Новости

Беларусь своевременно взялась за логистические центры

Мировой кризис продемонстрировал, как фатально Беларусь проспала одно из своих главных преимуществ - географическое положение. Масштабная система транспортной логистики до сих пор не создана, а ожидаемое сокращение оборота товаров, транспортных услуг и инвестиций ставит под угрозу реализацию спешно принятой в августе текущего года программы развития белорусской логистической системы до 2015г.

Разговоры о необходимости создания в стране современных технологичных логистических центров ведутся лет десять, неоднократно принимались программы по их созданию под эгидой различных ведомств, зарубежные инвесторы стабильно высказывали интерес во вложении огромных средств... Вот самый свежий пример бюрократической волокиты: в т.г. Минтранс определил инвестора на право строительства транспортно-логистического центра на территории Национального аэропорта «Минск» - им стала компания «КМК-логистик» с объемом инвестиций $1,5 млрд., а в перспективе - до $5 млрд. Надо бы уже начинать стройку, но на прошлой неделе в рамках Второго транспортного конгресса министр транспорта Владимир Сосновский заявил, что не исключает возможности проведения повторного конкурса по другому алгоритму: с принятием программы развития логистической системы Беларуси «возник определенный нюанс». «Требование к участникам того конкурса и некоторые положения концепции развития транспортно-логистических центров в Беларуси, изложенные в программе, не совпали. Процесс приостановился», - пояснил министр. Он назвал данную ситуацию «зависшей» и добавил, что участники конкурса осведомлены о положении дел.

Правильная программа

Программа предусматривает создание девятнадцати транспортно-логистических центров в тринадцати городах, расположенных на белорусских участках двух межконтинентальных транспортных коридоров - Берлин-Варшава-Брест-Москва-Нижний Новгород (II по международной классификации), Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва-Киев-Кишинев-Бухарест-Димитровград-Александруполис (IX) - и его ответвления Клайпеда-Вильнюс-Минск-Киев (IXв). Объем инвестиций - несколько миллиардов долларов. Центры займут большие земельные участки - от 30 га, а для крупнейшего комплекса в районе Национального аэропорта предусмотрено выделение 500 га. Все центры будут резидентами СЭЗ с льготным налогообложением и преференциями по аренде земли.

По мнению директора Института экономики НАН Петра Никитенко, реализация программы позволит увеличить долю логистики в ВВП страны до 20% к 2015г., а суммарный оборот планируемых в Беларуси транспортно-логистических центров может превысить 30 млн. т грузов в год. А пока логистические услуги составляют всего 7-8% экспорта Беларуси - словно страна обладает неисчерпаемыми сырьевыми запасами, как Россия, где услуги составляют менее 10%, или Казахстан (менее 7%). А вот маленькие и небогатые страны-соседки уже сегодня выгодно используют свой транзитный потенциал: например, у Литвы этот показатель составляет 20%, у Латвии - 30%. В ряде европейских стран экспорт услуг сейчас достигает трети всего ВВП.

Программа НАН представляется наиболее сбалансированной по сравнению со всеми предыдущими вариантами, однако разработчики оговариваются: она будет успешной только в случае системного подхода к ее реализации - без проволочек, уже задержавших развитие белорусской логистики на целое десятилетие. А вот независимые эксперты полагают, что оптимальный момент для начала строительства хотя бы крупнейшего логистического центра возле аэропорта уже упущен.

Идем в противофазе

По данным Минтранса и ГТК, в течение трех последних лет экспорт транспортных услуг показывает стабильный рост показателей как в денежном выражении, так и в физическом: 54,2 млн. т на $1,7 млрд. в 2006г., 58,8 млн. т на $2,3 млрд. в 2007г., 41 млн. т на $1,4 млрд. в I полугодии 2008г. (по сравнению с I полугодием 2007г. рост соответственно на 26,6% и 6%). Логично было бы строить крупные логистические центры и складские терминалы именно в фазе растущего рынка, когда есть приток капитала и перспектива загрузки. Однако, хоть необходимость развития логистики признавалась, реальная работа постоянно откладывалась по причине бюрократических проволочек.

Теперь мировой рынок охватил финансовый кризис, который несет с собой сокращение товарооборота, инвестпрограмм и, как следствие, транспортных услуг. Между тем реализовать заявленную программу собственными средствами Беларуси не под силу, а европейские инвесторы сейчас могут отказаться от участия в проекте, где риски многократно выросли. Правда, остается надежда на ближневосточных партнеров, которые еще не очень сильно пострадали от падения цен на нефть. К счастью, их внешнеторговые интересы как раз пролегают транзитом через Беларусь.

Однако в связи с негативными тенденциями в экономике Европы в следующем году рынок транзитных транспортных услуг в направлении Европа-Россия и Европа-Китай может заметно сузиться. Но белорусские власти пока не проявляют особого беспокойства. Как отметил на прошлой неделе зампред ГТК Сергей Борисюк, снижения объемов транзита в связи с мировым финансовым кризисом не отмечается: «Признаки кризиса наблюдаются не первый день и даже не неделю, но… уменьшения товаропотока на внешней границе союзного государства и снижения транзита через Беларусь не зафиксировано». А вот замминистра транспорта Николай Верховец более дальновиден: «Недавно проходила специализированная транспортная выставка в Ганновере. Основные производители транспортных средств и полуприцепов озабочены тем, что впервые на выставке не было оживления по дальнейшему приобретению транспортных средств, занятых на международных перевозках». По его словам, очень осторожны в прогнозах и ожиданиях такие производители грузовиков, как Iveco, Scania, Volvo. «Они отмечают отсутствие ажиотажного спроса на технику для выполнения международных перевозок грузов. Это говорит о том, что рынок замер в ожидании приобретения нового оборудования, транспортных средств», - пояснил Верховец.

Главный принцип логистики - доставить груз вовремя и с оптимальными затратами. Специалисты отмечают, что триумвират маркетинга, менеджмента и логистики неслучайно называют «последним рубежом экономии времени и затрат». Беларусь чрезвычайно расточительно отнеслась к отпущенному ей времени для создания у себя логистических центров и приступила к этой работе в самый неподходящий для этого момент, но это едва ли не последняя возможность наконец-то воспользоваться своим национальным достоянием.

Материалы подготовила Ольга МИКША

БелГазета




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

28.03.2024ОАО «РЕМИЗ» – динамично развивающееся предприятие.
ОАО «РЕМИЗ» является производителем воздушных фильтров для грузовой, тракторной, строительной техники в Республике Беларусь.

28.03.2024Производство систем контроля учета рабочего времени и трезвости «СКУД-АЛКО»
Алкотестер для проходных предприятий.

27.03.2024Новые технологии промышленности,уникальные возможности повышения профессионального уровня для специалистов
Передовые технологии промышленности продемонстрируют на выставке в Минске с 9 по 12 апреля 2024 года

27.03.2024Предприятие ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является ведущим поставщиком на конвейера крупнейших автопроизводителей стран СНГ.
ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» является специализированным предприятием, производящим рулевые механизмы, гидроусилители для автомобильной техники

26.03.2024Компания ЛОКТ ООО– это профессионалы на рынке систем видеонаблюдения,
Профессиональная установка систем видеонаблюдения под ключ с гарантией на все виды работ компания ЛОКТ ООО


8 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация