Новости

Особенности бюджетного планирования-2009

На волне ряда заявлений чиновников о необходимости рыночных реформ можно было подумать, что лед тронулся. Но попытки найти подтверждение намерениям отойти от матрицы плановой экономики в законе о бюджете на 2009г. оказались напрасными.

Ярослав РОМАНЧУК

Лафа никогда не кончается

В конце 2007г., при принятии бюджета на 2008г., ВВП в номинальном объеме планировался в объеме Br112,8 трлн., или $51,4 млрд. Сейчас ожидаемое исполнение за этот год - Br123,7 трлн., или $58,2 млрд., что превышает $6 тыс. на душу населения. Совмин недооценил прыть белорусской экономики на $6,8 млрд. в год! Зато, отбросив ложную скромность, на 2009г. власти поставили задачу увеличить ВВП в рублях до Br155 трлн., или до $72,9 млрд. (до $7600 на душу населения). Эти потрясающие воображение темпы роста отлично вписываются в параметры третьей пятилетки, но никак - в логику мировой экономики.

Деньги будут дороже. Рынки скукоживаются. Цены на электроэнергию и ЖКУ пойдут вверх. Спрос на товары традиционного белорусского экспорта упадет. Качество делового климата, административной и налоговой системы останутся традиционно низкими. Значимого притока внешних инвестиций не планируется. Откуда рост в 10% ВВП, т.е. на очередные $14,7 млрд.? Белорусская статистика с ее творческим подходом к методологии и национальными особенностями учета может чуточку помочь, но ведь не на такую огромную сумму!

Бюджет страны на 2009г. сверстан, исходя из цены на газ в $140 за 1 тыс. куб. м. Правительство находится в ожидании очередного года бурного экономического роста, щедрого российского энергетического гранта и дешевого кредита, неудержимого инвестиционного оптимизма и потребительского бума. В документе нет ни тени намека на бушующий в мире финансовый кризис.

Корректировки в макроэкономические прогнозы, в т.ч. в темпы роста ВВП, внесли США, Россия, Германия, Великобритания, Франция, Китай и десятки других стран мира. Беларусь же, по мнению авторов закона о бюджете-2009, окажется островком финансового, инвестиционного и потребительского благополучия. По оценке Совмина, в 2009г. нас ожидает рост ВВП на 10%, среднегодовая инфляция 10%, неизменный курс рубля к основным валютам, бурный рост зарплаты. С учетом инфляции реальная зарплата в бюджетной сфере должна вырасти на 17,6% (для сравнения: в 2008г. темпы ее роста оцениваются на 3,5%) и составить Br947,2 тыс. ($446) в среднем за год. Это беспрецедентные темпы роста доходов населения. Совмин почему-то решил, что в 2009г. внешнеэкономическая конъюнктура будет еще более благоприятной для белорусских производителей, хотя признает: производственные мощности основных предприятий загружены под завязку.

Без профицита

Складывается впечатление, что ни Минфин, ни Совмин особо не утруждают себя точностью бюджетного планирования. Практика внесения корректировок в бюджет широко распространена. В демократических странах этот процесс требует вовлечения парламента, в Беларуси все можно решить указом. Не отсюда ли и оптимизм закройщиков бюджета?

В законе о бюджете-2008, принятом в конце 2007г., власти обещали снизить доходы консолидированного бюджета до 44,5% ВВП. Потом в течение года эта цифра была увеличена до 45,7%. Минфин ожидает, что в 2008г. этот показатель составит 50,5% ВВП. Разница между обещанием и фактом составляет 6 п.п. ВВП! По расходам бюджета разница меньше, 1,9 п.п. ВВП, но вопрос, зачем правительство обещает одно, а делает другое, забирает у коммерческих организаций столько денег, остается открытым. Тем не менее расходы консолидированного бюджета в 2009г. (как доля к ВВП) запланированы больше, чем ожидаемое исполнение 2008г.

Бюджет 2009г. запланирован с дефицитом Br2,8 трлн. (1,8% ВВП). Большую часть его будет профинансирована из внутренних источников. Это существенно отличает бюджет-2009 от профицита консолидированного бюджета этого года в объеме Br2,7 трлн., или 2,2% ВВП. Одним из немногих достоинств фискальной политики Минфина последних лет был акцент на баланс бюджета или небольшой профицит. В 2009г. мы рискуем разрушить эту еще слабую традицию.

Фискал-шоу-2009

В 2009г. доходы консолидированного бюджета запланированы в размере Br72,7 трлн., или $34,2 млрд. Это на $4,8 млрд. больше, чем ожидаемое исполнение 2008г. Расходы будут Br75,5 трлн. ($35,5млрд.), что на $7,4 млрд. больше. Чиновники готовятся к настоящей бюджетной фиесте!

Минналогов продолжает игнорировать тот факт, что Беларусь остается страной с самой плохой налоговой системой в мире. Представители министерства уже заявили, что в 2009г. налоговая нагрузка в Беларуси составит 33,4% ВВП. Таков объем того, что министерство называет «налоговые доходы». При этом налоги на зарплату в размере 10,85% ВВП были названы «взносами на государственное социальное страхование» и вдруг перестали быть налогами. Скажите бизнесу, что 35% с фонда ЗП (платит наниматель) плюс 1% с ЗП (платит наемный рабочий) - это не налоги. Вот смеху-то будет!

Налоговые доходы и социальные налоги вместе составляют 44,2% ВВП. «Неналоговые доходы» запланированы в объеме 2,68% ВВП, что гораздо меньше, чем ожидаемое исполнение в 2008г. (как доля ВВП). В 2008г. ожидается исполнение консолидированного бюджета по налогам, включая социальные, на уровне 47,23% ВВП. Так что снижение очень незначительное.

В законе о бюджете запланировано снижение ставки сбора в сельхозфонд с 2% до 1% от выручки. Второе нововведение - единая ставка местного налога с продаж товаров и услуг в размере 5% (раньше было 15% для импортных и 5% для отечественных товаров, 10% - для услуг).

Третье нововведение - исключение из обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов (станки, оборудование). Отныне налог на недвижимость будет таким, каким он должен быть по определению - на здания, сооружения, передаточные устройства.

Четвертая новость - уменьшение с 5% до 3% размера ставки налога на приобретение автотранспортных средств. Наконец, пятая налоговая инновация - введение плоской ставки шкалы подоходного налога с физлиц в размере 12%: «Предлагаемый размер линейной (единой) ставки подоходного налога определяется уровнем средней ставки изъятия этого налога (отношение суммы налога, поступившего в бюджет, к общей сумме доходов граждан), величина которого на протяжении ряда лет составляет в РБ около 11%».

Чтобы не пострадали малообеспеченные граждане, которые до сих пор платили подоходный налог по минимальной ставке, правительство предложило увеличить стандартный налоговый вычет на каждого работника с одной базовой величины (около Br35 тыс.) до Br250 тыс. Эта сумма прогнозного бюджета прожиточного минимума не будет облагаться налогом. Воспользоваться этим вычетом смогут только те граждане, у которых среднемесячный доход не превышает Br1,5млн.

На доходы ИП закон о бюджете на 2009г. устанавливает единую ставку в размере 15%, что, по мнению Минфина, «соответствует уровню налоговых изъятий, когда предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения или уплачивает единый налог». Правительство решилось также на отмену налога на операции с ценными бумагами и включило доходы по ним в общую систему обложения налогом на прибыль.

 

Наактивничали

Увы, анализ налоговой нагрузки, предусмотренный на 2009г., охлаждает оптимизм от всех этих прогрессивных нововведений. Если сравнивать налоговые поступления как долю к ВВП, то на 2009г. запланировано их больше (33,27%), чем в 2008г. (33,24%). В структуре налоговых поступлений намечены следующие изменения. Доля налогов на доходы и прибыль вырастет с 7,79% ВВП (утверждено на 2008г.) до 8,23% (план на 2009г.). Налоги на выручку сократятся с 12,2% ВВП (2008) до 11,32% ВВП (2009). Минфин предусматривает сокращение поступлений от акцизов: с 2,89% ВВП в 2008г. (утверждено) до 2,77% (план на 2009). Налоги от внешнеэкономической деятельности составят 7,93% ВВП, в то время как в 2008г. действовал утвержденный план 6,18%. Наконец, доля социальных налогов к ВВП в 2009г. тоже незначительно увеличится - с утвержденных на 2008г. 10,55% до 10,85%.

Мизерными остаются доходы от коммерческой деятельности государства. В 2009г. они принесут в эквиваленте только 0,47% ВВП. Объем дивидендов по акциям, принадлежащим государству, составит только 1,24% ВВП, или около $900 млн. Если взять чрезвычайно консервативную оценку стоимости акций государства в $50 млрд., то правительство на данный капитал получает только 1,8% дохода. В рыночных экономиках минимальная доходность по акциям частных корпораций составляет 5-7%. Две трети этих 1,8% дают предприятия «Белнефтехима». Без их учета доходность по акциям государства в прочих АО составляет мизерные 0,5%.

В доходной части консолидированного бюджета не отмечен рост поступлений от приватизации. Данная статья доходов составит лишь 0,11% ВВП, или около $80 млн. Интересно, куда будут зачислен очередной транш от «Газпрома» за акции «Белтрансгаза» ($625 млн.), если не в бюджет. Практически не будет бюджетных поступлений от продажи земли (0,02% ВВП).

Так что относиться к принятому закону о бюджете на 2009г. нужно с изрядной долей скептицизма. На этом этапе Совмину не велено замечать тревожные веяния. Вот они нам и представили свою проекцию фискального будущего. Красивую, гармоничную, только малореальную.

 

Прогноз социально-экономического развития Беларуси

Показатель
2008г.
2009г.

ВВП, Br трлн.

123,7
155,0

Темпы роста ВВП, %

10
10

Индекс - дефлятор ВВП, %

17
13,9

Инфляция (декабрь к декабрю), %

114
109

В среднем за год

115
110

Среднемесячная ЗП, в среднем за год Br тыс.

732,2
947,2

Индекс роста реальной ЗП в бюджетной сфере, %

103,5
117,6

Обменный курс на конец года Br/$

2125
2125

Источник: материалы к проекту бюджета РБ на 2009г. Минфин РБ, 2008г.

 

Прогноз развития Республики Беларусь в 2009г.

Показатель

2006г.
2007г.
2008г.
2009г.

ВВП, $

37,0
44,8
55,5
60,5

ВВП по ппс, $

94,7
105,1
117,0
125,0

Реальный рост ВВП, %

9,9
8,1
9,0
4,5

ИПЦ, среднегодовой, %

7,0
8,4
15,5
15,0

Экспорт, $ млрд.

19,8
24,4
31,8
34,1

Импорт, $ млрд.

22,1
28,4
36,6
39,6

Баланс текущего счета, $ млрд.

-1,4
-2,9
-3,8
-4,7

Баланс текущего счета, % ВВП

-3,9
-6,6
-6,9
-7,8

Баланс бюджета, % ВВП

1,4
-0,3
-1,5
-2,0

Валютные резервы, $ млрд.

1
3,95
4,5
4,1

Обменный курс, Br/$

2144,6
2146,1
2130,0
2190,0

Источник: Economist Intelligence Unit, сентябрь 2008г.

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

18.04.2024Сервисный центр Белтепломашстрой ЗАО обладает парком собственного оборудования
Сервисный центр Белтепломашстрой ЗАО

18.04.2024Дневной Дозор - это гарантированное быстрое исполнение Вашей заявки
"Не обещать невозможного! Быстро и качественно выполнять обещанное!" - таков девиз компании Дневной Дозор ЧП.

17.04.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

17.04.2024Реализация свежих овощей закрытого и открытого грунта
Производство и реализация замороженных овощей, ягод, грибов, солений, квашений, маринадов.

17.04.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация