Новости

КУШАТЬ ПОДАНО

Едва ли в национальной экономике есть отрасль, которую и контролирующие инстанции, и рядовые потребители любят так же дружно и солидарно (хотя временами безответно), как пищепром. Тем не менее частота, с которой отрасль подвергается критике, прямо пропорциональна любви. Если в этом году проблемами «пищевки» систематически интересуется КГК, значит, не все так благостно в главной для желудков населения отрасли народного хозяйства.

 

Где вкусно, а где и грустно

В этом году пищевики впервые практически в открытую схлестнулись с ритейлерами, отказывающимися брать их продукцию на реализацию или делающими это крайне неохотно. И если раньше в качестве причины называлась недостаточная по сравнению с импортом максимальная наценка на отечественные товары, то теперь, похоже, настало время для системного разговора.

КГК констатировал: импортеры готовы оплатить привлекательное место на полках, отечественные производители - нет. Розница охотнее берет активно рекламируемый товар, в то время как среди отечественных предприятий этим занимаются единицы. Торговые точки крупных форматов (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры) заинтересованы в BTL - продвижении в местах продаж: промо-акциях, рекламной продукции в торговом зале (POSM), стеллажах с фирменной символикой и тщательно организованной выкладкой и т.п. Увы, у белорусских пищевиков и здесь не все так гладко. Актуальной применительно ко многим товарным группам остается проблема тары и упаковки - не только привлекательной, но и эргономичной, удобной.

Это маркетинг. А ведь есть еще финансовые условия и логистические процедуры: как и когда рассчитываемся, насколько регулярно поставляем товар и в каком объеме и пр. Некоторые торговые организации, разочарованные негибкостью именитых предприятий пищепрома, особенно столичных, обращаются к периферийным производителям, куда более сговорчивым. Пищевики, в свою очередь, сетуют на жесткость торговли, забывая, сколько стоит, например, их российским коллегам вход в крупные сети, и не обращая внимания на то, как меняется сама торговля.

Розница съедобная и несъедобная

Совершенно незамеченной прошла важная дата: 7 октября первый замминистра торговли Михаил Свентицкий поведал, что «впервые за многие годы в Беларуси достигнут паритет в продаже продовольственных и непродовольственных товаров». Если в 1994г. доля непродовольственного ассортимента в продажах составляла 37%, то в сентябре 2008г. чаши весов замерли в равновесии: 50% продовольственного и 50% непродовольственного ассортимента. Не секрет, что крупные форматы розничной торговли предпочитают зарабатывать на последнем, благо несъедобный товар меньше регулируется в обороте и дольше хранится. Пищевики могут надеяться, что в условиях кризиса спрос снова качнется в сторону удовлетворения самой базовой потребности - в пище, но вряд ли эти изменения будут сильными или одномоментными, особенно в условиях административного регулирования и перспектив белорусского экспорта.

Справка «БелГазеты». По данным Белстата, в январе-сентябре 2008г. розничный товарооборот через все каналы реализации составил Br36,8 трлн., на 22,7% превысив показатель аналогичного периода 2007г. в сопоставимых ценах. Розничный товарооборот торговли достиг Br35,1 трлн., или 123,4% к уровню января-сентября 2007г. Продовольственных товаров реализовано на Br18,3 трлн., непродовольственных - на Br18,5 трлн., соответственно 111% и 135,6% к уровню соответствующего периода 2007г. Объем товарных запасов в розничной торговле на 1 октября 2008г. составил Br3,4 трлн., что обеспечивает 37 дней торговли из расчета однодневного товарооборота сентября 2008г.

При этом пищевикам грех упрекать государство в недостатке протекционистских мер: доля отечественных товаров в товарообороте в среднем составляет 79%, по продовольственному ассортименту - 85,8%. Среди продуктов питания есть такие товарные группы, где этот показатель вплотную приближается к 100%, т.е. импорт минимизировать дальше некуда. За другие сегменты, например за фруктовые соки и нектары, правительство вплотную взялось совсем недавно. Ресурс регуляторных мер Минторга и других госорганов - от рекомендаций до квотирования - близок к исчерпанию, а ссылки на вывихнутое внешнеторговое сальдо применительно к продуктам питания неуместны: доля всех потребительских товаров в импорте - всего-навсего 11%. Между тем торговля все равно зарабатывает главным образом на импорте, а отечественная продукция по объективным и субъективным причинам продолжает дорожать.

Справка «БелГазеты». По оценке Главного статистического управления Минска, в январе-сентябре 2008г. цены на продовольственные товары в Минске выросли в среднем на 19,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Цены на масло растительное выросли на 83%, на макаронные изделия - на 34,4%, масло животное - на 33,8%, маргарин - на 29,8%, молоко и молокопродукты - на 29,4%, крупу и бобовые - на 27,5%, муку пшеничную - на 23,2%, сыры твердые - на 20,9%, мясо и птицу - на 20%, кондитерские изделия - на 16,9%, колбасы - на 15,8%, сельдь - на 14,6%, яйца, хлеб и хлебобулочные изделия - на 14,1%. В целом, по подсчетам Белстата, за январь-сентябрь 2008г. цены на продовольствие выросли на 9,5% по отношению к декабрю 2007г.

Меняется и структура потребления: самый характерный пример - хлебобулочные изделия, выпуск которых потихоньку снижается: в январе-сентябре 2008г. к аналогичному периоду 2007г. производство хлеба и хлебобулочных изделий упало на 1,3%, составив 419 тыс. т.

Так что перед белорусской «пищевкой» слишком много вызовов, чтобы уповать только на крепкую руку и широкую спину государства. У предприятий пищепрома отмечены наибольшие суммы убытка (Br73 млрд.), по ряду позиций рентабельность реализованной продукции ниже, чем в среднем по промышленности (в мукомольно-крупяной отрасли - 5,4%, в мясо-молочной - 4,6%), довольно значительные запасы нереализованной продукции (72,1% среднемесячного производства, рост на 8,6%). Понятно, в убытке на фоне успешных республиканских предприятий Минсельхозпрода оказываются в основном худосочные местные производители. Однако их влияние как на статистику, так и на потребительскую корзину не стоит недооценивать.

Капуста под стеклом

Проблемы белорусского пищепрома особенно рельефно проступают в такой товарной группе, как плодоовощная консервация. По данным Белстата, на 1 октября т.г. запасы плодоовощных консервов в 3,7 раза превышали среднемесячный объем производства, достигнув 73,6 млн. условных банок. При этом доля импорта в этой товарной группе за последний год основательно сократилась. По подсчетам главного статистического ведомства страны, за 9 месяцев т.г. производство плодоовощных консервов возросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 212,5 млн. условных банок.

Несмотря на все административные усилия, проблемы сбыта солянок и джемов «провисают». В одном из крупных столичных магазинов образцово выполнили рекомендации всех инстанций: выстроили вавилонскую башню из пол-литровых банок с отечественной овощной консервированной продукцией по социально значимым ценам, причем в самом что ни на есть «горячем» с точки зрения мерчендайзинга месте торгового зала. Да еще сопроводили это архитектурное чудо рекламно-патриотической распечаткой на цветном струйном принтере. Продажи многострадальных консервов чуть выросли, продажи с 1 кв. м выкладки снизились: капустно-морковно-стеклянную пирамиду покупатели обходят стороной. «Почему продвижением продукции отечественного товаропроизводителя должны заниматься мы, а не сам производитель? По такой логике нас скоро заставят и продукцию выпускать вместо него!» - вздыхает директор.

В торговом зале другого магазина продавцы охотно поделились впечатлениями о продажах белорусского консервированного горошка, о стойкой нелюбви торговли к которому много рассказывалось в СМИ. «Качество неплохое. Цена приемлемая. А вот стеклянная банка и этикетка - это какая-то порнография. Люди покупают, но заставить их покупать больше нереально», - пожимают плечами женщины.

Кстати, о таре и упаковке. Опыт частных и вполне государственных компаний (как, например, «Белрыба») свидетельствует, что переход если не на жестяную банку, то на эргономичную пластиковую тару для салатов и прочей овощной консервированной продукции весьма благотворно влияет на продажи. К слову, эта товарная группа - одна из наименее брендированных среди продуктов питания.

В условиях удорожания и оскудения внешних источников финансирования пищевикам неизбежно придется снижать издержки, договариваться с розницей, заниматься продвижением. Можно, конечно, переложить часть хлопот на КГК или Минторг, но дешевле все-таки заплатить гипермаркету за место на полках или нанять нормальный отдел маркетинга.




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

29.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

29.03.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация