Новости

Логистика должна стать приоритетной отраслью

Окончательный вариант Программы по развитию логистики в стране разработан Институтом экономики Национальной академии наук Беларуси совместно с заинтересованными ведомствами и рабочей группой при Совмине под руководством вице-премьера Андрея Кобякова.

 
Татьяна МАНЕНОК
 

Об основных положениях этого документа корр. "БР" беседует с академиком, директором Института экономики НАН Петром НИКИТЕНКО:

 

— Сегодня логистика во всем мире стала эффективным инструментом управления бизнесом, поскольку позволяет снизить стоимость перевозок и ускорить оборачиваемость финансовых ресурсов. Ведь главный принцип логистической системы — доставить груз вовремя и с оптимальными издержками.

 

Не случайно логистику в сочетании с маркетингом и менеджментом называют "последним рубежом экономии времени и затрат". Практика показывает, что логистика позволяет экономить до 15-20% издержек, связанных с производством и доставкой товаров потребителю. А снижение логистических издержек на 1% эквивалентно 10% увеличения объема перевозок.

 

Чемпионом мира по использованию своего геополитического положения можно назвать Германию. В этой стране, к примеру, контейнеров такое количество, что можно трижды опоясать весь земной шар.

 

— Петр Георгиевич, а на каком уровне по развитию логистики находится Беларусь?

 

— Нельзя сказать, что мы начинаем с нуля. Беларусь торгует более чем со 170 странами мира. Сейчас доля логистических услуг у нас составляет 7-8% от общего объема оказываемых услуг. Другое дело, что они не очень совершенны.

 

Сегодня наша страна должна активно обновлять материальный и нематериальный секторы общественного воспроизводства, выводить их на инновационный уровень. Модернизируя сферу материального производства, мы должны одновременно ускоренными темпами развивать сферу услуг, но на новом, инновационном уровне.

 

Так что логистика должна стать для Беларуси одним из приоритетных направлений. Тем более что новая отрасль с точки зрения получения добавленной стоимости не требует больших издержек. Отдача и добавленная стоимость здесь гораздо выше, чем в сфере материального производства.

 

Кстати, развитие логистической системы улучшит рыночный имидж страны, позиции крупного, малого и среднего бизнеса. Им, в частности, не нужно будет создавать у себя какие-то складские помещения, поскольку заказать ту или иную продукцию либо услугу можно будет через логистический центр.

 

По оценкам, суммарный грузооборот транспортно-логистических центров общего пользования к 2015 году может составить 25-30 млн. т в год. Если нам удастся реализовать все, что предусмотрено программой, страна благодаря развитию логистики может получить к 2015 году около 20% ВВП.

 

— Известно, что в последнее время подготовкой отраслевых программ развития логистики занимались многие министерства и ведомства. Удалось ли окончательно состыковать межведомственные интересы в процессе подготовки национальной программы?

 

— Любое министерство и ведомство имеет свой корпоративный интерес, и объединить их, конечно же, очень трудно.

 

Координировать реализацию национальной программы будет созданная в правительстве межведомственная комиссия во главе с вице-премьером Андреем Кобяковым. Основной задачей этой комиссии станет взаимодействие госорганов в области строительства логистических объектов. Комиссия будет также рассматривать предложения юридических лиц, подавших заявки на участие в строительстве логистических центров, бизнес-планы инвестиционных проектов и т. д.

 

На переходном этапе эта комиссия будет также заниматься разрешением межведомственных противоречий. Но, подчеркну, только на переходном этапе. В конце концов мы должны выйти на создание независимой структуры — куратора этой отрасли — акционерной компании либо национального агентства по развитию логистической системы. Этот орган будет призван, с одной стороны, объединить интересы различных министерств и ведомств, а с другой — создать своего рода "одно окно" для инвесторов.

 

— По какому принципу будут создаваться логистические центры в Беларуси?

 

— В зависимости от отраслевой направленности будут создаваться транспортно-логистические, оптово-логистические (торговые) и многофункциональные логистические центры как внутри страны, так и за рубежом.

 

Транспортно-логистические центры предназначены для обработки в первую очередь транзитного грузопотока, а также разработки, организации и реализации рациональных схем движения товаров по территории Беларуси и других государств на основе организации единого технологического и информационного процесса.

 

Оптово-логистические (торговые, товаропроводящие) центры будут заниматься поставкой оптовых партий потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения отечественного и импортного производства потребителям или организациям розничной торговли.

 

Предусмотрено строительство многофункциональных логистических комплексов (они включают торгово-деловой, административно-деловой, выставочные центры и т. д.).

 

Создавать логистические центры в программе рекомендуется с использованием двух основных подходов: с нуля, что означает поиск и покупку на рынке земельного участка и дальнейшее строительство комплекса, и путем модернизации действующей промышленной или складской недвижимости.

 

В программе говорится, что размещать оптово-логистические центры разумнее в тех же регионах, где будут расположены транспортно-логистические центры, а также в городах, которые находятся на пересечении автомобильных и железнодорожных магистралей республиканского значения.

 

В ближайшее время запланировано создать транспортно-логистический центр на базе госпредприятия "Брестгрузавтосервис", на базе ОАО "КМК "Интурист", "КМК-Логистик", ТЛЦ "Гомель-Авто", "МогилевБелтаможсервис" и других.

 

В перспективе правительство считает возможным создать в стране ассоциацию логистических центров, целью которой будет оказание комплексных услуг по логистике, поставке внешнеторговых и транзитных грузов, поставке товаров на внутренний рынок, привлечению отечественных и иностранных инвестиций, росту экспорта транспортных услуг.

 

— Из каких источников будут финансироваться проекты по строительству логистических центров?

 

— Реализация программы будет осуществляться за счет средств инвестиционных и инновационных фондов органов госуправления и других госорганизаций, а также инвесторов, республиканского бюджета, собственных средств предприятий. Программой предусмотрено совместное финансирование государством и частными инвесторами особо значимых проектов транспортной инфраструктуры.

 

Если инвесторы примут решение создавать логистические центры в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек и в сельских населенных пунктах, это дает им право на получение ряда льгот.

 

Очевидно, что для выполнения всей программы потребуется не один миллиард долларов. Достаточно сказать, что только проект "КМК-Логистик" оценивается примерно в 5 млрд. USD.

 

Вопрос возникнет прежде всего с землей. Все, что касается земли, — это прерогатива областей и районов. Кстати, местные власти могут внести землю в качестве вклада в уставный фонд создаваемого логистического центра. Для строительства таких центров предусмотрен отвод земли от 30 га и более. А по крупнейшему логистическому центру "КМК-Логистик", который будет строиться на базе Национального аэропорта, — 500 га.

 

Отмечу, что правительство поручило облисполкомам и Минскому горисполкому оформить до 10 декабря этого года земельные участки для проведения конкурсов на право строительства логистических центров.

 
— Какие риски при реализации данной программы вы видите?
 

— Больших рисков не вижу. Единственное — придется ломать много бюрократических препонов. Как бывает у нас? Принимается хорошая программа, но она не работает, поскольку законодательная база, как правило, остается без существенных изменений.

 

Хотел бы отметить, что при подготовке данной программы по развитию логистики заложен принципиально иной подход. Впервые Минюст пошел навстречу разработчикам программы и заранее прописал, как привести действующее законодательство в соответствие с требованиями этой программы. Причем сделать это придется в максимально сжатые сроки.

 
— А что конкретно потребуется сделать?
 

— Чтобы в стране появилась возможность легально и прозрачно заниматься развитием логистической системы, нужно принять ряд законодательных актов. Предстоит практически по-новому переписать законодательство по всей хозяйственной системе.

 

Прежде всего, необходимо подготовить и принять Указ президента Беларуси "О логистической деятельности в Республике Беларусь". И, конечно же, приступить к работе по привлечению инвесторов для строительства именно логистических центров.

 

Особняком стоит проблема подготовки кадров для развития в стране логистической деятельности. Нужны кадры высокой квалификации, соответствующей международной классификации логистических операторов уровней 3PL и 4PL. Возможно, для этого потребуется привлечь логистических операторов-практиков из зарубежных стран.

 

Не менее важно, конечно же, принять решение о совершенствовании бухгалтерского учета, политики заработной платы, налоговой системы и о координирующем органе этой программы.

 
— Проявляют ли интерес к программе потенциальные инвесторы?
 

— Интерес к реализации проектов со стороны партнеров проявлен огромный. Поступают предложения от российских, литовских, латвийских, арабских и других компаний.

 

Но, повторюсь, самое трудное, на мой взгляд, — это увязать прогрессивную программу с действующей административной системой. Ведь административная система по своей природе не терпит инноваций. Предполагаю, что государственные чиновники под различными предлогами будут откладывать решения по конкретным проектам. Не секрет, что многие из них просто боятся взять на себя ответственность, опасаясь, как бы завтра не попасть под контрольные и другие проверки.

 

Хочу отметить, что президент и правительство стремятся сломать чиновничье невосприятие инноваций, но это непросто. В стране должна быть создана система, которая воспринимает инновационные предложения. Объективно мы стоим перед необходимостью трансформации административной и всей хозяйственной системы. В нынешнем виде они являются большим тормозом для реализации подобных программ. Прежние системы свое дело сделали, пора, как постоянно призывает президент, переходить на другой политико-экономический уровень управления государством и субъектами хозяйствования.

Белорусы и рынок




Вернуться в рубрику "Новости" |   Версия для печати

13.03.2024Резиновые покрытия Rubtex® — современное и экологичное покрытие
Резиновая плитка Rubtex из резиновой крошки совсем недавно появилась на рынке в Беларуси

12.03.2024Вся мука, которую производит Сморгонский комбинат хлебопродуктов является цельнозерновой
Попробуйте муку от «Сморгонского КХП» и вы оцените её за неповторимый вкус!

12.03.2024Промышленный альпинизм в Бресте
Брестпромальп ЧП предлагает услуги в области промышленного альпинизма

12.03.2024ОАО «Завод «Оптик» предлагает широкий выбор уникальной маркетинговой продукции – сувениров из стекла собственного производства
Производство сувениров из стекла собственного производства с логотипом вашей фирмы

11.03.2024Предпроектная документация-УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ»
УП «БЕЛПРОМПРОЕКТ» оказывает услуги по разработке отдельных разделов проектной документации на любых стадиях проектирования.


12 Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Все права защищены © 2024 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация