Новости

Почему нельзя слепо следовать рекомендациям МВФ, ВБ и ЕС

Нацбанк Беларуси поднимает процентные ставки, а центробанки США, ЕС, Великобритании их снижают. Они национализируют банки и финансовые структуры, мы готовимся к приватизации. Они расширяют бюджетную поддержку предприятий, мы вынуждены сократить дотации нереформированному госсектору. Они увольняют рабочих и закрывают заводы, мы настаиваем на сохранении полной занятости. Получается, что мы опять не идем за цивилизованным миром? Как ни парадоксально, большую часть т.н. антикризисных мер, рекомендуемых G-20, ЕС-27, МВФ или Всемирных банком, Беларуси копировать вредно.

Риски стандартных решений

Практика переходных стран показывает, что необходимо взвешенно и критически подходить к стандартным рекомендациям международных организаций и правительств развитых стран. То, что временно могут позволить себе США, Германия, Великобритания, Франция, даже КНР, может оказаться неэффективным и опасным для Беларуси.

Залогом успеха является принятие комплексной программы взаимосвязанных, последовательных мер, учитывающих состояние не только денежно-кредитной, бюджетно-налоговой систем и производственной структуры, но и институтов управления, человеческого капитала, норм неформального поведения, политической конкуренции, свободы СМИ и независимой судебной власти.

В отличие от Запада Беларусь последние 15 лет работала в парадигме госсобственности, госинвестиций, торгового протекционизма, мягких бюджетных ограничений для госсектора и мягкой монетарной политики. США, Германия, Великобритания и многие другие страны предприняли беспрецедентные меры по фактической национализации финансовых организаций, заблокировав рыночные решения. Эти меры временные и, как это было в конце 80-х - начале 90-х в Скандинавии, закончатся продажей данных активов.

Многие эксперты МВФ стандартно рекомендуют развивающимся странам для преодоления кризисных явлений делать акцент на экспансионистскую монетарную и фискальную политику. Для Беларуси это чрезвычайно вредный совет. Накачка экономики дополнительными эмиссионными деньгами, дальнейшее снижение процентных ставок и сокращение норм резервирования, предоставление банкам дешевых кредитов или пополнение бюджетных ресурсов (например, под видом увеличения доли государства в уставных фондах), выделение проблемным предприятиям бюджетной помощи - все это активно практиковало правительство Беларуси последние 15 лет. Когда те же люди, по таким же программам будут делать то же самое, едва ли РБ имеет шансы сократить издержки и время протекания структурного кризиса. Более того, выполнение таких рекомендаций повышает риски превращения Беларуси в олигархическое, неправовое государство, где мощные номенклатурные кланы станут доминировать над всеми секторами экономики.

Мягкость «железной пяты»

Международные организации утверждают, что в условиях дефляции есть возможность смягчения монетарной политики и применения мер фискального стимулирования. Нацбанк Беларуси проводит очень мягкую монетарную политику, увеличивая на 50% рублевую денежную массу. Раньше вообще фиксировалось удвоение данного показателя. Еще более быстрыми темпами растут объемы кредитования банковского сектора и госпредприятий.

В нашей стране инфляция уже давно превышает уровень, который для рыночной экономики считается кризисным. Правительство пренебрегает ограничениями по фискальному стимулированию экономики, о чем свидетельствует тот факт, что размер доходов консолидированного бюджета превышает 50% ВВП, а бюджетные инвестиции и инвестиции госбанков вытеснили частные. Привлечение заемных ресурсов, в т.ч. внешних, для поддержки нереформированной экономики (а такую антикризисную меру также предлагают МВФ и ВБ) тоже чрезвычайно опасно, ибо резко повышает риски попадания в долговую ловушку.

Предприятия испытывают серьезные проблемы с поддержанием и увеличением конкурентоспособности. Качество управления банковским капиталом в стране довольно низкое. Использование резко подорожавших кредитных ресурсов для поддержания экономики на плаву вне программы реструктуризации и приватизации неизбежно приведет к растрате средств и ухудшению макроэкономической ситуации. В арсенале правительства Беларуси не осталось легких мер монетарной и фискальной политики, при помощи которых можно было бы нейтрализовать последствия кризиса. Ужесточение мер торгового протекционизма, уровень которого и внутри страны, и во внешней торговле гораздо выше, чем в странах ОЭСР, также приведет к ухудшению состояния экономики, которая характеризуется высокой степенью открытости (объем экспорта и импорта товаров составляет около 120% ВВП).

Чтобы восстановить доверие к финансовым рынкам и коммерческим организациям в ситуации острого финансового кризиса, перегрева фондового рынка и рынка недвижимости, центробанки и правительства стран ОЭСР используют кейнсианский инструментарий. Вбрасываемые в экономику богатых стран триллионы не ликвидируют причины глобального кризиса. Действенность этих мер носит краткосрочный характер и требует принятия жестких мер по восстановлению рыночной структуры капитала.

Прежде чем механически выполнять все рекомендации международных организаций и ЕС-27, необходимо учитывать следующее: 1) именно мягкая монетарная политика центробанков развитых стран стала причиной глубоких искажений структуры капитала, надувания «пузырей» на рынке недвижимости, ценных бумаг, энергетических ресурсов, металлов и продовольствия; 2) именно экспансионистская политика правительств развитых стран, госинвестиции и госгарантии, манипуляция налоговыми льготами привели к созданию производств не там, не такого размера, не того качества, не того ассортимента товаров, ориентированного не на те рынки; 3) действующая система предупреждения кризисов, структуры госрегулирования рынка ценных бумаг, рейтинговые агентства оказались бессильными и бесполезными для точной диагностики кризисных явлений, выработки адекватных мер по выходу из кризиса; госорганы несут основную долю ответственности за надувание экономики «пузырями»; 4) при всех сложностях преодоления глобального кризиса в долгосрочной перспективе даже центробанки и правительства в один голос заявляют о безальтернативности рыночных решений структурных экономических проблем, о приверженности принципам свободной торговли, важности поддержки эффективных институтов защиты прав собственности; 5) правительства и центробанки большинства стран ОЭСР применяют инструменты монетарной и фискальной политики по выходу из кризиса в условиях политической конкуренции, развитого гражданского общества, парламентского контроля, свободных СМИ, высокого качества госуправления.

 
Взять и еще попросить

Белорусские власти очень хотят получить кредит МВФ: де-факто заморожен рост зарплаты бюджетников, заявлено о возможности девальвации рубля, за месяц принято больше документов по либерализации, чем за пятнадцать предыдущих лет. Сильно прижало. МВФ вполне может поощрить правительство кредитом. Однако если ничего не менять в макроэкономической политике, $2 млрд. растворятся к концу I квартала 2009г. А потом будет еще больше долгов и начнутся еще более слезные просьбы о помощи.

Кажется, что премьер-министр Сергей Сидорский сотоварищи, продекларировав до 31 декабря 2008г. завершение либерализации экономики, уверовали то ли в очередной приступ безусловной щедрости России, то ли в сострадание МВФ. Так или иначе, но с рисками копирования зарубежных моделей нам придется бороться еще не один год.




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

24.02.2018Задержаны участники мошеннической схемы закупок медтехники за бюджетные средства
Задержаны участники мошеннической схемы закупок медтехники за бюджетные средства

23.02.2018Белорусско-египетское производство техники МАЗ открыто в Каире
Белорусско-египетское производство техники МАЗ открыто в Каире

22.02.2018Теперь будет жесткий контроль за реализацией лесопродукции на внутреннем и внешнем рынках РБ
Теперь будет жесткий контроль за реализацией лесопродукции на внутреннем и внешнем рынках РБ

21.02.2018На предприятии ОАО «Калинковичский мясокомбинат» прошла конференция трудового коллектива по подведению итогов работы предприятия за 2017 год
На предприятии ОАО «Калинковичский мясокомбинат» прошла конференция трудового коллектива по подведению итогов работы предприятия за 2017 год

21.02.2018Всемирный банк планирует выделить $100 млн на утепление жилья в Беларуси
Всемирный банк планирует выделить $100 млн на утепление жилья в Беларуси


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2018
February
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
Реклама
www.viator.sk    

Каталоги предприятий
Все права защищены © 2018 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом