Новости

Накануне переговоров с миссией МВФ снижена тарифная ставка I разряда

Издав 29 ноября постановление N1818 и снизив с 1 декабря на 15,4% тарифную ставку I разряда, правительство отменило собственное же постановление от 5 октября N1449, которым эта самая тарифная ставка 1 ноября была повышена на 24,7%. Надо полагать, что именно таким единственно верным способом Совмин отреагировал на замечание миссии МВФ. Ради того, чтобы получить кредит в размере $2 млрд.

Сергей ЖБАНОВ

«Я думаю, что их рекомендации по снижению зарплаты были не самой ключевой проблемой», - заявил замминистра экономики Андрей Тур, комментируя связь между правительственным постановлением и переговорами с МВФ о предоставлении кредита. Сам же факт отмены повышения тарифной ставки Тур признавать не захотел. «Повышение с 1 декабря есть, но не в таких размерах, как этого хотелось бы ранее», - заявил замминистра.

Белорусские власти обратились к МВФ с просьбой о выделении стабилизационного кредита на $2 млрд. в середине октября, мотивируя заявку необходимостью создания «подушки безопасности» в условиях международного финансово-экономического кризиса. И в конце ноября состоялся первый раунд переговоров, в ходе которых миссия МВФ, сделав ряд рекомендаций, предложила властям страны разработать антикризисную программу, финансируемую по стандартной процедуре кредитования типа stand-by.

Некоторые из этих условий предал огласке белорусский президент, пояснив, что МВФ «нам сделал замечание, что в условиях кризиса мы повысили зарплату в ноябре. Но у нас люди не такие богатые. Даже если мы и повысили зарплату, так это не намного». Согласившись с замечанием, что «в условиях кризиса зарплату не повышают», глава Беларуси все же счел отмену данного решения неправильной. Пришлось пойти на компромисс. Время поджимает: 15 декабря должен начаться второй раунд переговоров с МВФ о кредите. И правительство, чуть было не повысившее тарифную ставку I разряда до Br91 тыс. ради обеспечения роста средней зарплаты в бюджетной сфере до эквивалента в $430, своевременно одумалось.

Так что начинают сбываться худшие опасения, связанные с перспективами получения кредита (см. «БелГазету» N47(668) от 24.11.2008г.). Государство готово решать свои проблемы в т.ч. за счет благосостояния населения. Что, впрочем, не удивительно. Хуже другое. Ведь и заинтересованные наблюдатели, упрекнувшие власти в неспособности своевременно договориться с МВФ, меньше всего думали об интересах рядовых граждан. А скорость, проявленная в процессе выбивания внешних кредитов, обложенных кучей условий, - плохой советчик. Теперь, нужно полагать, на очереди выполнение следующих рекомендации МВФ - о повышении уровня оплаты коммунальных услуг населением и единовременной девальвации курса национальной валюты на 10-20%.

Пусть и в Беларуси будет, как на Украине или в странах Балтии, в их приватизированных экономиках, где все рыночно и очень либерально. Тем более что все большее число стран с якобы реформированной экономикой готово просить МВФ о помощи. Так, по оценке международного рейтингового агентства Fitch Ratings, должна будет поступить Латвия, которой придется попросить взаймы $5 млрд. Премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс тоже не исключил возможности обращения страны в МВФ за помощью и уже ждет приезда миссии.

Выходит, дело не в отличиях социально-экономических систем и не в степени либерализации экономики, а лишь в объеме внешних долгов, демонстрирующем степень зависимости государства от зарубежных кредиторов, и величины дефицита платежного баланса. Чем больше финансовая брешь страны, тем большая помощь требуется от МВФ, а структура экономики у всех одинаковая - советская. Разница лишь в количестве частных парикмахерских и бюро ритуальных услуг, отмеченных в свое время Ильфом и Петровым, но, увы, слабо помогающих экономикам развивающихся стран (иные категории государств МВФ не кредитует) во времена всемирного финансового кризиса.

Если белорусское правительство и далее станет безропотно соглашаться на условия МВФ, то опыт Украины, получившей первый транш кредита и продолжающей выполнять рекомендации фонда ради обретения второй порции денег, будет ему весьма кстати. Либерализация курсообразования стала одним из ключевых условий получения кредита от МВФ, и Нацбанк Украины заявил о переходе к новой свободной политике формирования курса национальной валюты, допустив лишь возможность осторожного вмешательства в рыночный процесс с помощью целевых валютных интервенций.

Мотив понятен: без гибкого курса пережить кризис невозможно. Никаких золотовалютных резервов (ЗВР) не хватит. Нацбанк Украины превратился в наблюдателя, ожидающего стабилизации валютного курса. Курс же гривны продолжает снижаться. Положение, сложившееся на валютном рынке, украинские наблюдатели оценивают как хаос и пока не спешат назвать уровень, на котором зафиксируется курс местной валюты.

Вот этого-то и не хотелось бы увидеть в следующем году в Беларуси, даже в том случае, если римейк эмвээфовского сценария приведет к девальвации рубля лишь на 10%, а не на 50%, как произошло с гривной на Украине в течение двух месяцев.

Никто ведь не даст гарантий, что и в Беларуси после этого курс не поплывет дальше такими же темпами. Белорусские власти пока не конкретизируют правила политики курсообразования в следующем году. Представители Нацбанка, например, заявляют лишь о том, что будут поддерживать приемлемый уровень ликвидности в банковской системе, наращивая ресурсную базу (в т.ч. за счет привлечения вкладов населения), поднимая ставку рефинансирования в целях борьбы с инфляцией. Но очевидно, что Беларусь, согласившись на условия кредитования МВФ, будет обязана выполнять их. По либеральным правилам реальный обменный курс национальной валюты будет зависеть в первую очередь от размера внешнего долга государства, объема дефицита платежного баланса и величины ЗВР.

История показывает, что только очень развитые и богатые страны могут позволить себе такую роскошь, как курс валюты в чистом или групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты по отношению к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета. Например, так это уже происходит в странах Балтии, поступившихся возможностью проводить независимую денежно-кредитную политику, направленную на решение внутренних проблем. Конечно, конкурентных преимуществ такая политика не дает, но зато она позволяет решать главную задачу: поддерживать стабильность курса национальной валюты по отношению к валюте-якорю.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

06.04.2024Домановский производственно-торговый комбинат это богатый производственный опыт, умноженный на современные технологии и квалифицированные кадры
ОАО Домановский производственно-торговый комбинат производит силикат натрия растворимый и продукцию на его основе

05.04.2024Приобретать наш продукт выгодно, ведь высокое качество мы сочетаем с низкой стоимостью.
Мы производим продукцию, которая позволяет сделать мир чище! ЗАО «Ливсор»

05.04.2024Группа компаний «ПОЛЫМЯ»
Группа компаний «ПОЛЫМЯ» – это производственный кластер , который решает все потребности аграриев.

04.04.2024Косилку АС-1 Амкодор купить недорого
Амкодор-Можа ООО косилку АС-1 купить

04.04.2024Рабтекс Индастри ООО продает резиновые бесшовные покрытия Rubtex для травмобезопасных высококачественных покрытий из резиновой крошки в Беларуси.
Рабтекс Индастри ООО производит резиновые бесшовные покрытия Rubtex для травмобезопасных высококачественных покрытий из резиновой крошки в Беларуси.


14 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация