Новости

Экономическое положение малых и средних предприятий ухудшилось

За 2009г. экономическое положение 56,2% малых и средних предприятий (МСП) Беларуси ухудшилось. Об улучшении заявили только 19,5% МСП. Прибыль сократилась у 53,5%, выросла у 11,7% компаний. Значительно больше МСП, сокративших занятость (в 2,7 раза больше тех, кто заявил об увеличении) и инвестиции (в 5,5 раза). 73% МСП констатируют падение покупательной способности населения страны, 47,5% указывают на задержку в оплате поставленной продукции. В 2010г. большинство надеется удержаться на уровне 2009г. Таковы результаты исследования «Развитие малых и средних предприятий в Беларуси», в конце апреля презентованного Исследовательским центром ИПМ.

<spravka>Справка «БелГазеты». 389 респондентов общенационального опроса пропорционально представляли все сектора экономики, организационно-правовые формы, размер, возраст коммерческих организаций и регионы. Наибольшее число МСП занято в торговле (37,5%) и производстве (23,5%). Почти у половины число работников составляет от 11 до 50 человек, в каждом пятом малом бизнесе занято менее 10 работников. 36,5% МСП работают в Минске, еще 19,1% - в Минской области. Если в областных центрах еще тлеет некая предпринимательская активность, то в провинции ее практически нет. Доля МСП в областях колеблется от 0,3% в Могилевской до 6,2% в Витебской области от общего числа МСП по стране.

Между «выжить» и «вырасти»
В оценках предпринимателей в полной мере проявилась типичная национальная черта - памяркоўнасць. 56,5% опрошенных МСП оценили свое экономическое положение как «ни плохое, ни хорошее». Оптимистов (тех, кто считает экономическое положение своих предприятий «очень хорошим» и «скорее хорошим») чуть больше (23,6%), чем пессимистов (оценки «очень плохое» и «скорее плохое»). Таких 19,9%. Но временное равновесие едва ли можно считать устойчивым - его может нарушить девальвация, дальнейший рост неплатежей госсектора, падение внутреннего спроса или ужесточение конкуренции на отечественном рынке. Тем более что 77,3% МСП считают, что конкурентов у них много, хотя оценки западных или украинских бизнесменов говорят, что настоящей жесткой конкуренции у нас еще пока не было.
68,2% респондентов утверждают, что конкуренция за последние три года усилилась, но, несмотря на это, 58,3% МСП считают задачу по экспансии и развитию бизнеса «важной» и «очень важной». Задачу «выжить» ставят 45,9%. Из внутренних факторов белорусским МСП больше всего помогают наличие команды (по шкале от «1» до «5» 55,3% опрошенных посчитали, что этот фактор «очень помогает»), делегирование полномочий (51,6%), диверсификация рынков сбыта (51,5%), низкие издержки на производство продукции (47,6%), способность производить конкурентоспособную продукцию (45,9%), а также знакомства и хорошие отношения с органами власти и влиятельными лицами (44%). Высокая значимость последнего фактора указывает на сильно забюрократизированную природу белорусской экономики, в которой люди коммерческого успеха, предприниматели в самых престижных офисах и дорогих иномарках - это не чемпионы рыночных решений, а мастера номенклатурных связей.
Палки в колёсах бизнеса
Больше всего успешному развитию малого и среднего бизнеса мешает конкуренция - 62% респондентов по шкале от «1» до «5» поставили этому фактору высшие оценки «4» и «5». Стремление бизнеса к монополии известно, но такой статус может дать только государство. Далеко не каждое малое предприятие может «выбить» себе у государства эксклюзив, поэтому надо привыкать к еще более жесткой конкуренции, к банкротству и регулярной перезагрузке коммерческих проектов. Главное, чтобы государство не злоупотребляло своим монопольным положением на рынке - на неравные условия частного бизнеса и государственного как фактор, мешающий развитию, указали 38,6%.
Вторыми по зловредности стали высокие арендные ставки, которые «мешают» и «очень мешают» развитию 56,7% респондентов. После обещанного уменьшения арендных ставок 48,9% МСП отметили, что они выросли, 34,4% - что остались на старом уровне, и только 7,8% отметили их снижение. Это крайне негативная оценка предложенных властями изменений в порядок расчета арендных ставок, которые в условиях ужесточения конкуренции, роста цен на бензин, электроэнергию и ЖКУ, завышены как минимум в два раза. Кроме того, для быстрого и адекватного реагирования рынка недвижимости на изменения внутреннего и внешнего спроса нужно полностью приватизировать офисные, складские и производственные помещения.
В пятерку самых больших препятствий для развития частного бизнеса в Беларуси также вошли: дороговизна кредитов, слабая защита прав собственности и высокие бюрократические барьеры. Их преодоление увеличивает издержки бизнеса на 10-15% их валовой выручки.
Власти активно говорят о либерализации, но 46,3% МСП заявляют, что ничего в условиях работы на рынке не поменялось. Об улучшении деловой среды заявили 36,6% (о значительном улучшении - 8,2%), об ухудшении - 14,2% респондентов. Очевидно, что от облегчения процедуры регистрации предприятий и мелких административных процедур польза небольшая.
Ресурс косметических мер по улучшению делового климата практически исчерпан. Чтобы достичь благородной цели, озвученной президентом с подачи Нацбанка и независимых экспертов, - войти в Тоp-30 стран мира с самым благоприятным деловым климатом, - а заодно поддержать МСП, нужно переходить к радикальным шагам. Менять налогообложение, снижать штрафы, существенно сокращать арендные ставки, отменять лицензирование торговли и разного рода услуг, отпускать цены, упрощать процесс прохождения административных процедур и уменьшить их стоимость. Однако более 64% представителей малого бизнеса не верят в то, что это осуществимо.

 Ярослав РОМАНЧУК

Источник: Исследование «Развитие малых и средних предприятий в Беларуси». Исследовательский центр ИПМ, апрель 2010г.




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

29.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

29.03.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация