Новости

БЕЛОРУССКОЕ ЛИЦО ЭСТОНСКОГО ЭКСПОРТА

Согласно данным Статистического бюро Эстонии, в сентябре 2008г. экспорт товаров в действующих ценах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился практически на четверть. Чудо объясняется просто: около половины общего роста обусловлено увеличением объема реэкспорта топлива.

Все страны Балтии переживают экономический кризис, и Эстония не исключение: ВВП в т.г. сокращается. Так, во II квартале ВВП снизился на 1,1% по сравнению с прошлым годом. Причина уменьшения - снижение внутреннего спроса, а также экспорта. В III квартале эти тенденции в эстонской экономике только окрепли. И эксперты утверждают: экономический спад в стране будет продолжаться и в следующем году, что приведет к дальнейшему падению темпов ВВП.

В связи с этим заслуживают внимания два упрощенных сценария развития экономической ситуации, опубликованные на сайте Aripaev.ee.: 1) усилится политическая и экономическая напряженность в отношении роста зарплат, а значит, доходности работодателей; добавочная стоимость расти не будет; рост замедлится, уменьшится конкурентоспособность на международном уровне; 2) есть вероятность того, что каким-то чудом начнут увеличиваться добавочная стоимость от экспортных товаров и производительность, за счет этого может произойти заметное увеличение экспорта.

Оба сценария сбываются. Согласно официальным данным, в сентябре 2008г. по сравнению с аналогичным периодом 2007г. промпроизводство эстонских предприятий уменьшилось на 4%; на 3% снизилось производство обрабатывающей промышленности. Тормозящим фактором стал недостаточный внутренний спрос. Так, цены на продукты питания выросли на 12% по сравнению с сентябрем прошлого года, и, как следствие, сократилось их производство.

На внешнем рынке конкуренция выросла, и, казалось бы, нет никаких шансов на исправление ситуации. Но это в теории. На практике же случилось чудо - эстонский экспорт дал бурные всходы. В сентябре 2008г. его объем увеличился по сравнению с прошлым годом практически на четверть. Его стоимость составила 12,2 млрд. эстонских крон (около 780 млн. евро), что номинально (без учета изменения цен) на 2,3 млрд. крон превысило аналогичный показатель сентября прошлого года. И не за счет экспорта каких-нибудь мистических инновационных продуктов, на производство которых в годы экономического подъема любили ссылаться власти всех постсоветских стран. Рост был обусловлен в основном увеличением объема реэкспорта топлива приблизительно на 1 млрд. крон (около 64 млн. евро) наряду с увеличением объема экспорта металлов, машин и оборудования.

Если объяснить еще проще - выручили белорусы. Стоимость товаров, импортируемых в Эстонию, в сентябре составляла 15,6 млрд. крон, что номинально превысило показатели сентября 2007г. на 1,1 млрд. крон. Основным фактором увеличения стоимости импорта стало увеличение объема импорта топлива из Беларуси - приблизительно на 1 млрд. крон.

Но белорусское топливо понадобилось в больших количествах не потому, что Эстония - относительно энергоемкая страна, остро зависящая от поставок природного газа и нефтепродуктов. Действительно, эстонское отрицательное сальдо внешнеторгового баланса во многом и определяется закупками дорогих энергоносителей. Но этот случай - особый. Ведь в сентябре также зафиксирован наибольший рост экспорта - 0,8 млрд. крон, что произошло благодаря реэкспорту белорусского топлива в США, где теперь за 1 л бензина американцы платят уже менее $0,5 (чуть больше Br1 тыс.).

Значит, белорусские нефтепродукты проданы настолько дешево, что на их продаже заработали прибыль не только эстонцы, но и американцы. И это происходит в то самое время, когда официальные представители белорусского правительства рассказывают в деталях, о том, как трудно приходится белорусским нефтеперерабатывающим заводам на внешних рынках и почему они не собираются снижать цену дорогого бензина на внутреннем белорусском рынке.

Да уж, для этих заводов настали тяжелые времена, поскольку цены на нефтепродукты - основную статью белорусского экспорта - падают. Вот и приходится продавать топливо по дешевке, помогая эстонцам исправить положение с дефицитом внешней торговли, который в сентябре составил более чем 3,4 млрд. крон - на 1,3 млрд. крон меньше, чем в сентябре прошлого года. Если дело так пойдет и дальше, а поток моторного топлива из Беларуси будет постоянно нарастать, то у Эстонии, несмотря на переживаемый экономический кризис, есть все шансы сделать свой внешнеторговый баланс положительным.

И никто даже докапываться не собирается, демпинг это или нет, как когда-то случилось с белорусским сахаром, экспортируемым в Эстонию. Белорусские нефтепродукты не тростниковый сахар, от которого отказываются импортеры, обиженные демпингом. Наверное, поэтому ни Украина, ни Латвия, ни Эстония пока не инициируют расследования такого рода. Пусть так будет и впредь. Тем более что в данном случае проблема решается просто: путем снижения внутренних цен на моторное топливо.

Этот вопрос находится в компетенции белорусского президента. Только он своим указом может снизить акцизы. И буквально на днях президент подарил эту надежду, признав факт снижения мировых цен на энергоносители и сырье: «Сегодня реально подешевели ресурсы - нефть, сталь».

Придя к столь очевидному выводу, президент даже допустил возможность снижения цен на топливо на внутреннем рынке. Чудеса, да и только!




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

19.04.2024Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров
Основное направление деятельности предприятия Рассвет Птицефабрика ОАО – производство мяса цыплят-бройлеров

19.04.2024АЛЮМЕТ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ FUBAG (ГЕРМАНИЯ) И ООО АЛЮМЕТ (РОССИЯ)
 Благодаря прямым поставкам, реализуем товары по ценам производителей — российского завода ООО «АЛЮМЕТ» и компании FUBAG (Германия).

18.04.2024Сервисный центр Белтепломашстрой ЗАО обладает парком собственного оборудования
Сервисный центр Белтепломашстрой ЗАО

18.04.2024Дневной Дозор - это гарантированное быстрое исполнение Вашей заявки
"Не обещать невозможного! Быстро и качественно выполнять обещанное!" - таков девиз компании Дневной Дозор ЧП.

17.04.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация