Новости

Несмотря на финансовый кризис, МВФ может выдать Беларуси кредит

В октябре 2008г. Международный валютный фонд опубликовал очередной доклад о состоянии финансовой стабильности в мире (Global Financial Stability Report). На этот раз речь идет о финансовом стрессе и расшивке долгов. Время финансирования задолженностей за счет кредитной экспансии и продажи «фантиков» под видом ценных бумаг на рынке закончилось. Началась то же самое, только на деньги налогоплательщиков. По-научному - делеверизация (deleveraging), спасение крупных финансовых учреждений ресурсами центральных банков и правительств и банкротства менее значимых организаций.

Ярослав РОМАНЧУК

Делеверизация - красный флаг для инвесторов. МВФ открытым текстом говорит, что мировой финансовой системе требуется даже не перестройка, а серьезная встряска. Богатые страны руками крупных банков, инвестиционных компаний, финансовых фондов активно строили финансовую пирамиду. Стройка забуксовала. На $60 трлн. мирового ВВП приходится около $600 трлн. денег и разных финансовых инструментов. Начался демонтаж. По оценкам МВФ, на октябрь 2008г. будет списано «плохих» долгов на $1,4 трлн. И это только начало.

Делеверизация запущена и будет продолжаться. Как показывает анализ действий центробанков и правительств в сентябре-ноябре 2008гг., в финансовую систему мира запущены огромные ресурсы. Частично они являются деньгами налогоплательщиков: бедный платит за богатого. Львиная доля спасительной ликвидности представляет собой свеженапечатанные доллары, евро, фунты, йены и другие виды «фантиков».

Федеральная резервная система (ФРС) США, Европейский центробанк (ЕЦБ), Банк Англии, центральные банки Японии, Швейцарии, Австралии - всех подключили к процессу спасения нерадивых менеджеров и активов их работодателей. В их поддержку выступили министерства финансов. Полетели в корзину десятилетиями нарабатывавшиеся правила финансовой ответственности, жесткие стандарты к заемщикам, залогу, балансу.

Логика авторов такого подхода примерно следующая: если к $600 трлн. денег и разнообразных финансовых производных (сколько из них «плохих», мы до сих пор не знаем - то ли $5 трлн., то ли $25 трлн.) добавить еще пару-тройку «пустых», т.е. свеженапечатанных триллионов разных денег (доллары, евро, йены, фунты), то от этого кризис магическим образом растворится в воздухе, доверие инвесторов, вкладчиков и предприятий вернется, а реальный сектор снова заработает на полную мощь во имя устойчивого роста. По мнению МВФ, для роста кредитования частного сектора и усиления банковской системы основным глобальным банкам понадобится около $675 млрд. На вопрос, где их взять, они уверенно отвечают: напечатать!

Пять мантр от МВФ

Опыт предыдущих кризисов и знание ситуации позволяют МВФ выделить пять принципов для восстановления доверия. Первый принцип: «принимайте системные, своевременные меры, суть которых вы четко доносите до экономических субъектов». Предприятия должны снижать затраты, очистить балансы от «плохих» долгов и увеличить свою кредитоспособность. Кредитные ресурсы должны попадать в руки надежных предприятий, которые из-за финансового кризиса не могут найти адекватные источники займов. Но, как показали события последних трех месяцев, господдержку получают не «хорошие», а проблемные банки и финансовые учреждения.

Фонд советует правительствам брать на себя плохие активы для обеспечения упорядоченной «расшивки» долгов частными организациями. Звучит как призыв к национализации. В свое время так поступали власти Финляндии и Швеции. Не исключено, что такая временная национализация с последующей продажей активов поможет Германии, Ирландии или США. Но в постсоветских странах предоставление бюджетных или кредитных денег обанкротившимся банкам или предприятиям выливается в очередной «дерибан» госресурсов в пользу лоббистских групп.

Второй принцип МВФ: «Все страны должны проводить последовательную, разумную политику для стабилизации глобальной финансовой системы и достижения максимального положительного эффекта и минимизации негативного воздействия на других».

Третий принцип: «Обеспечивайте быстрый ответ после выявления кризисных явлений в самой начальной фазе их развития». В случае Беларуси ранняя система предупреждения явно не сработала. Вплоть до IV квартала 2008г. белорусское правительство отрицало воздействие финансового кризиса на нашу страну. В октябре власти вдруг всполошились…

Четвертый принцип: «Заверьте экономических субъектов, что экстренные меры госвмешательства временны и что интересы налогоплательщиков защищены». Это еще одно утопическое пожелание, особенно для Беларуси, Украины или России. У нас временные меры остаются надолго, а провалы в выборе стратегии и некомпетентном управлении традиционно закрываются бюджетными дотациями.

МВФ говорит, что действия правительства должны быть прозрачными, подотчетными и не создавать моральной угрозы, т.е. ситуации, когда банкроты вольны делать все что угодно, потому что правительство все равно их спасет. Но в Беларуси правительство действует в закрытом от населения и бизнеса режиме. В сентябре-октябре Совмин уверял, что нашей финансовой системе и экономике ничто не грозит. Был принят чрезвычайно оптимистичный бюджет на 2009г. Не прошло и месяца после его одобрения, как вдруг понадобился экстренный кредит для спасения от финансового кризиса.

Пятый принцип: «Ставьте цель добиться в среднесрочной перспективе создания более здоровой, конкурентной и эффективной финансовой системы». Речь идет о создании полноценных рыночных институтов, строгой дисциплине и надежной системе надзора за финансовыми учреждениями. Важны эффективные механизмы банкротства и безусловной ответственности за инвестиционные решения.




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация