Новости

Что написано пером

Выполнять безграничные гарантии государства перед вкладчикам будет специальное Агентство с ограниченными ресурсами.

 
Ирина КРЫЛОВИЧ
 

Рассмотрим более внимательно документы, принятые на прошлой неделе, и постараемся оценить, насколько же реально изменилась ситуация для вкладчиков и банков.

 
Для всех и каждого.
 

В соответствии с Декретом президента № 22 "государство гарантирует полную сохранность денежных средств физических лиц в белорусских рублях и иностранной валюте, размещенных на счетах и (или) во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь, и возмещение 100 процентов суммы этих средств в валюте счета либо вклада (депозита) в случае принятия Национальным банком решения об отзыве у банка специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предоставляющего право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты), в целом либо в части осуществления такой банковской операции".

 

Декретом отменяется Декрет № 4 от 1998 года, в соответствии с которым государство гарантировало полную сохранность средств и их возврат по первому требованию с учетом начисленных процентов, размещенных физлицами в иностранной валюте на счетах и во вкладах (депозитах) в шестерке так называемых уполномоченных банков: Беларусбанке, Белагропромбанке, Белпромстройбанке (БПС-Банке), Белинвестбанке, Белвнешэкономбанке и Приорбанке.

 

Что же касается средств в белорусских рублях, то предыдущий декрет их сохранность не гарантировал даже в этих банках, но параллельно существовала норма в законодательстве, которая гарантировала возврат вкладов в любых банках и в любой валюте лишь в размере, эквивалентном 1.000 USD.

 

Летом текущего года был принят Закон "О гарантировании возмещения банковских вкладов (депозитов) физических лиц", который вступает в силу с 1 января 2009 года. Но с момента принятия закона еще до вступления его в силу (то есть на момент принятия Декрета № 22) уже действовала норма закона о гарантировании всех вкладов в любых валютах в сумме до 5.000 EUR. Отметим, что эта сумма была выбрана не случайно: по официальным данным, порядка 90% вкладов, размещенных в белорусских банках, не превышают 5.000 EUR (больше еще просто не накопили).

 

В Декрете № 22, в отличие от предыдущего декрета, не упоминаются проценты по вкладу, однако широкое толкование понятия вкладов в существующем законодательстве, к которому относятся и средства на счетах, позволяет говорить о том, что в случае, если проценты уже были начислены по вкладу, они должны быть возвращены.

 

Также отсутствует в новом декрете норма о возврате средств "по первому требованию". Декрет определяет, что возврат вкладов будет осуществляться в соответствии с законодательством, то есть с 1 января 2009 года это будет происходить в соответствии с уже упоминавшимся законом о гарантировании возврата вкладов, где данная процедура описана.

 
Агентство на случай беды.
 

Заниматься возмещением вкладов, согласно закону, будет Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Декретом № 22 определяются некоторые особенности по созданию и функционированию этой госструктуры.

 

Самым интересным, пожалуй, является снижение для Беларусбанка норматива календарных отчислений средств в резерв агентства. По закону о гарантиях возврата вкладов, банки должны были отчислять ежеквартально 0,3% от суммы остатков по вкладам на своих счетах на отчетную дату. Декрет устанавливает для Беларусбанка первый календарный взнос на уровне 0,037% с последующим поквартальным увеличением на 0,022%. В соответствии же с законом Беларусбанк будет платить взносы с 2012 года.

 

Кроме того, декрет предписывает Нацбанку перечислить в резерв агентства 100 млрд. BYR, столько же поручено перевести правительству. С учетом имеющегося уже на сегодняшний день резервного фонда в размере 75 млрд. BYR первоначальная сумма резерва агентства составит 275 млрд. BYR, а с 1 января к ней будут добавляться разовые (при постановке на учет в агентство) и календарные взносы банков. Декретом также устанавливается, что с 2010 года Нацбанк будет направлять в резерв 80% своей прибыли.

 

В итоге сумма резерва агентства должна держаться на уровне 5% от всех привлеченных вкладов в стране. В случае превышения этого порога взносы для банков будут уменьшаться, в случае понижения — увеличиваться.

 

Для проблем, которые могут возникнуть у одного-двух банков с возвратом вкладов, этого, в принципе, достаточно, тем более что агентство имеет право брать бюджетные займы, кредиты под гарантии правительства и т. д. в случае нехватки средств. Более серьезные проблемы могут возникнуть, если на грани банкротства окажутся самые крупные госбанки. Но это уже вопросы о доверии самому государству, а не банкам.

 

Многих вкладчиков в декрете испугало то, что возвращать вклады государство будет только в случае отзыва лицензии у банка, а что же делать, если банк, у которого лицензия не отозвана, просто отказывается вернуть вклад в срок? Отметим, что отказ банка от выполнения своих обязательств перед вкладчиками, согласно Банковскому кодексу, является однозначным основанием для отзыва или приостановления лицензии.

 

Кроме того, физическое лицо, которому банк отказался выдавать вклад, сможет обратиться в агентство, а оно уже обязано истребовать у такого банка информацию о причинах отказа физическому лицу в исполнении обязательства, ходатайствовать перед Национальным банком об организации проверки банка и применения к банку мер воздействия. Нацбанк в течение 14 дней с даты получения ходатайства агентства обязан отреагировать.

 
Декларировать не требуется.
 

Еще одной особенностью декрета является отмена декларирования. Декрет устанавливает, что "денежные средства, размещенные физическими лицами на счета и (или) во вклады (депозиты) в банках РБ, их выдача, а также перевод со счетов (вкладов) в банках других государств в банки РБ не подлежат декларированию". Правда, не уточняет, о каком именно декларировании может идти речь.

 

По крайней мере, как сообщили в одном из белорусских банков, и раньше при оформлении вкладов банки не требовали и не оформляли никаких деклараций независимо от суммы вклада. Отметим, что Закон "О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств" и ранее освобождал банковские операции с денежными средствами физлиц от необходимости декларирования источника денежных средств, за исключением переводов средств за пределы РБ.

 

Тем не менее упоминание в декрете средств, которые переводятся из зарубежных банков в белорусские, может действительно открыть какие-то новые возможности для перетока капитала.

 

По крайней мере, ранее налоговые органы всегда уделяли повышенное внимание денежным средствам, поступившим на счета физлиц из-за границы. Достаточно сказать, что в новой редакции закона о подоходном налоге с физических лиц, который был принят на осенней сессии Национального собрания, содержится норма о необходимости декларировать и уплачивать подоходный налог со всей суммы займов, кредитов или ссуд, полученных белорусскими гражданами из-за границы. И только после погашения займа и предоставления соответствующего документа об этом сумма уплаченного налога будет плательщику возвращена.

 

Некоторые эксперты уже окрестили отмену необходимости декларирования амнистией капиталов и подчеркнули, что таким образом, возможно, удастся вернуть вывезенные ранее за пределы РБ денежные средства белорусских граждан.

 
Беспороговый рай.
 

Этому, по их мнению, будет способствовать и норма Указа № 601 "Об отдельных вопросах осуществления банками финансовых операций", который был подписан вместе с Декретом № 22.

 

Указ отменяет для Нацбанка, банков и небанковских кредитно-финансовых структур необходимость регистрации в специальных формулярах финансовых операций, сумма которых превышает 2.000 базовых величин для физических лиц и 20.000 БВ для юридических, которые в соответствии с законом "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности" ранее относились к операциям, подлежащим особому контролю. (Еще раз подчеркнем, что указом отменяется действие всего абзаца статьи 6 Закона, так что это касается не только физических, но и юридических лиц.)

 

Формуляры, которые заполняют банки по операциям, подлежащим особому контролю, отправляются в Департамент финансового мониторинга (ДФМ) Комитета госконтроля. Данная процедура была достаточно хлопотной для банков, так как охватывала широкий круг финансовых операций: с наличными денежными средствами; по банковским счетам и вкладам (депозитам) клиентов; по международным расчетам и денежным переводам (почтовым, телеграфным, электронным); с движимым и недвижимым имуществом; с ценными бумагами; по займам и кредитам, связанным с международными переводами; по переводу долга и уступке требования.

 

При этом банки, которые заполняли и отправляли формуляры в электронном виде, вынуждены были хранить у себя копии формуляров на бумажном носителе, и, как отмечали банкиры, количество бумажных документов нарастало с такой скоростью, что банкам приходилось выделять под их хранение дополнительные площади.

 

Вместе с тем в отмене необходимости заполнять формуляры на пороговые по сумме сделки есть весьма пикантный момент, так как эта норма была связана с борьбой с отмыванием денег и финансированием терроризма. А порог сумм, которые принято ставить под особый контроль, в нашей стране и так был гораздо выше, чем во многих развитых странах. Об этом, в частности, говорил директор ДФМ Валерий Ярошевский летом прошлого года на одной из пресс-конференций.

 

По его словам, в США для физических лиц данная сумма составляет 10.000 USD, в Европе — 10.000 EUR. Несмотря на это, как подчеркивал В. Ярошевский, внутри страны часто приходится слышать мнения о том, что порог нужно увеличивать. Однако со стороны международных организаций Беларуси выставляются как раз претензии в слишком завышенном пороге. По сути, по словам В. Ярошевского, это является единственной серьезной претензией к органам финансового контроля Беларуси, которые занимаются предотвращением отмывания незаконных доходов и финансирования терроризма.

 

Таким образом, под шумок кризиса в стране победили те, кто предлагал порог повышать, а не снижать, а банкам удалось избавиться от плохо отработанной процедуры оформления соответствующих формуляров. И это, возможно, одно из немногих реально действенных для банковской системы достижений вышедших документов, которое, однако, может значительно ухудшить имидж Беларуси, превратив ее в глазах мирового сообщества в "прачечную".

 

Однако для преодоления этих негативных последствий в Указе № 601 все же найден компромисс. Несмотря на полную отмену денежного порога для сделок, подлежащих особому контролю, установлен порог по финансовым операциям, при которых необходима идентификация личности, — теперь он составляет 1.000 базовых величин, то есть фактически снижен вдвое (опять-таки отметим, что в указе нет ссылки на физических лиц и, вероятно, это будет касаться и операций, проводимых с денежными средствами юрлиц).

 

Так что формально принцип "знай своего клиента", являющийся одним из основных требований в практике борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, будет выполнен.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация