,5 млрд. пошло на поддержку этих же банков преимущественно в виде новых, свеженапечатанных рублей. Понятно, почему от таких предложений Минэкономики и Совмина резко падает настроение Нацбанка. Что потом делать с этими «пустыми» рублями, нам скажут дельцы «серого» валютного рынка.

За I полугодие 2009г. планируется снизить отчисления в инновационные фонды до 0,25% от себестоимости, но при этом «в исключительных случаях» направлять аккумулированные там средства на пополнение оборотных средств «отдельных промышленных организаций». «В первоочередном порядке» эти ресурсы будут использованы  на возмещение полной процентной ставки по кредитам, если они получены для реализации инновационных проектов. Те же проекты, те же организации, те же руководители, только на этот раз Совмин предлагает назвать все это «либерализмом».

Третий блок плана антикризисных мер, по словам замминистра экономики Андрея Тура, - это «попытка кое-что сделать с точки зрения либерализации экономики». Он будет реализовываться на протяжении всего 2009г. «Для защиты интересов национальных производителей» правительство предлагает повысить ставки ввозных таможенных пошлин на сельхозпродукцию, автотехнику и некоторые потребительские товары.

Поддерживать реальный сектор будут долгосрочными кредитами под ставку рефинансирования плюс 3 п.п., а предприятиям концерна «Беллегпром» будут предоставлять кредиты «без дополнительных условий». Такой вот капитализм за счет налогоплательщиков и вкладчиков для отдельно взятого сектора экономики. Чтобы уравнять отдельные частные компании с государственными, предлагается предоставить им доступ к госзакупкам.

Правительство не только собирается контролировать цены и тарифы естественных монополий, но и для компенсации падающих доходов от экспорта предлагает «рассмотреть возможность принятия на республиканском уровне решения об увеличении отпускных цен на отдельные товары, реализация которых на внутреннем рынке в настоящее время убыточна или низкорентабельна».

 

Спрос рождает предложение

18 декабря Александр Лукашенко объявил новый экономический и административный курс: «Надо прекратить бюрократическое издевательство над экономикой. Не должно быть засилья бюрократии в данный период, когда кругом полыхает финансово-экономический кризис... Не должно быть излишнего административного давления на экономику, необходимо либерализовать все эти процессы и дать возможность людям спокойно работать».

В это же самое время Совмин, Минэкономики и Минфин активно лоббируют экономическую политику старого, номенклатурного образца. Она, как перпендикуляр, в пух и прах разбивает новый курс главы государства. По сути, речь идет о попытке преподнести президенту политику образца 1995-2008гг. в новой обертке с надписью «либерализм».

Сложилась парадоксальная ситуация. Лукашенко первым среди топ-менеджеров белорусского государства созрел для либеральных реформ. По крайней мере, он на словах сформировал эту потребность. Однако чиновники, госвузы и НИИ оказались не готовы сформулировать предложение.




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

29.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

29.03.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация