Новости

КУШАТЬ ПОДАНО

Едва ли в национальной экономике есть отрасль, которую и контролирующие инстанции, и рядовые потребители любят так же дружно и солидарно (хотя временами безответно), как пищепром. Тем не менее частота, с которой отрасль подвергается критике, прямо пропорциональна любви. Если в этом году проблемами «пищевки» систематически интересуется КГК, значит, не все так благостно в главной для желудков населения отрасли народного хозяйства.

 

Где вкусно, а где и грустно

В этом году пищевики впервые практически в открытую схлестнулись с ритейлерами, отказывающимися брать их продукцию на реализацию или делающими это крайне неохотно. И если раньше в качестве причины называлась недостаточная по сравнению с импортом максимальная наценка на отечественные товары, то теперь, похоже, настало время для системного разговора.

КГК констатировал: импортеры готовы оплатить привлекательное место на полках, отечественные производители - нет. Розница охотнее берет активно рекламируемый товар, в то время как среди отечественных предприятий этим занимаются единицы. Торговые точки крупных форматов (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры) заинтересованы в BTL - продвижении в местах продаж: промо-акциях, рекламной продукции в торговом зале (POSM), стеллажах с фирменной символикой и тщательно организованной выкладкой и т.п. Увы, у белорусских пищевиков и здесь не все так гладко. Актуальной применительно ко многим товарным группам остается проблема тары и упаковки - не только привлекательной, но и эргономичной, удобной.

Это маркетинг. А ведь есть еще финансовые условия и логистические процедуры: как и когда рассчитываемся, насколько регулярно поставляем товар и в каком объеме и пр. Некоторые торговые организации, разочарованные негибкостью именитых предприятий пищепрома, особенно столичных, обращаются к периферийным производителям, куда более сговорчивым. Пищевики, в свою очередь, сетуют на жесткость торговли, забывая, сколько стоит, например, их российским коллегам вход в крупные сети, и не обращая внимания на то, как меняется сама торговля.

Розница съедобная и несъедобная

Совершенно незамеченной прошла важная дата: 7 октября первый замминистра торговли Михаил Свентицкий поведал, что «впервые за многие годы в Беларуси достигнут паритет в продаже продовольственных и непродовольственных товаров». Если в 1994г. доля непродовольственного ассортимента в продажах составляла 37%, то в сентябре 2008г. чаши весов замерли в равновесии: 50% продовольственного и 50% непродовольственного ассортимента. Не секрет, что крупные форматы розничной торговли предпочитают зарабатывать на последнем, благо несъедобный товар меньше регулируется в обороте и дольше хранится. Пищевики могут надеяться, что в условиях кризиса спрос снова качнется в сторону удовлетворения самой базовой потребности - в пище, но вряд ли эти изменения будут сильными или одномоментными, особенно в условиях административного регулирования и перспектив белорусского экспорта.

Справка «БелГазеты». По данным Белстата, в январе-сентябре 2008г. розничный товарооборот через все каналы реализации составил Br36,8 трлн., на 22,7% превысив показатель аналогичного периода 2007г. в сопоставимых ценах. Розничный товарооборот торговли достиг Br35,1 трлн., или 123,4% к уровню января-сентября 2007г. Продовольственных товаров реализовано на Br18,3 трлн., непродовольственных - на Br18,5 трлн., соответственно 111% и 135,6% к уровню соответствующего периода 2007г. Объем товарных запасов в розничной торговле на 1 октября 2008г. составил Br3,4 трлн., что обеспечивает 37 дней торговли из расчета однодневного товарооборота сентября 2008г.

При этом пищевикам грех упрекать государство в недостатке протекционистских мер: доля отечественных товаров в товарообороте в среднем составляет 79%, по продовольственному ассортименту - 85,8%. Среди продуктов питания есть такие товарные группы, где этот показатель вплотную приближается к 100%, т.е. импорт минимизировать дальше некуда. За другие сегменты, например за фруктовые соки и нектары, правительство вплотную взялось совсем недавно. Ресурс регуляторных мер Минторга и других госорганов - от рекомендаций до квотирования - близок к исчерпанию, а ссылки на вывихнутое внешнеторговое сальдо применительно к продуктам питания неуместны: доля всех потребительских товаров в импорте - всего-навсего 11%. Между тем торговля все равно зарабатывает главным образом на импорте, а отечественная продукция по объективным и субъективным причинам продолжает дорожать.

Справка «БелГазеты». По оценке Главного статистического управления Минска, в январе-сентябре 2008г. цены на продовольственные товары в Минске выросли в среднем на 19,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Цены на масло растительное выросли на 83%, на макаронные изделия - на 34,4%, масло животное - на 33,8%, маргарин - на 29,8%, молоко и молокопродукты - на 29,4%, крупу и бобовые - на 27,5%, муку пшеничную - на 23,2%, сыры твердые - на 20,9%, мясо и птицу - на 20%, кондитерские изделия - на 16,9%, колбасы - на 15,8%, сельдь - на 14,6%, яйца, хлеб и хлебобулочные изделия - на 14,1%. В целом, по подсчетам Белстата, за январь-сентябрь 2008г. цены на продовольствие выросли на 9,5% по отношению к декабрю 2007г.

Меняется и структура потребления: самый характерный пример - хлебобулочные изделия, выпуск которых потихоньку снижается: в январе-сентябре 2008г. к аналогичному периоду 2007г. производство хлеба и хлебобулочных изделий упало на 1,3%, составив 419 тыс. т.

Так что перед белорусской «пищевкой» слишком много вызовов, чтобы уповать только на крепкую руку и широкую спину государства. У предприятий пищепрома отмечены наибольшие суммы убытка (Br73 млрд.), по ряду позиций рентабельность реализованной продукции ниже, чем в среднем по промышленности (в мукомольно-крупяной отрасли - 5,4%, в мясо-молочной - 4,6%), довольно значительные запасы нереализованной продукции (72,1% среднемесячного производства, рост на 8,6%). Понятно, в убытке на фоне успешных республиканских предприятий Минсельхозпрода оказываются в основном худосочные местные производители. Однако их влияние как на статистику, так и на потребительскую корзину не стоит недооценивать.

Капуста под стеклом

Проблемы белорусского пищепрома особенно рельефно проступают в такой товарной группе, как плодоовощная консервация. По данным Белстата, на 1 октября т.г. запасы плодоовощных консервов в 3,7 раза превышали среднемесячный объем производства, достигнув 73,6 млн. условных банок. При этом доля импорта в этой товарной группе за последний год основательно сократилась. По подсчетам главного статистического ведомства страны, за 9 месяцев т.г. производство плодоовощных консервов возросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 212,5 млн. условных банок.

Несмотря на все административные усилия, проблемы сбыта солянок и джемов «провисают». В одном из крупных столичных магазинов образцово выполнили рекомендации всех инстанций: выстроили вавилонскую башню из пол-литровых банок с отечественной овощной консервированной продукцией по социально значимым ценам, причем в самом что ни на есть «горячем» с точки зрения мерчендайзинга месте торгового зала. Да еще сопроводили это архитектурное чудо рекламно-патриотической распечаткой на цветном струйном принтере. Продажи многострадальных консервов чуть выросли, продажи с 1 кв. м выкладки снизились: капустно-морковно-стеклянную пирамиду покупатели обходят стороной. «Почему продвижением продукции отечественного товаропроизводителя должны заниматься мы, а не сам производитель? По такой логике нас скоро заставят и продукцию выпускать вместо него!» - вздыхает директор.

В торговом зале другого магазина продавцы охотно поделились впечатлениями о продажах белорусского консервированного горошка, о стойкой нелюбви торговли к которому много рассказывалось в СМИ. «Качество неплохое. Цена приемлемая. А вот стеклянная банка и этикетка - это какая-то порнография. Люди покупают, но заставить их покупать больше нереально», - пожимают плечами женщины.

Кстати, о таре и упаковке. Опыт частных и вполне государственных компаний (как, например, «Белрыба») свидетельствует, что переход если не на жестяную банку, то на эргономичную пластиковую тару для салатов и прочей овощной консервированной продукции весьма благотворно влияет на продажи. К слову, эта товарная группа - одна из наименее брендированных среди продуктов питания.

В условиях удорожания и оскудения внешних источников финансирования пищевикам неизбежно придется снижать издержки, договариваться с розницей, заниматься продвижением. Можно, конечно, переложить часть хлопот на КГК или Минторг, но дешевле все-таки заплатить гипермаркету за место на полках или нанять нормальный отдел маркетинга.




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати
Вход для клиентов
Приложение для Android
Навигация
Архив новостей
2016
December
ПонВтСрЧетПятСубВоск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
МИД     www.viator.sk

Каталоги предприятий
Внимание! Сайт www.b-info.by не является торговой интернет-площадкой и не оказывает услуги по размещению информации субъектам торговли.
Продажа товаров и услуг производится ТОЛЬКО В ОПТОВО-РОЗНИЧНОЙ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Все права защищены © 2016 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Декоративная венецианская штукатурка Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Деловой портал СНГ - Бизнес в России, СНГ и за рубежом