Новости

Россия не намерена строить вторую нитку газопровода в Беларусь

Строительство второй нитки газопровода Ямал-Европа обойдется ориентировочно в $20 млрд. По информации агентства Regnum, эти цифры обнародовал начальник отдела внешнеэкономических связей Минэнергетики Беларуси Юрий Мордашкин, выступая 21 октября на III форуме союзных программ в Москве. Это позволяет вновь вернуться к сравнению второй очереди Ямал-Европа с газопроводом NordStream, в свое время охарактеризованным белорусским президентом как «дурацкий проект».

Сергей ЖБАНОВ

Юрий Мордашкин вспомнил о возможности строительства второй очереди газопровода Ямал-Европа, уповая на то, что этот проект получит новый импульс при поддержке постоянного комитета союзного государства и лично госсекретаря Павла Бородина. По словам представителя белорусского министерства, строительство второй нитки предусмотрено соглашением между правительствами России и Беларуси от 5 января 1994г. Но была построена только первая нитка, вместе с которой подготовлена инфраструктура, в частности построены подъездные пути, налажена связь, сооружены необходимые переходы к потенциальной второй нитке. Мощность второй нитки предусматривается равной первой очереди проекта, а именно 33 млрд. куб. м газа.

Учитывая параметры белорусского проекта, нетрудно предположить, что Бородину придется приложить немало усилий, чтобы побудить россиян к строительству более «умной» второй очереди газопровода Ямал-Европа. Североевропейский газопровод будет проложен по дну Балтийского моря, его мощность рассчитана на прокачку 55 млрд. куб. м газа. Уточненная стоимость строительства NordStream - 7,4 млрд. евро, или в 2 раза меньше, чем строительство второй очереди Ямал-Европа даже с учетом уже имеющейся инфраструктуры. К тому же NordStream, а не Ямал-Европа, должен избавить «Газпром» от транзитных платежей.

Попытка «Газпрома» избавиться от якобы экологических упреков стран Балтии обошлась ему в немалую сумму, но теперь Еврокомиссия не ставит под сомнение проект строительства Nord Stream, готова снять озабоченность этих стран и надеется с помощью нового канала доставки газа обеспечить диверсификацию поставок энергоносителей в регионе Балтии и Северной Европы.

Реализации проекта пока не смог помешать даже финансовый кризис. На прошлой неделе акционеры Nord Stream AG, оператора проекта строительства одноименного Северо-Европейского газопровода, сообщили, что не считают финансовый кризис препятствием для финансирования проекта. «Проект остается привлекательным для кредиторов, т.к. он имеет сильную поддержку от своих акционеров, твердую договорную структуру и является важным проектом инфраструктуры на рынке энергии с долгосрочными и устойчивыми возвратами», - говорится в заявлении оператора по итогам встречи комитета акционеров проекта. Кроме того, на заседании акционеры обсудили продвижение проекта и одобрили дальнейшие контракты для поставки материалов и строительных работ, которые будут подписаны до конца этого года.

И пока строительство газопровода NordStream не будет закончено, даже Бородину будет трудно убедить российское руководство в необходимости строительства второй очереди Ямал-Европа. На этот счет осенью 2007г. достаточно ясно высказался посол России в Беларуси Александр Суриков. Оценивать белорусское предложение дипломат предложил «с точки зрения балансов газа». «Есть чем заполнять, надо строить или «Норд-Стрим» или Ямал-Европа», - заявил Суриков. Однако анализ показал, что газа на все проекты не хватит: «Увеличить добычу на Ямале сложно, Сибирь пока не подтянулась. Есть вопросы». К тому же «Норд-Стрим» дает возможность прямых поставок газа».

В общем, «Россия уже определилась, раз начала строить «Норд-Стрим», - заявил посол, подводя черту под рассуждения. И в заключение задался риторическим вопросом: «Раз строительство СЕГ начато, что же теперь, закопать эти деньги?» Впрочем, посол мог и не рассуждать публично на эту тему, а просто сослаться на экспертизу министерства промышленности и энергетики России. Ее результат известен: пока оснований для строительства второй нитки газопровода Ямал-Европа нет. Но в этом году Александр Суриков дипломатично намекнул на возможность возвращения к вопросу строительства газопровода Ямал-Европа-2 через территорию Беларуси. «Мы не можем исключать никаких вариантов. Баланс потребления нефтепродуктов и газа в Европе свидетельствует о существенном росте их потребления», - заявил посол на пресс-конференции в августе.

Однако мировой экономический кризис, разразившийся вскоре после этого, может внести коррективы даже в многовариантные планы «Газпрома». На прошлой неделе начальник департамента внешнеэкономической деятельности российской газовой монополии Станислав Цыганков сообщил журналистам, что «Газпром» ожидает снижения средних цен на газ для Европы во второй половине следующего года вслед за падением цен на нефть. «С учетом того, что цена на газ запаздывает на девять месяцев… среднеевропейская цена будет снижаться где-то во второй половине следующего года», - цитирует Reuters Цыганкова. И это, пожалуй, единственная хорошая новость для Беларуси.

Во всех остальных фрагментах пресс-конференции Цыганков рассуждал о планах строительства газопровода под названием South Stream и 50 вариантах его прокладки. Он вспомнил даже о возможности строительства газопровода в Китай под названием «Алтай», перспективы реализации которого пока неясны: «На сегодняшний день существует план поставок до 68 млрд. куб. м в Китай, и поэтому необходимо рассмотреть все возможные маршруты и все технико-экономические замыслы». Однако ни о какой-то даже гипотетической возможности строительства Ямал-Европа-2 он не сказал ни слова. Видно, до «Газпрома» еще не дошел импульс, исходящий из Беларуси, о строительстве самого умного варианта европейского газопровода.




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

19.03.2024Катализатор автомобильный сдать
Скупка у населения автомобильных нейтрализаторов выхлопных газов.

18.03.2024Магоста-Групп -наша продукция сертифицирована в ЕЭС!
Магоста-Групп - первый поставщик оборудования и компонентов для систем вентиляции, отопления, кондиционирования

17.03.2024Филиал ПУ «Витебскторф» является лидером в республике по производству и продажам торфяных питательных грунтов торговой марки «Двина»
Питательный грунт «Двина» – гарантия высокого урожая!

17.03.2024ОАО «Радиоволна» является крупным экспортером запчастей к автомобильной и тракторной технике.
ОАО «Радиоволна» является крупным экспортером запчастей к автомобильной и тракторной технике.

14.03.2024Приобретать наш продукт выгодно, ведь высокое качество мы сочетаем с низкой стоимостью.
Мы производим продукцию, которая позволяет сделать мир чище! ЗАО «Ливсор»


11 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация