Новости

Хотя кризис и отменяется

Беларуси не избежать последствий спада в России, но разработать стратегию их смягчения необходимо.

 
Александр АЛЕСИН
 

В последние несколько недель в информационном пространстве шла ожесточенная полемика о том, насколько разрушительным для народного хозяйства РБ окажется мировой финансовый кризис. Официальные эксперты заявляли, что влияние глобальных потрясений на нашу экономику будет незначительным. Независимые аналитики, напротив, предрекали конец "белорусскому экономическому чуду".

 

Правда, на днях президент РБ положил конец всякому разномыслию в рядах госчиновников, заявив, что "в стране кризиса нет и ни о каком кризисе речь идти не будет". И ни у кого не получится под предлогом кризиса снизить производственные показатели и не платить зарплату людям.

 

Тем не менее знать о реальном положении дел и о том, что нас ожидает в ближайшие месяцы, было бы желательно.

 

Нет лучшего способа определить, затронул ли глобальный финансовый кризис Беларусь (и если затронул, то в какой мере), чем анализ динамики зарубежных продаж отечественных товаров.

 

Другое дело, что данные статистики публикуются с определенным временным лагом и текущее состояние международной конъюнктуры им не соответствует. Однако тенденции экономического развития, имеющие глубинный и, следовательно, долгосрочный характер, проследить все же можно.

 
Статистика знает все.
 

Итак, если исходить из отчетов наших статистических органов, с января по август 2008 г. совокупный экспорт Республики Беларусь в денежном выражении вырос на 57,7% относительно аналогичного периода 2007 г. — до 23 млрд. 695,9 млн. USD.

 

При этом отгрузка в дальнее зарубежье (то есть за пределы СНГ) увеличилась на 65,3% (до 13 млрд. 283,5 млн. USD), а ее удельный вес в общем объеме заграничных поставок достиг 56,06%. Экспорт в страны СНГ поднялся на 50,8% (до 10 млрд. 412,4 млн. USD), а его доля — до 43,941%. В том числе продажи белорусских товаров в Россию выросли на 37,6% и достигли отметки 7 млрд. 599,1 млн. USD, или 32,07% от их совокупного объема.

 

Таким образом, основной объем валютной выручки притекает в Беларусь из-за пределов Содружества, а следовательно, и состояние ее платежного баланса во многом зависит от объемов продаж в дальнее зарубежье. Бросается в глаза и то обстоятельство, что в структуре этих поставок чрезвычайно высок удельный вес энергоносителей и удобрений. Совокупный объем вывоза в страны вне СНГ нефтепродуктов (6 млрд. 912 млн. USD), калийных (2 млрд. 209,5 млн. USD) и азотных (1 млрд. 225,09 млн. USD) туков оценивается в 10 млрд. 347 млн. USD и составляет 77,89% от "дальнего" экспорта. Еще 698,53 млн. USD (5,3%) дают черные металлы.

 

На этом фоне мизерными выглядят объемы и доли поставок за рубежи СНГ продукции флагманов нашего машиностроения: экспорт седельных тягачей в стоимостном выражении составляет 14,31 млн. USD (0,001% от внешних поставок в целом), грузовых автомобилей — 51,56 млн. (0,39%), тракторов — 17,66 млн. USD (1,33%). Основное же количество сложнотехнических изделий отечественной промышленности было востребовано в ближнем зарубежье.

 

В общем, грубо говоря, добывающие отрасли и нефтепереработка обеспечивают белорусскую экономику инвалютой, тогда как машиностроение и металлообработка — лишь оплачиваемую занятость многочисленного персонала индустриальных гигантов.

 
Тормозит, болезная.
 

Согласно статданным, за 8 месяцев 2008 г. за рубеж вывезено 41,4 тыс. белорусских тракторов (что на 14,1% превышает показатель того же периода 2007 г.). В том числе экспорт тракторов в страны дальнего зарубежья снизился на 17,6% и составил 12 тыс. шт. (28,99% всего экспорта). В страны СНГ их было поставлено 29,4 тыс. шт. (135,3% к уровню аналогичного периода 2007 г.), или 71,01% от общего количества экспортированных. В том числе в Россию поступило 19,1 тыс. шт. (+44,8%), или 46,13%.

 

Между тем если рассматривать ситуацию с начала второго полугодия помесячно, то она выглядит отнюдь не оптимистично. Так, в июне отгрузка тракторов в Россию основной рынок для МТЗ) составила 2,5 тыс. шт., а затем произошло падение: в июле и августе в РФ было отправлено по 2,2 тыс. машин, что на 12% меньше, чем в июне (для сравнения: в первом полугодии текущего года ежемесячный темп отгрузки составлял в среднем 2,45 тыс. шт.).

 

Неоднозначно обстоят дела и с зарубежными поставками седельных тягачей. С валовыми показателями вроде бы все в порядке. Всего c января по август этих транспортных средств было вывезено 5.694 шт. (+18,2%). В страны дальнего зарубежья экспорт тягачей увеличился на 65,4%, но абсолютная величина этих продаж составила всего 253 шт., а удельный вес — 4,44%. В СНГ их было поставлено 5.441 шт. (+16,6%), или 95,56% от всего экспортированного количества. В том числе в Россию было отгружено 4.362 шт. (+15,6%), или 76,61% от всего количества. А вот помесячная отгрузка "седельников" в РФ в отслеживаемые нами месяцы выглядела таким образом: в июне — 648 шт., в июле — 465 (-28,24% к июню), в августе — 530 (-18,21% к июню, +13,98% к июлю). Среднемесячный объем отгрузки cедельных тягачей в первом полугодии — 561 шт.

 

Что касается грузовых автомобилей, то за 8 месяцев их было продано за рубеж 8.893 шт. (-3,1%). За пределы СНГ — 502 шт., что на 43% меньше прошлогоднего уровня. Доля "дальнего" экспорта в общем количестве поставок составила 5,64%. В страны СНГ поcтупил 8.391 грузовик (+1,3%), или 94,36% от совокупного экспорта. В Россию из этого числа было отгружено 6.234 шт. (-1,2%), что составило 70,1% от общего объема продаж грузовых авто. При этом в июне их было экспортировано 847 шт., в июле — 745 (-12,04% к июню), в августе — 694 (-18,04% к июню, -6,85% к июлю). Среднемесячный объем отгрузки грузовых автомобилей в первом полугодии — 799 шт.

 
"Шило" все-таки вылезло.
 

На основании вышеизложенного напрашивается вывод о сокращении экспорта белорусской промышленной продукции в Россию в последние месяцы. И многие аналитики говорят о том, что падение платежеспособного спроса на инвестиционные товары на рынке союзного нам государства (конечно же, спровоцированное мировым финансовым кризисом) способно остановить подъем белорусской экономики.

 

Во всяком cлучае, в сентябре в Беларуси наблюдалось падение объемов промышленного производства относительно августа на 7,4%. А по ряду видов продукции отмечен рост товарных запасов относительно 1 октября 2007 г. В частности, подшипников — на 5,7%, автоприцепов и прицепов — на 7,6%, грузовых автомобилей — на 50%, комбайнов зерноуборочных — на 45,5%, холодильников и морозильников — на 77,1%.

 

И таких позиций могло быть больше, если бы некоторые заводы не переправляли продукцию в Россию и не накапливали бы ее на территории своих торговых домов, подальше от бдительного ока госконтроля.

 

Часть отечественных предприятий, желая разгрузить свои склады, идет другим путем, поставляя продукцию потребителям с отсрочкой оплаты, то есть выдавая им товарный кредит. Например, Минский автозавод, если верить "Российской газете", дает отсрочку на месяц-полтора. Помимо этого, МАЗ совместно с Белвнешэкономбанком намерен до конца нынешнего года вложить 10 млн. USD в развитие лизинговых схем продажи — эти средства будут предоставлены предприятию в Москве, реализующему минские автомобили по лизингу.

 

Насколько можно понять из публикаций СМИ, подобным образом намереваются подтолкнуть сбыт и ускорить движение оборотных средств и крупнейшие российские автозаводы. Правда, для этого нужны немалые деньги.

 

Однако ситуация в России резко ухудшается, и подобная стратегия может не сработать. Как следует из результатов опроса руководителей промышленных предприятий, проведенного Институтом экономики переходного периода (ИЭПП), спрос на промпродукцию в стране упал до беспрецедентных для последефолтного периода значений. В октябре 2008 г. он сопоставим с показателями октября 1998 г. В отчете ИЭПП делается вывод: столь масштабное падение спроса свидетельствует, что промышленность только втягивается в кризис.

 

Похоже, что это понимает и руководство флагманов российской индустрии. В частности, Волжский автозавод собирается на три недели (с 29 декабря 2008 г. по 18 января 2009 г.) остановить главный конвейер. С помощью этой меры высшие менеджеры АвтоВАЗа надеются привести объемы производства в соответствие со спросом на рынке. Вынужденные каникулы работников предприятия будут оплачиваться в размере двух третей от среднемесячной заработной платы.

 

Однако, насколько можно понять из заявлений, сделанных президентом РБ Александром Лукашенко в конце прошлой недели, подобные методы разруливания рыночной ситуации являются запретными для директоров белорусских предприятий. Любой ценой они должны обеспечить работу и зарплату руководимым им коллективам.




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
МИД
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД    

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом