Новости

Нацбанк готов «мягко девальвировать нацвалюту»

В целях борьбы с дефицитом ликвидности Нацбанк решил прибегнуть к одной из наиболее жестких рыночных мер регулирования денежной массы - снижению нормативов резервных требований банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений. Согласно постановлению правления Нацбанка, нормативы резервных требований от привлеченных средств в инвалюте снижены с 8% до 7%; от привлеченных средств физлиц в белорусских рублях - с 4,5% до 1,5%; юрлиц - с 8% до 7%.

Фёдор ЖАХОВ

Также в целях расширения возможности банков по регулированию ликвидности снижен норматив фиксированной части резервных требований - с действующих 70% до 60%. «В условиях дефицита ликвидности данное решение позволит высвободить средства в размере около Br520 млрд., которые будут использоваться банками для поддержки экономики РБ», - сообщает пресс-служба Нацбанка. Эти меры создадут дополнительные возможности для повышения процентных ставок по депозитам, привлекаемым коммерческими банками.

Справка «БелГазеты». Центробанк любой страны проводит монетарную политику с помощью трех основных инструментов регулирования денежной массы: операций на открытом рынке казначейских ценных бумаг; дисконтной политики (или ставки рефинансирования); изменения нормы обязательных резервов. Обязательные резервы - неприкосновенный запас денежных средств, хранящийся в центральном банке, с помощью которого государство страхует средства вкладчиков, размещенные на счетах в коммерческих банках. Их величина прямо зависит от нормы обязательных резервов, установленной в виде процентного отношения суммы обязательных резервов по отдельным видам привлекаемых ресурсов к объему обязательств коммерческих банков по каждому из этих видов пассивов.

Для изменения норм обязательного резервирования (наиболее мощный и эффективный инструмент регулирования денежной массы в обращении, к которому центробанк обычно прибегает в тех случаях, когда для увеличения денежной массы и предотвращения дальнейшего оттока средств вкладчиков необходимы более решительные действия) Нацбанк, судя по всему, уже созрел, поскольку фактически проводит политику плавной девальвации национальной валюты и готов проводить ее в ближайшем будущем. «В следующем году мы планируем более гибкую курсовую политику. Мы намерены мягко девальвировать нацвалюту», - заявил зампред правления Нацбанка Василий Матюшевский.

При этом он четко не обозначил границы темпов планируемой плавной девальвации рубля. Но этот пробел восполнил начальник управления информации Нацбанка Анатолий Дроздов, сообщивший TUT.by, что «курс рубля по отношению к доллару США постепенно понижается, однако до конца года он будет удерживаться в рамках установленного Нацбанком валютного коридора - в пределах Br2100-2200. Что касается 2009г., то здесь возможны колебания в рамках 5-10%».

Если заявленные на т.г. темпы девальвации будут выдержаны, то ее размер не превысит параметров в 2,3%, установленных в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2008г. И в этом случае обладатели срочных рублевых депозитов при процентных ставках в 15-17% даже окажутся в выигрыше по сравнению с обладателями срочных валютных вкладов. Но до конца года остался месяц, и населению пора задуматься о судьбе своих средств в 2009г.

Проблема в том, что при темпах девальвации рубля, названных Дроздовым, все преимущества сбережения средств населением на срочных рублевых вкладах при действующих процентных ставках просто испарятся. Вот Нацбанк и решил подарить банкам дополнительный ресурс для увеличения процентных ставок. Причем по рублям это более мощный ресурс (3%), чем по валюте (1%).

Потребность населения на рынке наличной и безналичной валюты до сих пор удовлетворяется коммерческими банками в полном объеме. Зато спрос юрлиц на валюту Нацбанк решил ограничить с помощью усиления административного валютного контроля, приняв постановление N165, запрещающее перечисление со счетов резидентов белорусских банков авансовых платежей по импорту товаров и услуг. Теперь подобные платежи могут производиться только по разрешениям главного банка, выдаваемым на основании ходатайств Совмина. Надо же правительству усиливать борьбу с ростом отрицательного сальдо, опережающего темпы роста объемов внешнего финансирования!

Столь жесткое ограничение права предприятий распоряжения собственными валютными средствами коснется всех субъектов хозяйствования. И многие из них уже обратились в правительство с просьбой о получении разрешения на авансирование импортных закупок сырья. Но санкцию властей, очевидно, получат далеко не все, а только гиганты белорусской индустрии вроде концерна «Белнефтехим» или БМЗ. К тому же любое согласование отнимает время, а ценовая конъюнктура меняется порой в один миг.

Замдиректора МАЗа Владимир Денисов сообщил агентству «Интерфакс-Запад», что введенный запрет авансирования импортных закупок «создал проблему поставки комплектующих на МАЗе», который 17% комплектующих материалов получает на условиях предоплаты. И договориться о новых условиях поставок удастся только с теми продавцами, для которых МАЗ - крупный покупатель.

Между тем теоретически эта проблема могла быть решена с помощью более широкого распространения аккредитивной формы расчетов, но банки то ли не хотят, то ли не умеют ее гибко применять. Поэтому перед выходом в свет постановления N165 Нацбанку следовало бы организовать ликбез среди кадров белорусских комбанков о разнообразных формах аккредитивов и о широких возможностях, открывающихся при использовании данного вида расчетов.

Но дело уже сделано, и теперь ничего не остается, кроме как оценить возможные последствия административных мер, направленных на ужесточение государственного валютного контроля. С помощью этих незатейливых, но жестких приемов рост отрицательного внешнеторгового сальдо Беларуси, безусловно, замедлится и спрос на валюту снизится. Однако экономика заплатит за это удовольствие резким замедлением темпов развития.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация