Новости

Экономическое положение малых и средних предприятий ухудшилось

За 2009г. экономическое положение 56,2% малых и средних предприятий (МСП) Беларуси ухудшилось. Об улучшении заявили только 19,5% МСП. Прибыль сократилась у 53,5%, выросла у 11,7% компаний. Значительно больше МСП, сокративших занятость (в 2,7 раза больше тех, кто заявил об увеличении) и инвестиции (в 5,5 раза). 73% МСП констатируют падение покупательной способности населения страны, 47,5% указывают на задержку в оплате поставленной продукции. В 2010г. большинство надеется удержаться на уровне 2009г. Таковы результаты исследования «Развитие малых и средних предприятий в Беларуси», в конце апреля презентованного Исследовательским центром ИПМ.

<spravka>Справка «БелГазеты». 389 респондентов общенационального опроса пропорционально представляли все сектора экономики, организационно-правовые формы, размер, возраст коммерческих организаций и регионы. Наибольшее число МСП занято в торговле (37,5%) и производстве (23,5%). Почти у половины число работников составляет от 11 до 50 человек, в каждом пятом малом бизнесе занято менее 10 работников. 36,5% МСП работают в Минске, еще 19,1% - в Минской области. Если в областных центрах еще тлеет некая предпринимательская активность, то в провинции ее практически нет. Доля МСП в областях колеблется от 0,3% в Могилевской до 6,2% в Витебской области от общего числа МСП по стране.

Между «выжить» и «вырасти»
В оценках предпринимателей в полной мере проявилась типичная национальная черта - памяркоўнасць. 56,5% опрошенных МСП оценили свое экономическое положение как «ни плохое, ни хорошее». Оптимистов (тех, кто считает экономическое положение своих предприятий «очень хорошим» и «скорее хорошим») чуть больше (23,6%), чем пессимистов (оценки «очень плохое» и «скорее плохое»). Таких 19,9%. Но временное равновесие едва ли можно считать устойчивым - его может нарушить девальвация, дальнейший рост неплатежей госсектора, падение внутреннего спроса или ужесточение конкуренции на отечественном рынке. Тем более что 77,3% МСП считают, что конкурентов у них много, хотя оценки западных или украинских бизнесменов говорят, что настоящей жесткой конкуренции у нас еще пока не было.
68,2% респондентов утверждают, что конкуренция за последние три года усилилась, но, несмотря на это, 58,3% МСП считают задачу по экспансии и развитию бизнеса «важной» и «очень важной». Задачу «выжить» ставят 45,9%. Из внутренних факторов белорусским МСП больше всего помогают наличие команды (по шкале от «1» до «5» 55,3% опрошенных посчитали, что этот фактор «очень помогает»), делегирование полномочий (51,6%), диверсификация рынков сбыта (51,5%), низкие издержки на производство продукции (47,6%), способность производить конкурентоспособную продукцию (45,9%), а также знакомства и хорошие отношения с органами власти и влиятельными лицами (44%). Высокая значимость последнего фактора указывает на сильно забюрократизированную природу белорусской экономики, в которой люди коммерческого успеха, предприниматели в самых престижных офисах и дорогих иномарках - это не чемпионы рыночных решений, а мастера номенклатурных связей.
Палки в колёсах бизнеса
Больше всего успешному развитию малого и среднего бизнеса мешает конкуренция - 62% респондентов по шкале от «1» до «5» поставили этому фактору высшие оценки «4» и «5». Стремление бизнеса к монополии известно, но такой статус может дать только государство. Далеко не каждое малое предприятие может «выбить» себе у государства эксклюзив, поэтому надо привыкать к еще более жесткой конкуренции, к банкротству и регулярной перезагрузке коммерческих проектов. Главное, чтобы государство не злоупотребляло своим монопольным положением на рынке - на неравные условия частного бизнеса и государственного как фактор, мешающий развитию, указали 38,6%.
Вторыми по зловредности стали высокие арендные ставки, которые «мешают» и «очень мешают» развитию 56,7% респондентов. После обещанного уменьшения арендных ставок 48,9% МСП отметили, что они выросли, 34,4% - что остались на старом уровне, и только 7,8% отметили их снижение. Это крайне негативная оценка предложенных властями изменений в порядок расчета арендных ставок, которые в условиях ужесточения конкуренции, роста цен на бензин, электроэнергию и ЖКУ, завышены как минимум в два раза. Кроме того, для быстрого и адекватного реагирования рынка недвижимости на изменения внутреннего и внешнего спроса нужно полностью приватизировать офисные, складские и производственные помещения.
В пятерку самых больших препятствий для развития частного бизнеса в Беларуси также вошли: дороговизна кредитов, слабая защита прав собственности и высокие бюрократические барьеры. Их преодоление увеличивает издержки бизнеса на 10-15% их валовой выручки.
Власти активно говорят о либерализации, но 46,3% МСП заявляют, что ничего в условиях работы на рынке не поменялось. Об улучшении деловой среды заявили 36,6% (о значительном улучшении - 8,2%), об ухудшении - 14,2% респондентов. Очевидно, что от облегчения процедуры регистрации предприятий и мелких административных процедур польза небольшая.
Ресурс косметических мер по улучшению делового климата практически исчерпан. Чтобы достичь благородной цели, озвученной президентом с подачи Нацбанка и независимых экспертов, - войти в Тоp-30 стран мира с самым благоприятным деловым климатом, - а заодно поддержать МСП, нужно переходить к радикальным шагам. Менять налогообложение, снижать штрафы, существенно сокращать арендные ставки, отменять лицензирование торговли и разного рода услуг, отпускать цены, упрощать процесс прохождения административных процедур и уменьшить их стоимость. Однако более 64% представителей малого бизнеса не верят в то, что это осуществимо.

 Ярослав РОМАНЧУК

Источник: Исследование «Развитие малых и средних предприятий в Беларуси». Исследовательский центр ИПМ, апрель 2010г.




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
www.viator.sk     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом