Новости

Бюджетные расходы-2009

В 2009г. чиновники намерены потратить $35,5 млрд. денег налогоплательщиков. Таков размер расходной части консолидированного бюджета. Это на $7,4 млрд. больше, чем ожидает потратить правительство в 2008г. В рублях увеличение расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008г. планируется на 26,3%. Ожидаемый профицит этого года Br2,7 трлн. превратится в дефицит Br2,8 трлн.

Ярослав РОМАНЧУК


Рука дающего не оскудела

Анализ структуры и динамика расходной части бюджета оставляет впечатление, что в будущем году власть готовится не к кризису, а к очередным выборам. Расходы на ключевые госорганы увеличиваются сразу на 36,6% и составят Br34,4 млрд. Это почти столько же, сколько получает все Нацсобрание (Br34,9 млрд.). Для сравнения: на содержание бюджетных организаций Минсельхозпрода будет выделено Br62,2 млрд., т.е. гораздо больше, чем на весь парламент. На финансовые и налоговые органы будет израсходовано Br453,4 млрд. (на 34,8% больше). В целом расходы по разделу «общегосударственная деятельность» в 2009г. составят Br8870 млрд., или 5,7% ВВП.

Расходы на национальную экономику в 2009г. увеличатся на 22,2%. В 2009г. они составят Br19,1 трлн. - на 70,8% больше, чем в 2007г. Из этой суммы сельское хозяйство только напрямую из бюджета получит Br4,6 трлн. Позитивной корреляции между ростом бюджетных расходов и увеличением конкурентоспособности белорусского продовольствия до сих установить не удалось.

Органы МВД ожидает увеличение бюджетных расходов на 31,6% по сравнению с 2008г. Это на 49% больше, чем в 2007г. На государственные нотариальные конторы бюджет планирует потратить Br32,2 млрд., что на 42,7% больше, чем в 2008г. Государство вынуждено дотировать этот прибыльный во всем мире бизнес.

Резко увеличатся расходы по статье «промышленность, строительство и архитектура» - более чем в 2 раза, до Br1,49 трлн. При этом расходы на промышленность в госбюджете сокращаются на 2,1%, зато по неясной статье «прочие вопросы в области промышленности, строительства и архитектуры» они взлетают в 14,3 раза, до Br753млрд. Расходы по транспорту в 2009г. сокращаются сразу на 13,4%, зато по статье «иные вопросы в области транспорта» вырастают на 10,6%. Бюджетные расходы на жилищно-коммунальные расходы будут увеличены на 28,8% и составят Br3,94 трлн. По сравнению с 2007г. это на 52,3% больше.

Предчувствие кризисных явлений убедило правительство увеличить расходы на здравоохранение на 34,7%. Они составят Br6,55 трлн., или 4,2% ВВП. Медпомощь населению «потянет» на 84% этой суммы. Большая сумма из республиканского бюджета будет потрачена на расплывчатые «другие вопросы в области здравоохранения».

Культура получит бюджетную поддержку в объеме Br899 млрд. (+35,5%), физкультура и спорт - Br583 млрд. (+31,6%), а СМИ - Br234 млрд. (+22%) Не обидели законодатели систему образования: на нее выделено Br8856 млрд., что на 36% больше, чем в 2008г. Эти расходы увеличены с 5,3% ВВП в 2008г. до 5,7% в 2009г. Формальная социальная ориентация бюджета растет, но рост доходов бюджетников будет «съеден» еще более динамичным ростом цен. Расходы на социальную политику планируются увеличить на 25,9%, до Br21трлн. (13,6% ВВП). Львиную их долю (83,4%) будут составлять траты по статье «другие вопросы в области социальной политики». На выплату пенсий будет потрачено Br13863,5 млрд. Общий бюджет ФСЗН в 2009г. планируется в объеме Br16,86 трлн.

Зажируем!

В 2009г. власти запланировали резкий рост зарплаты. Без учета средств ФСЗН расходы на нее увеличатся с Br10,974 трлн. в 2008г. (8,9% ВВП) до Br14,93 трлн. (12,1% ВВП) в 2009г. Такой взрывной рост на 36% при легко прогнозируемом напряжении с ростом выручки, прибыли и получения внешних кредитов может положить на лопатки всю экономику.

Легко сказать, что в 2009г. нужно увеличить расходы на Br15,7трлн. Гораздо сложнее ответить на вопрос, где взять доходы под эти грандиозные бюджетные планы. Правительство запланировало увеличить реальную зарплату сразу на 17,6% к уровню 2008г., как будто в 2008-09гг. у нас будет создан большой запас финансовой прочности, а промпредприятия и экспортеры чудом увеличат рентабельность как минимум на 30%.

Еще одна особенность бюджета-2009г. - увеличение субсидий ТЭК. Объем бюджетных трансфертов нефтеперерабатывающим заводам составит гигантскую сумму - Br6,9 трлн., или $3,25млрд. Это 9,1% расходной части бюджета, или 4,45% ВВП. Белорусские НПЗ платят гораздо меньше налогов, чем получают субсидий. При таком раскладе кредитов России и МВФ (в сумме $4 млрд.) хватит только на выплаты НПЗ, и еще «хвостик» останется на дотации селу.

Из-за роста долгов государства увеличиваются расходы бюджета на его обслуживание. В 2009г. платежи по уплате процентов по внешнему госдолгу увеличатся по сравнению с 2008г. в 1,3 раза, или на $63,8 млрд. В сумме мы будем тратить на эти цели $256,7 млн. (Br545,4 млрд.).

 
Кто растопырил карманы

Размер резервного фонда президента составит Br323,8 млрд. Они будут потрачены на поддержку понравившихся властям проектов. Еще Br110 млрд. уйдет на оказание финансовой помощи юрлицам и ИП. Бенефициарами станут организации Беллесбумпрома, Беллегпром, Белбиофарм, МАЗ, Минский завод колесных тягачей. МАЗ получит также Br35 млрд. на техническое переоснащение.

Завод полупроводниковых приборов получит Br14,9 млрд.; Br1,5 млрд. выбила себе Витебская бройлерная птицефабрика; Br1,6 млрд. - ОАО «Брестское пиво». На строительство культурно-спортивного комплекса «Минск-Арена» будет выделено Br115 млрд., а на строительство АЭС - Br172,4 млрд. Очередные Br30 млрд. пойдут на «Дыжынкi»; Br22,5 млрд. - на подготовку переписи населения. Для сравнения: на развитие предпринимательской деятельности в бюджете нашли всего Br1 млрд. Еще Br212,5 млн. пойдет на финансирование деятельности Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей (справка: на БРСМ будет потрачено Br17,5 млрд.).

Будет чем поживиться организациям, обслуживающим сельское хозяйство. На него из консолидированного бюджета планируется потратить Br4555,6 млрд. Из местных бюджетов выделят Br1038,6млрд. Всего на развитие АПК планируется направить Br7162,4 млрд. ($3,37 млрд.). Из этой суммы на развитие социальной сферы села выделяется Br2,5 трлн., производственной сферы - Br4653,1 млрд.

      

Расходы консолидированного бюджета

Расходы

Br млрд.
2006г.
2007г.

2008г. (утверждено)

2008г. (ожидаемое исполнение)

2009г. (утверждено)

Общегосударственные расходы

4652
6028
6817
7412
8870
Госорганы общего назначения
894
1145
1255
1292
1723
Обслуживание госдолга
393
729
959
959
953
Национальная оборона
991
1203
1260
1452
1756

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

1 719
2063
2272
2308
3055
Органы внутренних дел
763
876
986
992
1305
Органы госбезопасности
133
154
170
176
236
Органы судебной власти
94
111
124
127
177
Таможенные органы
106
126
140
140
186

Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям

242
313
335
338
439
Национальная экономика
7601
11189
12414
15623
19107
Сельское хозяйство
3308
3886
3669
3830
4556

Промышленность, энергетика, строительство

1 449
671
650
610
1486
Дорожное строительство
1 673
1803
1705
1750
2239
Охрана окружающей среды

460

538
550
567
621

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

1 966

2587
2971
3057
3939
Здравоохранение
3528
4336
4871
4864
6552
Физическая культура, спорт, культура и СМИ
918
1120
1242
1304
1723
Культура
453
579
611
663
899
СМИ
151
166
191
192
234
Образование
4788
5547
6428
6511
8856
Социальная политика
10631
13026
14935
16701
21021
Фонд соцзащиты населения
8491
10386
11899
13302
16732
Соцзащита
302
370
440
441
644

Помощь семьям, воспитывающим детей

55,9
54,1
58,3
60,3
81,4
Всего расходов
37256
47627
53762
59799
75500
 

Качество бюджетного планирования

Показатель
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009
Прогноз
Факт
Прогноз
Факт
Прогноз
Факт
Прогноз
Ожидаемое исполнение
Прогноз

Доходы консолид. Бюджета, % ВВП

44,7
48,4
46,1
48,45
44,3
50
44,5
50,5
46,9

Разница между фактом и прогнозом по доходам, процентных пункта

+3,7
+2,35
+5,7
+6
 

Расходы консолид. Бюджета, % ВВП

46,2
48
47,6
47,02
46,2
49,6
46,4
48,3
48,7

Разница между фактом и прогнозом по расходам,

процентных пункта
+1,8
-0,58
+3,4
+1,9
 

Источник: законы о бюджете РБ, 2005-09гг.




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года

27.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

26.03.2024Компания ЛОКТ ООО– это профессионалы на рынке систем видеонаблюдения,
Профессиональная установка систем видеонаблюдения под ключ с гарантией на все виды работ компания ЛОКТ ООО


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация