Новости

Накануне переговоров с миссией МВФ снижена тарифная ставка I разряда

Издав 29 ноября постановление N1818 и снизив с 1 декабря на 15,4% тарифную ставку I разряда, правительство отменило собственное же постановление от 5 октября N1449, которым эта самая тарифная ставка 1 ноября была повышена на 24,7%. Надо полагать, что именно таким единственно верным способом Совмин отреагировал на замечание миссии МВФ. Ради того, чтобы получить кредит в размере $2 млрд.

Сергей ЖБАНОВ

«Я думаю, что их рекомендации по снижению зарплаты были не самой ключевой проблемой», - заявил замминистра экономики Андрей Тур, комментируя связь между правительственным постановлением и переговорами с МВФ о предоставлении кредита. Сам же факт отмены повышения тарифной ставки Тур признавать не захотел. «Повышение с 1 декабря есть, но не в таких размерах, как этого хотелось бы ранее», - заявил замминистра.

Белорусские власти обратились к МВФ с просьбой о выделении стабилизационного кредита на $2 млрд. в середине октября, мотивируя заявку необходимостью создания «подушки безопасности» в условиях международного финансово-экономического кризиса. И в конце ноября состоялся первый раунд переговоров, в ходе которых миссия МВФ, сделав ряд рекомендаций, предложила властям страны разработать антикризисную программу, финансируемую по стандартной процедуре кредитования типа stand-by.

Некоторые из этих условий предал огласке белорусский президент, пояснив, что МВФ «нам сделал замечание, что в условиях кризиса мы повысили зарплату в ноябре. Но у нас люди не такие богатые. Даже если мы и повысили зарплату, так это не намного». Согласившись с замечанием, что «в условиях кризиса зарплату не повышают», глава Беларуси все же счел отмену данного решения неправильной. Пришлось пойти на компромисс. Время поджимает: 15 декабря должен начаться второй раунд переговоров с МВФ о кредите. И правительство, чуть было не повысившее тарифную ставку I разряда до Br91 тыс. ради обеспечения роста средней зарплаты в бюджетной сфере до эквивалента в $430, своевременно одумалось.

Так что начинают сбываться худшие опасения, связанные с перспективами получения кредита (см. «БелГазету» N47(668) от 24.11.2008г.). Государство готово решать свои проблемы в т.ч. за счет благосостояния населения. Что, впрочем, не удивительно. Хуже другое. Ведь и заинтересованные наблюдатели, упрекнувшие власти в неспособности своевременно договориться с МВФ, меньше всего думали об интересах рядовых граждан. А скорость, проявленная в процессе выбивания внешних кредитов, обложенных кучей условий, - плохой советчик. Теперь, нужно полагать, на очереди выполнение следующих рекомендации МВФ - о повышении уровня оплаты коммунальных услуг населением и единовременной девальвации курса национальной валюты на 10-20%.

Пусть и в Беларуси будет, как на Украине или в странах Балтии, в их приватизированных экономиках, где все рыночно и очень либерально. Тем более что все большее число стран с якобы реформированной экономикой готово просить МВФ о помощи. Так, по оценке международного рейтингового агентства Fitch Ratings, должна будет поступить Латвия, которой придется попросить взаймы $5 млрд. Премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс тоже не исключил возможности обращения страны в МВФ за помощью и уже ждет приезда миссии.

Выходит, дело не в отличиях социально-экономических систем и не в степени либерализации экономики, а лишь в объеме внешних долгов, демонстрирующем степень зависимости государства от зарубежных кредиторов, и величины дефицита платежного баланса. Чем больше финансовая брешь страны, тем большая помощь требуется от МВФ, а структура экономики у всех одинаковая - советская. Разница лишь в количестве частных парикмахерских и бюро ритуальных услуг, отмеченных в свое время Ильфом и Петровым, но, увы, слабо помогающих экономикам развивающихся стран (иные категории государств МВФ не кредитует) во времена всемирного финансового кризиса.

Если белорусское правительство и далее станет безропотно соглашаться на условия МВФ, то опыт Украины, получившей первый транш кредита и продолжающей выполнять рекомендации фонда ради обретения второй порции денег, будет ему весьма кстати. Либерализация курсообразования стала одним из ключевых условий получения кредита от МВФ, и Нацбанк Украины заявил о переходе к новой свободной политике формирования курса национальной валюты, допустив лишь возможность осторожного вмешательства в рыночный процесс с помощью целевых валютных интервенций.

Мотив понятен: без гибкого курса пережить кризис невозможно. Никаких золотовалютных резервов (ЗВР) не хватит. Нацбанк Украины превратился в наблюдателя, ожидающего стабилизации валютного курса. Курс же гривны продолжает снижаться. Положение, сложившееся на валютном рынке, украинские наблюдатели оценивают как хаос и пока не спешат назвать уровень, на котором зафиксируется курс местной валюты.

Вот этого-то и не хотелось бы увидеть в следующем году в Беларуси, даже в том случае, если римейк эмвээфовского сценария приведет к девальвации рубля лишь на 10%, а не на 50%, как произошло с гривной на Украине в течение двух месяцев.

Никто ведь не даст гарантий, что и в Беларуси после этого курс не поплывет дальше такими же темпами. Белорусские власти пока не конкретизируют правила политики курсообразования в следующем году. Представители Нацбанка, например, заявляют лишь о том, что будут поддерживать приемлемый уровень ликвидности в банковской системе, наращивая ресурсную базу (в т.ч. за счет привлечения вкладов населения), поднимая ставку рефинансирования в целях борьбы с инфляцией. Но очевидно, что Беларусь, согласившись на условия кредитования МВФ, будет обязана выполнять их. По либеральным правилам реальный обменный курс национальной валюты будет зависеть в первую очередь от размера внешнего долга государства, объема дефицита платежного баланса и величины ЗВР.

История показывает, что только очень развитые и богатые страны могут позволить себе такую роскошь, как курс валюты в чистом или групповом плавании. Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты по отношению к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета. Например, так это уже происходит в странах Балтии, поступившихся возможностью проводить независимую денежно-кредитную политику, направленную на решение внутренних проблем. Конечно, конкурентных преимуществ такая политика не дает, но зато она позволяет решать главную задачу: поддерживать стабильность курса национальной валюты по отношению к валюте-якорю.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года

27.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

26.03.2024Компания ЛОКТ ООО– это профессионалы на рынке систем видеонаблюдения,
Профессиональная установка систем видеонаблюдения под ключ с гарантией на все виды работ компания ЛОКТ ООО


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация